logo
УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 4. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности

и таможенного контроля

Непосредственным объектом преступлений данной группы являются общественные отношения, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.

Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК), заключается в вывозе указанных предметов, в отношении которых установлен экспортный контроль, за пределы РФ без соблюдения порядка и установленных правил, которые определяются Правительством РФ (без лицензии, в результате предоставления поддельных документов и т.д.), их передачу любыми способами иностранной организации или ее представителю, а также незаконные выполнение работ и оказание услуг. При этом деяния не должно содержать признаков контрабанды сильнодействующих, ядовитых и иных предметов, указанных в ст. 226.1 УК, или государственной измены (ст. 275 УК).

Незаконность совершаемых действий с перечисленными предметами, материалами и информацией может проявляться в отсутствии лицензии, нарушении правил лицензирования, в предоставлении недостоверных сведений о роде деятельности и используемых при этом материалах.

Экспортный контроль предусматривает совокупность определенных мер, обеспечивающих соблюдение установленных требований за счет разрешительного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При этом лицо заведомо осознает, что предметы, находящиеся под экспортным контролем, выполняемые работы и оказываемые услуги могут быть использованы для создания вооружения и военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки.

Субъект преступления - лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность: руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории РФ, или индивидуальный предприниматель, постоянно проживающий в России.

В ч. 2 ст. 189 УК установлена уголовная ответственность за совершение перечисленных деяний группой лиц по предварительному сговору.

Деяние, совершенное организованной группой, либо в отношении предметов, которые находятся под экспортным контролем, и заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, может быть использовано при создании оружия массового поражения и средств его доставки, образует преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 189 УК.

Объективная сторона невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК) выражается в неисполнении обязанности, регламентированной в Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", возвратить указанные в уголовно-правовой норме предметы на территорию РФ. Вывоз культурных ценностей может осуществляться для выставок, научных исследований и проведения других культурных мероприятий.

Преступление считается оконченным по истечении срока, на который был разрешен вывоз культурных ценностей, за исключением случаев, когда возврат их невозможен в силу объективных причин (стихийное бедствие и т.п.).

Если культурные ценности были вывезены за границу с нарушением установленных требований, т.е. незаконно, содеянное образует контрабанду (ст. 226.1 УК).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект - собственник культурных ценностей или уполномоченное им для временного вывоза лицо, а также представитель организации (музея, библиотеки), уполномоченный на вывоз культурных ценностей и их возвращение.

Лица, не возвратившие культурные ценности не территорию РФ, присвоившие их за ее пределами или передавшие третьим лицам, подлежат дополнительно уголовной ответственности за хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК).

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК) заключается в неисполнении требований Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" об обязательном зачислении части валютной выручки, полученной в результате внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций, на их счета в уполномоченных банках РФ. Деяние признается преступным при условии, что невозвращенные суммы в иностранной валюте превышают 30 млн. руб., и считается оконченным с момента истечения срока, установленного для перечисления валютных средств.

Не подлежат перечислению на счета в уполномоченные банки валютные средства, находящиеся за границей, которые используются для исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа, при оплате местных расходов, связанных со строительством необходимых объектов, направленные на покрытие расходов при проведении различных мероприятий (культурных, спортивных) и зачет встречных требований при осуществлении отдельных видов деятельности, перечисленных в законодательных актах.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект - руководитель организации.

При уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК), предметом преступления являются: ввозная или вывозная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы, которые должны быть уплачены при перемещении товаров через таможенную границу. Обязанность уплатить таможенные сборы наступает с момента пересечения таможенной границы при ввозе товаров, с момента подачи таможенной декларации - при вывозе товаров с таможенной территории.

Уклонение может выражаться либо в полной неуплате таможенных платежей, либо в совершении действий, направленных на занижение объемов перевозимых товаров, их стоимости, неправильном установлении таможенного режима для того, чтобы уменьшить размер или получить льготу по их уплате.

Преступление будет окончено по истечении срока, предусмотренного для уплаты таможенных платежей. Для уплаты таможенных платежей при их ввозе установлен 15-дневный срок, при вывозе они должны быть уплачены не позднее дня подачи декларации, но законом могут быть предусмотрены и иные сроки, либо может быть предоставлена их отсрочка или рассрочка.

Обязательный признак состава преступления - крупный размер неуплаченных таможенных платежей: 1 млн. руб. при уклонении физического лица и 2 млн. руб. - организации от уплаты таможенных платежей.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - декларант, лицо, которое декларирует товары при их перемещении, или его представитель (таможенный брокер) как ответственный за уплату таможенных платежей.

В ч. 2 ст. 194 УК установлена ответственность за преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору (п. "а") или в особо крупном размере (п. "г"), превышающем 3 млн. руб. при уклонении от уплаты таможенных платежей физического лица и 10 млн. руб. при уклонении организации от уплаты таможенных платежей.

В ч. 3 ст. 194 УК выделены деяния, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. "а") либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (п. "б"). Насилие сопровождается применением физического воздействия (например, нанесение ударов, связывание, а также причинение легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью). Убийство указанных лиц дополнительно квалифицируется по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.

В ч. 4 ст. 194 УК предусмотрена ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 2 или 3 ст. 194 УК, совершенные организованной группой.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сходство и различие незаконного предпринимательства (ст. 171 УК) и незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК)?

2. Охарактеризуйте составы преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступлений (ст. ст. 174 и 174.1 УК).

3. Кто может выступать в качестве субъекта преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности?