logo search
МП учебники студентам / Игнатенко МП учебник 2005

§11. Содружество Независимых Государств

371

стан, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан; позднее к нему присоединились Азербайджанская Республика (24 сентября 1993 г.), Республика Грузия (9 декабря 1993 г.), Республика Молдова (15 апреля 1994 г.).

Одновременно руководители всех государств СНГ, включая и не участвующих пока в Уставе, приняли Заявление, в котором выразили общую позитивную позицию относительно потенциала и повышения эффективности деятельности СНГ в экономической и политической областях. В этом же документе сказано, что «Решение об Уставе СНГ открыто для подписания теми государствами, которые готовы к этому».

Устав СНГ. Соглашение о создании СНГ, Протокол к нему и Устав СНГ составляют комплекс учредительных актов Содружества, при этом с точки зрения содержания и перспектив Устав (во всяком случае для признавших его государств) имеет первостепенное значение.

Устав СНГ состоит из преамбулы и девяти разделов, имеющих 45 статей. В нем дана ссылка на общепризнанные принципы и нормы международного права, положения Устава ООН, Заключительного акта и других документов СБСЕ.

В разд. I определены цели Содружества, охватывающие все без исключения сферы межгосударственного сотрудничества. В ст. 3 воспроизводятся основные принципы международного права, дополненные такими установлениями, как верховенство права в межгосударственных отношениях и духовное единение народов, которое основывается на уважении их самобытности и сохранении культурных ценностей.

В Уставе, как и в Соглашении от 8 декабря 1991 г., определены сферы совместной деятельности, реализуемой через общие координирующие институты.

Раздел II посвящен членству, III — коллективной безопасности и военно-политическому сотрудничеству, IV — предотвращению конфликтов и разрешению споров, V — сотрудничеству в экономической, социальной и правовой областях.

Самый большой по объему раздел VI регламентирует структуру, статус, полномочия, порядок деятельности органов Содружества.

Предусмотрены ратификация Устава государствами-учредителями в соответствии с их конституционными процедурами, сдача ратификационных грамот Правительству Республики Беларусь и вступление в силу Устава в одном из двух вариантов —

либо для всех государств-учредителей с момента сдачи грамот всеми такими государствами, либо для государств-учредителей, сдавших свои грамоты через один год после принятия Устава. От имени Российской Федерации Устав ратифицирован ее Верховным Советом 15 апреля 1993 г. Другие государства, принявшие Устав, ратифицировали его в течение 1993 г. Последней — 18 января 1994 г. — это сделала Республика Беларусь. Следовательно, Устав СНГ к истечению года после его принятия вступил в силу.

Юридическая природа СНГ. Ни первоначальные учредительные акты, ни Устав СНГ не содержат четкой характеристики юридической природы Содружества, его правового статуса. Алма-Атинская декларация ограничилась лишь негативным тезисом, что «Содружество не является ни государством, ни надго-сударственным образованием». В Устав СНГ (ч. 3 ст. 1) включена аналогичная формула: «Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями».

Надлежащая оценка не может ограничиваться отрицанием, она должна включать позитивное решение. Отрицание надгосу-дарственного статуса, наднациональных полномочий не исключает квалификации СНГ как межгосударственного образования с координационными полномочиями.

С развитием и совершенствованием организационной структуры СНГ и особенно с принятием Устава и введением в действие его норм юридическая природа СНГ обретает достаточно ясные очертания.

1. Содружество создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства, а именно это обстоятельство имеется в виду при оценке производной правосубъектности международной организации.

2. Содружество имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов, а именно такие черты характеризуют функциональную правосубъектность международной организации.

3. Содружество имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов (так они квалифицируются в отдельных актах СНГ).

372