Сбор информации
Информационно-коммуникационная модель разработки решения базируется на понимании того, что принятие и реализация решения (а также и весь управленческий цикл) начинаются и заканчивается работой с информацией. Это понимание можно представить в виде следующей схемы (рис.2.1.1).
Рис.2.1.1. Информационная модель разработки решения (управленческого цикла)
Где:
1 — информация о параметрах внешней среды;
2 — информация об объекте управления;
3 — информация о ресурсах;
4 — информация о решении;
5 — информация о понимании сути решения исполнителем;
6 — информация о понимании сути решения объектом управления (в случае, если это – люди);
7 ‑‑‑ информация о реализации решения;
8 ‑‑‑ информация об эффективности реализации решения, об изменении объекта управления.
К подготовительному этапу относится сбор информации, проходящих по потоках 1‑3.
Первый поток – информация о факторах внешней среды, значимой для развития объекта управления: окружающих территориях, законодательстве, нормативно-правовой базе, принимаемой на региональном и федеральном уровнях, экономической, политической, социальной обстановка в стране, в мире и пр. Особенная важна такая информация для разработки политических решений.
При этом информация о внешней среде должна содержать и информацию о других решениях, принятых в данной сфере. Каждое управленческое решение должно исходить и вписываться в действующую нормативную управленческую информацию, согласовываться с ней в содержательном, пространственном (поле действия) и временном отношениях.
Второй поток – информация об объекте решения и проблеме.
Например, в стратегическом плане устойчивого развития г. Новосибирска проблемная ситуация анализируется следующим образом. Проводится ретроспективный анализ (рубрика «Особенности исторического развития города»), выявляются общие источники и суть стратегических проблем, система региональных, общероссийских и мировых взаимоотношений (рубрика «Основные проблемы и стратегический потенциал Новосибирска и его агломерации)39.
При сборе этой информации важна налаженная обратная связь с населением и использование специальных методик: социологического опроса, экспертного опроса, анализа СМИ.
Также важной составляющей второго потока является прогнозная информация о возможных сценариях развития объекта управления при тех или иных вариантах управленческого воздействия и различных состояниях внешней среды. Для сбора этой информации используются такие методы прогнозирования как математическое моделирование, матричный метод, методы прогнозных сценариев экстраполяции
Третий поток – информация об имеющихся в распоряжении органа власти человеческих, финансовых, методических и материальных ресурсах. Указываются конкретные ресурсы, возможности для изменения управленческой ситуации, выявляется также положительный потенциал для достижения желаемых целей.
Так, в стратегическом плане устойчивого развития г. Новосибирска выявляется стратегический, социально-экономический, ресурсный и градостроительный потенциал Новосибирска, (рубрика «Основные проблемы и стратегический потенциал Новосибирска и его агломерации)40.
Рис. 1.2.2. Этапы информационного поиска при разработке государственных решений
Помимо данных о ресурсах, получаемых по административным каналам здесь возможно использовать метод SWOT-анализа в части анализа сильных сторон субъекта управления.
Механизмы обеспечения оптимальности информационной системы поддержки решения в органе власти описываются в технологии информационного поиска.
Данный алгоритм (рис. 1.2.2) описывает создание централизованной для всей организации или подразделения системы информации, к которой руководители входящих в нее структурных единиц и специалисты обращаются при решении конкретной управленческой задачи. Однако невозможно заранее собрать всю информацию, необходимую для решения всех возможных задач. Поэтому «под конкретную задачу» собирается информация следующих типов:
Нормативно-правовая — из централизованной системы информации, в том числе: справочно-нормативная, отчетная, инструктивно-методическая.
Директивная — информация о распоряжениях вышестоящих руководителей.
Оперативная — информация о настоящем состоянии объекта управления и окружающей среды.
Кадровая информация — информация о количественных и качественных характеристиках персонала.
Прогностическая — информация о возможных будущих состояниях объекта прогнозирования и окружающей среды и (или) о путях и сроках их достижения с точки зрения поставленной цели управления.
Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:
а) нормы законодательных и иных актов, управомочивающие государственные органы и государственных служащих на принятие определенных управленческих решении или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных актов);
б) обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан);
в) обязательные указания вышестоящих государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления (директивная управленческая информация);
г) факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах государственного управления);
д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве государственных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений Тема 1.1. Решения в государственном управлении
- §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления
- §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений
- §3. Процесс принятия решений
- Общие управленческие технологии
- Нормы права и административные регламенты как основа выделения этапов государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Библиографический список
- Тема 1.2. Становление теории принятия решений
- §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории
- §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений
- Политико-административные теории
- Менеджмент
- Политология
- Парламенское и административное право
- §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений
- Политология, социология и философия
- Экономическая теория
- §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения
- §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения
- §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений
- Сбор информации
- Диагностика
- §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения
- Государственная политика
- Классификация и ранжирование государственных целей
- Метод «дерево целей»
- Целеполагание в контексте задач административной реформы
- §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений Подготовка альтернатив или вариантов государственных решений
- Оценка альтернатив
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений
- §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения
- §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений
- §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений
- Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики
- Программно-целевое планирование
- §4. Технологии и методы контроля государственных решений
- Судебный контроль
- Контроль исполнения решения
- Основные этапы контроля исполнения
- Субъекты контроля
- Общественный контроль
- §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ
- Целевая эффективность
- Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений
- §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений
- Психологический анализ
- 1. Влияние среды
- 2. Влияние качеств лпр
- Политологический анализ
- §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений
- Взаимодействие власти и его контрагентов в процессе целеполагания
- Личные и общественные цели при принятии государственных решений
- Лидер и его команда в процессе целеполагания
- Формирование критериев и ограничений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве
- §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений
- Психологический анализ
- Политологический анализ
- §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений Согласование государственных решений
- Утверждение решения
- §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Заключение