logo search
ТГП

§ 1. Монархическая форма правления

Понятие монархической формы правления. Монархическая форма правления, обычно для краткости именуемая монархией, является одной из основных форм правления. Монархия (от греч. «monarchia» – единовластие, единодержавие) – форма правления, при которой высшая государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной и передается по наследству. Монархия – наиболее древняя форма правления. Все восточные деспотии, подавляющее большинство рабовладельческих и феодальных государств были монархиями. В современном мире более сорока государств имеют монархическую форму правления, что является либо данью исторической традиции (характерно для западных монархий), либо результатом сохранения в обществе пережитков феодализма (монархические государства Ближнего Востока).

В прошлом власть монарха, как правило, обожествлялась. Особенно это характерно для восточных деспотий, рабовладельческих и феодальных монархий. В настоящее время божественное происхождение власти монарха практически никакого значения не имеет, из чего и исходит большинство действующих конституций современных монархических государств. Так, например, в ст. 1 Конституции Японии 1946 г. говорится: «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть».

Как форма правления монархия характеризуется следующими признаками:

во-первых, высшая государственная власть в монархии полностью или частично сосредоточена в руках, как правило, единоличного главы государства – монарха. Случаи, когда во главе монархии находилось большее число лиц, довольно редки. Так, в России в 80-х гг. XVII в. царями были провозглашены сразу трое – Петр Алексеевич (Петр I), Софья Алексеевна и Иван Алексеевич (Иван V) Романовы;

во-вторых, монарх является несменяемым главой государства и осуществляет государственную власть пожизненно. Лишь чрезвычайные обстоятельства (государственный переворот, отречение и др.) могут прервать власть монарха;

в-третьих, монарх, как правило, не избирается, а получает власть по наследству;

в- четвертых, монарх обладает официальным титулом (император, король, царь, султан, шах и т. д.);

в-пятых, монарх обладает определенными привилегиями: правом на двор, цивильный лист (денежную сумму, ежегодно выделяемую из государственного бюджета на содержание монарха), регалии (символы монаршей власти – корона, скипетр, держава, мантия, трон и др.);

в-шестых, монарх осуществляет государственную власть по своему усмотрению, независимо от воли населения страны;

в-седьмых, монархическая форма правления характеризуется политической и юридической безответственностью монарха, т. е. монарх не несет за результаты своего правления ни политической, ни юридической ответственности.

Порядок престолонаследия. В государствах с монархической формой правления монарх, по общему правилу, занимает свой пост по наследству на основе действующего в стране порядка престолонаследия. Правда, из этого правила существуют некоторые исключения. В частности, в случае прекращения династии новый монарх избирается. Избрание монарха каждые пять лет, например, имеет место в современной Малайзии, о чем будет сказано при освещении вопроса о нетипичных формах правления. В отдельных странах Африки (например, в Свазиленде) монарх после смерти предшественника избирается племенным советом из среды сыновей покойного, а в Азии (Саудовская Аравия) – из правящей семьи. Иногда наследника еще при жизни определяет царствующий монарх.

Наследование престола осуществляется обычно на основе принципа первородства, согласно которому наследником престола признается старший прямой нисходящий потомок царствующего монарха, чаще всего мужского пола, или его прямые потомки, если наследника уже нет в живых. Существует несколько систем престолонаследия, основанных на данном принципе:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (существовала во Франции, откуда и пошло название, существует в Японии, во всех мусульманских странах);

2) кастильская, когда престол могут наследовать женщины (дочери), но преимущество имеют мужчины (сыновья). Они наследуют престол, если дочь даже старше (Великобритания). Этот порядок применяется и к другим наследникам династии, имеющим равные права на престол, если у покойного монарха нет детей;

3) австрийская, когда женщины могут наследовать, если во всех поколениях династии нет мужчин. Эта система в современных условиях практически не действует;

4) шведская, когда мужчины и женщины наследуют престол на равных условиях по праву первородства.

Если наследником трона становится несовершеннолетнее лицо, то оно провозглашается монархом, но вступление его на престол откладывается до совершеннолетия. В этом случае до совершеннолетия монарха обычно из близких родственников назначается регент или регентский совет, которые исполняют от имени монарха его обязанности до совершеннолетия.

Во многих странах обязательным условием вступления на престол является принадлежность к господствующей религии.

Виды монархической формы правления. Все монархии принято подразделять на абсолютные (или неограниченные) и ограниченные. В абсолютной монархии государственная власть полностью и безраздельно принадлежит монарху и не ограничена каким-либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом. Монарх обладает самыми широкими полномочиями и в законодательной, и в исполнительной, и в судебной сферах. Разделение властей отсутствует. Каких-либо выборных органов в абсолютной монархии, как правило, тоже нет. Это, однако, не исключает существование всякого рода совещательных учреждений, которые обычно назначаются самим монархом. Многие ключевые посты в государстве чаще всего занимают родственники монарха.

Зародившись в глубокой древности (древневосточные деспотии), абсолютные монархии просуществовали почти до конца XX в. По мнению ряда государствоведов, в современном мире абсолютных монархий в чистом виде уже не встречается, но полуабсолютные монархии еще существуют (например, в Саудовской Аравии).

В ограниченной монархии в отличие от абсолютной власть монарха всегда ограничена властью какого-либо представительного органа, обладающего определенными законосовещательными или законодательными полномочиями. К ограниченным относятся сословно-представительная и конституционная монархии.

Сословно-представительная монархия, существовавшая при феодализме, характеризуется тем, что власть монарха в какой-то мере ограничена обладающим законосовещательными полномочиями сословно-представительным органом – собранием представителей различных сословий (духовенства, дворянства, верхушки третьего сословия), созыв и объем полномочий которого полностью зависели от воли монарха.

Конституционная монархия, возникшая в эпоху буржуазных революций, характеризуется уже тем, что власть монарха на основе конституции или актов, имеющих конституционное значение, ограничивается законодательной властью парламента, являющегося органом народного представительства. Правда, степень ограничения власти монарха и организация самой верховной власти не во всех конституционных монархиях одинаковы. В этой связи их принято подразделять на дуалистические и парламентарные (парламентские).

В дуалистической монархии (от лат. «dualis» – двойственный) верховная государственная власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть и который может осуществлять ее либо непосредственно, либо через назначаемое им правительство. В дуалистической монархии монарх обладает значительными властными полномочиями. Его полномочия ограничены только в законодательной сфере, хотя и здесь ни один закон, принятый парламентом, не может вступить в силу без согласия на то монарха, так как монарх обладает правом абсолютного вето. Монарх является главой государства. Наряду с исполнительной властью ему, как правило, принадлежит и судебная власть. Он обладает правом роспуска парламента по своему усмотрению, может издавать чрезвычайные акты (указы, декреты и т. п.), по юридической силе равные законам парламента и даже превосходящие их, вводить в стране чрезвычайное положение. Правительство, если таковое имеется, несет ответственность только перед монархом, но не перед парламентом. При этом монарх сам назначает министров и других должностных лиц.

Дуалистическая монархия считается формой правления переходной от абсолютной к парламентарной монархии. Ее возникновение связывается с выступлениями против абсолютизма в XVIII–XIX вв., в результате которых возник компромисс между растущей буржуазией и еще достаточно сильным дворянством. Дуалистическая монархия имела место в Германии, Турции, Таиланде, Ливии и многих других странах. В настоящее время такой формы правления в чистом виде, как принято считать, не существует, хотя полудуалистические монархии встречаются (например, в Непале, Иордании, Марокко).

Парламентарная монархия в отличие от дуалистической является более прогрессивной формой правления. Большинство современных монархий (Великобритания, Бельгия, Испания, Нидерланды, Швеция, Япония и др.) имеют именно эту форму правления. Здесь уже нет дуализма между законодательной и исполнительной властью, поскольку правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента, а монарх вынужден назначать главой правительства либо лидера политической партии, получившей большинство мест в парламенте, либо лидера коалиции партий, располагающей таким большинством. Вследствие этого правительство за свою деятельность несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Если парламент выразит правительству недоверие или откажет ему в доверии, правительство должно уйти в отставку или должно быть уволено в отставку монархом. Правда, у правительства имеется право предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы.

Монарх в парламентарных монархиях тоже является главой государства, но в разных странах обладает разным объемом полномочий. В одних странах (Япония, Швеция) полномочия монарха сведены лишь к символическому представительству государства, в других (Великобритания, Бельгия, Испания, Нидерланды) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх пользуется ими либо только в результате инициативы правительства или какого-нибудь другого органа, либо по существующей традиции вообще их не использует (например, право абсолютного вето, которым обладает монарх Великобритании, не используется с 1707 г.) и эти полномочия носят резервный характер на случай возможных политических кризисов. Как правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно. Все исходящие от него акты обычно готовятся правительством и контрассигнуются (скрепляются) премьер-министром или соответствующим министром. В противном случае акты монарха не имеют юридической силы. В этой связи монарх в парламентарной монархии является по большей части лишь символом нации. Он, как принято считать, царствует, но не правит.