logo search
УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 6. Преступления, посягающие на порядок использования

и эксплуатации военной техники

Нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК) причиняет вред установленному порядку вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин, обеспечивающему их безопасность для граждан, в том числе для военнослужащих, и поддержание в постоянной готовности для применения их по назначению.

К боевым машинам относятся технические передвижные средства, которые участвуют в ведении боя. Специальными машинами являются самодвижущиеся технические средства, призванные обеспечить ведение боевых действий войсками. К транспортным машинам относятся машины, предназначенные для перевозки личного состава, подвоза оружия, боеприпасов, военно-технического имущества, горюче-смазочных материалов, продовольствия, вещевого и иного имущества для хозяйственно-бытового обеспечения войск.

Вид военной машины, правила вождения или эксплуатации которой были нарушены, на квалификацию содеянного влияния не оказывает.

Диспозиция нормы, закрепленной в ст. 350 УК, - бланкетная; правила, о нарушении которых в ней идет речь, устанавливаются иными нормативными актами, на которые и надлежит ссылаться при квалификации преступления.

Под правилами вождения боевых, специальных и транспортных машин понимается совокупность обязательных предписаний, соблюдение которых военнослужащими, непосредственно управляющими машиной во время движения, обеспечивает безопасное движение военных машин для людей, воинского правопорядка и боеготовности войск. Эксплуатация военной техники - это комплекс мероприятий по использованию, техническому обслуживанию, транспортированию и хранению военной техники.

Нарушение правил эксплуатации может выражаться в допуске к управлению лиц, не имеющих на это права, выпуске в рейс технически неисправной машины, в допуске к управлению машиной лиц, заведомо не подготовленных к вождению данного типа машин либо по своему физическому или психическому состоянию (опьянение, чрезмерная усталость, болезнь и т.п.) неспособных управлять машиной, и др.

Нарушения правил эксплуатации могут совершаться не только начальником, старшим машины, лицами контрольно-технической службы, но и водителями. Эти нарушения могут выражаться в передаче управления машиной лицу, не имеющему права на управление машиной такого типа и опыта ее вождения, нарушении правил эксплуатации машины водителем не в ходе движения машины (оставление машины в темное время суток на проезжей части без установки предупредительных знаков и без включения габаритных световых сигналов, оставление машины на склоне без постановки на ручной тормоз) и др.

Преступление окончено при наступлении последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью, понятие которого дано в ст. 111 УК.

Субъект нарушения правил вождения боевой, специальной и транспортной машины - военнослужащий, законно или незаконно оказавшийся за рулем, рычагами управления военной машины. Субъект нарушения правил эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин - военнослужащий, на которого нормативными актами или приказом начальника возложена обязанность их соблюдения.

Непосредственный объект нарушения правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК) - порядок производства полетов военных летательных аппаратов, подготовки к полетам (аэродрома, экипажа, летательного аппарата, службы безопасности обеспечения полетов) и боеспособность летательных военных аппаратов.

Под нарушением правил понимается совершение действия или бездействия, противоречащее правилам полета, подготовки к полету или иным правилам эксплуатации военных летательных аппаратов.

Летательные аппараты - это технические устройства, состоящие на вооружении (снабжении) Вооруженных Сил Российской Федерации, специально сконструированные для полета в атмосфере и космосе под воздействием входящей в устройство силовой установки (самолеты, вертолеты, дирижабли, космические корабли и т.п.).

Под подготовкой летательного аппарата к полету понимается совокупность мер, выполняемых техническим и летным составом экипажа и всеми службами аэропорта в целях обеспечения безаварийного полета летательного аппарата на весь период выполнения задания (полета).

Иные правила эксплуатации охватывают заправку самолета топливом, обеспечение боеприпасами, средствами тушения пожара в случаях возникновения его на борту самолета, укомплектование летательного аппарата штатными принадлежностями и другие меры, выполнение которых предписано соответствующими нормативными актами о подготовке летательного аппарата к полету.

В качестве последствий законодатель указывает смерть человека или иные тяжкие последствия. Причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью даже нескольким лицам должно квалифицироваться как преступление против здоровья.

Иные тяжкие последствия могут выразиться в гибели летательного аппарата, причинении крупного материального вреда наземным объектам и сооружениям, принадлежащим как военному ведомству, так и иным юридическим и физическим лицам, срыве выполнения боевого задания, нанесшем ущерб военной безопасности страны либо повлекшем возникновение международного дипломатического или военного конфликта.

Субъект преступления - а) военнослужащий, непосредственно осуществляющий управление начавшим движение аппаратом или его полетом в воздушном пространстве в порядке исполнения обязанностей по военной службе; б) военнослужащий, нарушивший правила подготовки летательного аппарата к полету; в) военнослужащий, в обязанности которого входят заправка самолета топливом, обеспечение командира экипажа сводкой о метеорологической обстановке, осуществление радиотехнического обеспечения полета самолета.

Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК) причиняет вред установленному воинскому порядку безопасного вождения и эксплуатации кораблей Военно-Морского Флота РФ, обеспечивающему их постоянную боевую готовность, безопасность для людей самих кораблей и иного имущества и использование их по прямому назначению в мирное и военное время.

Кораблями Военно-Морского Флота РФ признаются боевые корабли (эсминцы, крейсера, авианосцы, подводные лодки, торпедные катера и др.), корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения. Их личный состав комплектуется военнослужащими.

Военно-Морской Флот является важной составной частью Вооруженных Сил РФ.

Под кораблевождением понимается непосредственное управление кораблем в плавании, в процессе которого командир определяет курс корабля, скорость его движения, место нахождения корабля, порядок буксировки корабля другим кораблем, принимает меры к предупреждению столкновения судов в море, а также к обеспечению живучести корабля при получении им повреждения и принимает решение в случае возникновения угрозы гибели корабля к предотвращению такой угрозы. Вождение корабля возлагается лично на командира корабля, его старшего помощника, а в случае их отсутствия - на вахтенного офицера, находящегося при исполнении своих обязанностей.

Нарушение правил вождения корабля выражается в действии (бездействии), противоречащем установленным правилам кораблевождения (непринятие мер к измерению глубины перед посадкой на мель, неуменьшение скорости движения корабля при прохождении узости, расхождение со встречным кораблем с нарушением правил, повлекшим столкновение кораблей, и т.п.).

Нарушение правил эксплуатации может выражаться в использовании ненадлежащего топлива, неприведении в готовность к использованию противопожарного оборудования, ненадлежащем размещении на борту десанта, вооружения и боевой техники и т.п.

Субъект преступления - командир корабля (катера, шлюпки), старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля, лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля.