logo
УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 3. Социологическая школа

В конце XIX в. обострился спор между представителями антропологической уголовно-правовой школы с ее пониманием причинности преступности как генетически заложенных и передающихся по наследству задатков и представителями учения о взаимосвязи с социальной средой, которые понимали преступность как явление, вызванное социальной средой делинквента.

Эти дискуссии врачей и психиатров, с одной стороны, и социологов, с другой стороны, подверглись критике юристов, заинтересованных в конкретной реформе уголовного права. Не приводя особых научных доводов, некоторые известные правоведы предлагали политически-правовой компромисс, согласно которому преступность обусловлена в равной степени как генетическими задатками преступника, так и его социальным окружением.

Представителями этого (называемого социологической школой уголовного права) видения проблемы являлись немецкий профессор уголовного и международного права Франц фон Лист (1851 - 1919), бельгийский профессор юриспруденции и криминологии Адольф Принс (1845 - 1919) и голландский профессор уголовного права Герард Антон ван Хамель (1842 - 1917). В 1888 г. они основали Международный союз криминалистов, который в дальнейшем придерживался этой концепции. В 1924 г. в качестве преемников Международного союза криминалистов были созданы Международные ассоциации уголовного права (International Association of Penal Law и Association Internationale de Droit Penal).

Еще в 1882 г. фон Лист развил в работе "Идея целенаправленности в уголовном праве" идею о том, что причинность преступности основывается на симбиозе индивидуально-биологических и социальных факторов, в котором преобладает социальный компонент. Этим трудом он продолжил начинания своего учителя Рудольфа фон Иеренга (1818 - 1892), который считал, что цель является "творцом всего права".

Представители социологической школы уголовного права отвергают абсолютную уголовно-правовую теорию, основная идея которой заключается в том, что уголовное наказание служит исключительно возмездию за причиненное зло и не преследует никаких иных целей (этот принцип был отчасти поддержан классической школой). Вместо этого основным требованием представителей социологической школы является необходимость понимания уголовного наказания в качестве целенаправленной специальной превенции.

Возможными целями уголовного наказания фон Лист считал предостережение преступника от совершения новых преступлений посредством его устрашения и защиту общества от преступника (негативная специальная превенция), а также исправление преступника (позитивная специальная превенция). В соответствии с этими целями уголовного наказания фон Лист классифицировал преступников по определенным типам. Он считал, что, во-первых, не нуждающиеся в исправлении "случайные преступники" должны подвергаться лишь соразмерному устрашающему наказанию в виде лишения свободы, во-вторых, для исправимых и нуждающихся в исправлении преступников должны быть предусмотрены соответствующие "исправительные учреждения". В-третьих, неисправимые "рецидивисты" должны в целях защиты общества подвергаться лишению свободы на неопределенный срок, причем их освобождение возможно лишь в случае доказанного исправления.

Позже фон Лист отказался от этого обобщенного видения проблемы и высказался в пользу оценки конкретных биологических и психологических особенностей каждого отдельно взятого преступника.

Из идеи целей уголовного наказания представители социологической школы вывели целый ряд требований, которые были поддержаны Международным союзом криминалистов. Так, к этим требованиям относятся: замена признанного не способствующим ресоциализации преступника краткосрочного лишения свободы иными мерами, например исправительно-трудовыми работами без содержания в заключении (в настоящее время - общественно полезный труд), возможность вынесения условного приговора (условное наказание с испытательным сроком), определение размеров наказания с учетом результатов исполнения наказания, использование средств, не имеющих уголовно-правового характера, в качестве реакции на нарушения, улучшение условий содержания в заключении, дифференциация между случайным преступником и преступником-рецидивистом, применение антропологических и социологических научных исследований. Кроме того, было указано на необходимость реформировать социальные условия в той степени, в которой они являются "корнем преступности".

Таким образом, социологической уголовно-правовой школой выдвигаются также социально-политические требования.