logo
УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 3. Действие уголовного закона в пространстве

Действие уголовного закона всегда ограничено определенной территорией. В связи с этим основным принципом действия уголовного закона в пространстве является принцип территориальности. Он означает, что все лица, независимо от гражданства, совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат ответственности по уголовному законодательству, действующему в месте совершения деяния. Данный принцип основан на незыблемости суверенитета России.

Территория РФ устанавливается ее государственной границей. Государственная граница есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").

Таким образом, в состав государственной территории входят:

- сухопутная территория, т.е. суша в пределах границ государства;

- водная территория, которая включает как внутренние (национальные) воды (например, воды заливов, бухт, морей, проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации; воды рек, озер и иных водных объектов, берега которых принадлежат России, и т.д.), так и территориальные воды - прибрежные морские воды;

- недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, без каких-либо ограничений по глубине;

- воздушная территория, которую составляет все воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

Уголовную юрисдикцию Российская Федерация осуществляет также в отношении лиц, совершивших преступления на любых территориях и объектах, принадлежащих России и находящихся в открытом море или ином указанном пространстве. Сюда относятся: континентальный шельф - часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением, а также 200-мильная исключительная экономическая зона. Они находятся за пределами государственной границы, поэтому не входят в состав государственной территории. Но прибрежные государства имеют право на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением данных ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются законодательством Российской Федерации.

Свою юрисдикцию Россия осуществляет и в отношении объектов, находящихся в ее экономической зоне (искусственные острова, установки, сооружения, средства обеспечения безопасности морского судоходства). В остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют нормы и принципы международного права.

При совершении преступления на борту воздушного или морского судна, приписанного к порту РФ, вне государственной территории России уголовная юрисдикция Российской Федерации осуществляется в зависимости от назначения судна. Военно-морские корабли и военно-воздушные суда обладают экстерриториальностью. Это означает, что независимо от их местонахождения преступления, совершенные на указанных судах, подпадают под действие уголовного закона России. На гражданских морских и воздушных судах уголовный закон РФ действует лишь в случае, если они находятся на территории России, а также в международном воздушном пространстве или международных водах.

Преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если:

- преступные действия начаты и окончены на ее территории;

- преступное деяние осуществлено на территории России, а преступный результат наступил за ее пределами;

- приготовление и покушение совершены за границей, а преступление окончено или преступный результат наступил на территории России;

- организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество осуществлялись за границей, а исполнитель действовал на территории России;

- соучастие имело место на территории России, а исполнитель действовал за границей.

В случае совершения преступления на территории нескольких государств по уголовному закону РФ наказываются лишь те посягательства, которые были пресечены на территории России.

В уголовном законе закреплен дипломатический иммунитет. Он не устраняет противоправности и наказуемости деяния, совершенного дипломатом, а лишь устанавливает особый порядок реализации уголовной ответственности. Поэтому, строго говоря, дипломатический иммунитет носит комплексный (международно-правовой, уголовно-процессуальный, уголовно-правовой) характер.

Дипломатические представительства включают три категории сотрудников: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.

Не распространяется уголовная юрисдикция России на представителей иностранных государств, членов парламентских и правительственных делегаций.

На условиях взаимности иммунитетами от уголовной ответственности за границей обладают сотрудники делегаций иностранных государств. Вопросы применения законов Российской Федерации в отношении международных межправительственных организаций, постоянно функционирующих на территории России, представительств иностранных государств при этих организациях и их должностных лиц определяются соответствующими международными договорами.

Дипломатический иммунитет нельзя использовать в целях, несовместимых с функциями дипломатических представителей. Лица, злоупотребляющие правом неприкосновенности, объявляются персонами non grata и им предлагается покинуть Российскую Федерацию.

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства. Он означает распространение юрисдикции Российской Федерации на граждан России и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица:

- имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу названного Федерального закона;

- которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Федеральным законом.

Иностранные граждане - это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лица без гражданства - лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ подлежат российские граждане и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов нашей страны преступление против интересов, охраняемых уголовным законодательством России, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Юрисдикция Российской Федерации распространяется и на российских военнослужащих воинских частей, дислоцирующихся за пределами России. В случае совершения преступления на территории иностранного государства - месте дислокации - военнослужащий несет ответственность по Уголовному кодексу РФ. Изъятие из этого положения может быть установлено международным договором.

Статья 12 УК закрепляет и принцип универсальной юрисдикции. Универсальная юрисдикция вначале предназначалась в качестве дополнения к двум основным принципам - территориальности и гражданства, но в последующем стала выступать самостоятельным принципом действия уголовного закона в пространстве. Это обусловлено усилившейся координацией действий многих государств в борьбе с преступностью. Преступления, предусмотренные в международных конвенциях, государства-участники обязались пресекать независимо от места их совершения и гражданства преступника.

Согласно ч. 3 ст. 12 УК "иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации".

Россия, являясь государством-участником ряда международных конвенций, договоров, во исполнение взятых на себя обязательств включила в уголовное законодательство нормы об ответственности за преступления, указанные в соглашениях (например, ст. ст. 211, 227, 270 УК и др.). Эти деяния влекут ответственность по Уголовному кодексу РФ независимо от места совершения и гражданства лица, их совершившего.

Наряду с указанными принципами при определении действия уголовного закона в пространстве необходимо руководствоваться и реальным принципом, суть которого состоит в том, что иностранные граждане, а также лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, при совершении ими преступления за пределами России подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу в том случае, если:

- преступление направлено против интересов Российской Федерации, гражданина России либо лица без гражданства, постоянно проживающего в РФ;

- лицо не было осуждено в иностранном государстве и привлекается к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Надо иметь в виду, что в ч. ч. 1 и 3 ст. 12 УК установлены разные категории лиц без гражданства, соответственно:

- постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства;

- такие же лица, но не проживающие постоянно в России.

Не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, оказавшиеся в Российской Федерации после совершения на территории другого государства преступления, не предусмотренного международным договором и не затрагивающего интересов России. Однако в силу международных соглашений они могут быть выданы другому государству, на территории которого было совершено преступление или против интересов которого оно было направлено, либо государству, гражданами которого они являются.