logo search
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 2_ответы на экзаменаци

Административная ответственность юридических лиц.

Проблема административной ответственности организаций до принятия КоАП РФ не получила не только в законодательстве, но и в теории приемлемого разрешения.

В правовых актах термин «административная ответствен­ность» организаций почти не применялся. Чаще говорилось об их ответственности в административном порядке, но это не одно и то же.

Лишь впервые в Земельном кодексе РСФСР, а затем в Законе РСФСР «Об административной ответственности пред­приятий, учреждений, организаций и объединений за админи­стративные правонарушения в области строительства» прямо указывается на административную ответственность коллектив­ных образований.

В предшествующие годы коллективные субъекты админи­стративной ответственности, в том числе в виде штрафа, были известны административному праву. Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР от 21 июля 1961 г. «О дальнейшем огра­ничении штрафов, налагаемых в административном порядке» было отменено наложение штрафов в административном поряд­ке на предприятия, учреждения и организации и установлено их наложение на должностных лиц. Таким образом усиливалась личная ответственность должностных лиц за укрепление право­порядка на порученных им участках работы и устранялось ее обезличенное возложение на предприятия, учреждения и орга­низации. Практика была такова, что ответственностью последних покрывалась безответственность других конкретных виновни­ков, штрафы не затрагивали материального положения ни их, ни членов трудовых коллективов.

Однако, во-первых, к юридическим лицам продолжали при­меняться административные штрафы за отдельные правонару­шения (за уклонение от участия в дорожном строительстве); во- вторых, их административная ответственность не сводится только к штрафу. И упомянутый Указ в этом смысле не служил осно­ванием для того, чтобы не признавать юридическое лицо субъек­том административной ответственности.

Переход к рыночным отношениям, появление хозяйству­ющих субъектов различных организационно-правовых форм за­кономерно возродили административную ответственность юри­дических лиц в виде штрафа. Это отчасти объясняется тем, что новые условия позволяют усилить влияние административного штрафа на укрепление законности в деятельности юридических лиц, ибо его крупные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении. В ряде случаев узаконивали возможность сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц.

Тем не менее законодательство об административной ответ­ственности юридических лиц не представляло собой систему, сло­жившуюся на основе четкой концепции законодателя. Действо­вали пока отдельные акты либо их нормы, содержавшиеся в раз­ных законах.

Но субъектами многих видов административных правона­рушений признавались уже только юридические лица, исключая их должностных лиц, например, загрязнения земель химичес­кими и радиоактивными веществами и других нарушений зе­мельного законодательства, правонарушений в области строи­тельства.

И все же юридические лица признавались субъектами нару­шений, влекущих административную ответственность, в основ­ном земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, правонарушений в области стро­ительства.

Основной мерой административной ответственности юри­дических лиц являлся штраф. Предусматривались также другие меры ответственности. Так, за правонарушения в области стро­ительства, кроме штрафа, возможно было приостановление дей­ствия лицензии на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев.

Федеральным законом, комплексно регламентирующим ад­министративную ответственность юридических лиц в современ­ных условиях, является КоАП РФ, распространяющийся, как уже отмечено, и на физических лиц. Применительно к юридическим лицам его нормы можно подразделить на две группы:

а) нормы, имеющие общее значение для физических и юридических лиц;

б) нормы, относящиеся только к юридическим лицам как субъек­там административных правонарушений. Это, например, каса­ется вины юридического лица, системы мер административно­го наказания, которые могут быть назначены юридическому лицу, ответственности юридических лиц в случаях их реоргани­зации и т. д.

Административная ответственность юридических лиц имеет целью повышение их ответственности за нарушения общеобя­зательных правил, посягающие на установленный правопорядок. Они могут причинять вред имуществу, природным ресурсам, нор­мальному регулированию общественных отношений в различ­ных сферах.

Юридическое лицо самостоятельный субъект предусмот­ренных законом административных правонарушений и адми­нистративной ответственности.

Не имеет значение то, резуль­татом чьих конкретно действий (бездействия) его работников явилось нарушение. Данное обстоятельство имеет значение лишь для установления ответственности лица, если оно по закону также может быть привлечено к административной ответственности за данное правонарушение. Относительно административной от­ветственности права и обязанности для юридического лица мо­гут быть созданы не только его органом, но и другими его ра­ботниками.

Тот факт, что юридическое лицо — самостоятельный субъект административной ответственности, отражается и в законе, пре­дусмотревшем административную ответственность должностного лица за одно и то же правонарушение.

Вина является необходимым условием административной ответственности юридического лица. По отношению к юриди­ческому лицу, как самостоятельному субъекту, вина имеет осо­бое содержание. Поэтому методологически была бы ошибочной сама постановка вопроса о ее соотношении с виной физическо­го лица.

По КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в со­вершении административного правонарушения, если будет ус­тановлено, что у него имелась возможность для соблюдения пра­вил и норм, за нарушение которых предусмотрена администра­тивная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1). Следователь­но, содержание вины юридического лица представляет собой единство двух компонентов:

а) у него имелись возможности для соблюдения правил и норм, нарушение которых может повлечь его административную ответственность (объективный фактор),

б) им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (субъективный фактор), т. е. субъективные усло­вия для предотвращения нарушения были.

Юридические лица подлежат административной ответствен­ности за административные правонарушения в случаях, предус­мотренных статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ. В их числе имеются административные правона­рушения, субъектами которых могут быть:

а) граждане, долж­ностные лица, юридические лица;

б) граждане и юридические лица;

в) должностные лица и юридические лица;

г) юридичес­кие лица.

!!! Относительно норм, содержащихся в КоАП РФ, установле­ны правила: если в его статьях, за исключением статей, входя­щих в Особенную часть, не указано, что установленные ими нор­мы применяются только к физическому лицу или только к юри­дическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключе­нием случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применимы только к физическому лицу.

При реорганизации юридических лиц административная от­ветственность устанавливается в зависимости от ее организа­ционных форм и связанного с этим правопреемства.

При реорганизации:

При реорганизации юридических лиц административная от­ветственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реоргани­зации.

Административные наказания в виде административного штрафа, возмездного изъятия, конфискации, назначенные юри­дическому лицу до завершения его реорганизации, применяются с учетом изложенных выше положений о формах реорганиза­ции.