logo
УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 2. Общие начала назначения наказания

Общие начала назначения наказания - это сформулированные в уголовном законе основополагающие правила (требования), которыми обязан руководствоваться суд при назначении наказания.

В общих началах назначения наказания находят отражение и конкретизацию принципы уголовного права применительно к задаче назначения наказания за конкретное преступление. Наказание должно отвечать принципам законности, справедливости и быть индивидуализированным. Все общие правила назначения наказания с некоторой долей условности можно дифференцировать в зависимости от того, какой в нем в большей степени находит проявление принцип уголовного права.

Законность как общее начало назначения наказания означает, что наказание назначается в соответствии с требованиями, установленными в УК:

а) наказание назначается в пределах санкции, предусмотренной соответствующей нормой Особенной части УК. Суд назначает виновному только такое наказание, которое непосредственно закреплено в соответствующей статье Особенной части УК. Если санкция с альтернативно указанными видами наказания, то суду следует избрать конкретный вид и определить его срок, если назначается, к примеру, ограничение свободы, или размер - в случае применения штрафа.

При назначении наказания нельзя выйти за пределы нижней и верхней границ наказания, изложенного в статье Особенной части УК, за исключением специальных случаев:

во-первых, они предусмотрены соответственно ст. ст. 64, 69 и 70 УК. Это положение нашло отражение непосредственно в ч. 2 ст. 60 УК;

во-вторых, имеются три исключения в Общей части из рассматриваемого правила. Первое из них сформулировано в ч. 1 ст. 51 УК, согласно которой осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, может быть назначено ограничение по военной службе. Второе исключение содержится в ч. 1 ст. 55 УК. В ней оговаривается возможность замены лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава. Третье - в ч. 2 ст. 53.1 УК. В ней закреплена возможность замены назначенного лишения свободы (на срок не свыше 5 лет) принудительными работами в случае, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы;

в-третьих, подобное исключение предусмотрено п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания". В нем говорится: если несовершеннолетнему в силу положений ч. 6 ст. 88 УК не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, а санкция статьи Особенной части УК, по которой он осужден, не предусматривает иного вида наказания, то суду следует назначить ему другой, более мягкий вид наказания в соответствии с ч. 1 ст. 88 УК;

б) наказание назначается с учетом положений Общей части УК. Это требование в определенной степени конкретизирует приведенное выше правило. Оно обусловлено тем, что иногда для того, чтобы правильно назначить наказание, необходимо обращаться к соответствующим положениям Общей части, в которых определяются особенности каждого вида наказания, начиная от минимального и максимального срока (размера) и заканчивая его содержанием. Например, даже если в санкции предусмотрено лишение права занимать определенную должность, оно не может быть назначено всем осужденным, а только тем, которые занимают должности на государственной службе либо в органах местного самоуправления. В Общей части УК содержатся запреты назначения определенных видов наказания некоторым категориям осужденных. Так, ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ (ч. 6 ст. 53 УК).

Назначенное наказание должно быть справедливым, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления.

Характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения ст. 15 УК преступного деяния к соответствующей категории преступлений. Это качественная характеристика общественной опасности.

Степень общественной опасности определяется обстоятельствами содеянного: степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью соучастника преступления. Степень общественной опасности - это сравнительная опасность по отношению к другим преступлениям того же характера и вида. В каждом совершенном преступлении признаки соответствующего состава могут быть выражены по-разному. Например, одним из признаков разбойного нападения в целях хищения чужого имущества служит применение насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего. В зависимости от того, какое насилие было применено в том или ином случае, меняется и степень общественной опасности совершенного разбоя.

Степень общественной опасности невозможно соизмерить без учета обстоятельств, отягчающих и смягчающих наказание (ст. ст. 61 и 63 УК). Например, степень общественной опасности будет значительно выше, чем у подобных преступлений, если оно совершено, например, организованной группой, общеопасным способом, с использованием оружия и т.д.

Требование справедливости назначенного наказания предполагает при наличии альтернативно указанных видов наказания обязанность суда сначала рассмотреть возможность назначения более мягкого вида наказания из числа предусмотренных. Более строгий вид применяется только в случае, если менее строгий вид не может обеспечить целей наказания.

Из предыдущего правила вытекает требование индивидуализации наказания. Оно не должно быть чрезмерно мягким, поскольку тогда будет порождать у виновного чувство вседозволенности, и не быть неоправданно суровым, чтобы не озлобить осужденного. Наказание должно назначаться с учетом личности виновного, т.е. данных, имеющих юридическое значение в зависимости от совершенного преступления или установленных законом особенностей уголовной ответственности и наказания отдельных категорий лиц, и иных характеризующих личность подсудимого сведений, которыми располагает суд при вынесении приговора.

В число целей наказания входит исправление лица, совершившего преступление, предупреждение совершения им новых преступлений, поэтому при выборе вида и размера (срока) наказаний учитываются система его жизненных ценностей, вид и глубина искажения индивидуального сознания.

Суд учитывает также психобиологические особенности личности - психическое состояние лица, пол, возраст, состояние физического здоровья и др. Отдельные из них, например несовершеннолетие виновного, беременность, законодатель отнес к смягчающим обстоятельствам.

Уголовно-правовое значение имеют только те факторы, которые влияют на оценку совершенного преступления и лица, его совершившего, следовательно, и на выбор вида и размера наказания.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, могут относиться не только к характеристике степени общественной опасности преступления, но и к личности виновного. Это прямо следует из ч. 3 ст. 60 УК, а также из анализа ст. ст. 61, 63 УК. К таким обстоятельствам, например, следует относить несовершеннолетний возраст виновного, беременность, наличие у подсудимого на иждивении малолетних детей и т.п.

Учет влияния назначенного наказание на исправление осужденного и на условия жизни его семьи предполагает выяснение: материального положения семьи; наличия иных кроме подсудимого кормильцев; членов семьи, находящихся на иждивении; характер взаимоотношений подсудимого с членами семьи (могут быть приняты во внимание и фактические семейные отношения, не регламентированные Семейным кодексом РФ).

Процесс назначения наказания предполагает учет всех правил общих начал назначения наказания в совокупности.