§ 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики.
Принципы молодежной политики
Многие страны еще с начала 60-х годов начали проводить целенаправленную социальную, экономическую, культурную политику в отношении подрастающего поколения.
В начале 60-х годов западное общество проявило серьезную озабоченность по поводу нарастания проявлений антисоциального поведения молодежи. Причинами этого, по мнению ученых и политиков, стали модернизация современного общества, усложнение его структуры под воздействием научно-технического прогресса, «ломка» таких традиционных социальных институтов, как семья, школа, церковь, игравших важную роль в процессе социализации юношей и девушек.
организаций в промышленно развитых странах отражало одну из объективных закономерностей современного этапа мирового развития.
Государство, ранее традиционно устранявшееся от целенаправленного решения молодежных проблем, начинает активно «вмешиваться» в жизнь молодых людей, молодежная политика становится важнейшей частью единой политики государства.
В это же время молодежная политика стала предметом дискуссий и обсуждений для многих международных организаций, для всего международного сообщества. Забота о подрастающем поколении была провозглашена одной из важных задач ООН, ФАО, МОТ и ВОЗ с самого начала их деятельности. После принятия в 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные проблемы молодежи стали особым направлением в ее деятельности.
Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 году действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи, «Круглый стол» по теме: «Молодежь. Образование. Труд».
К изучению молодежных проблем и их разрешению подключились Международная организация труда, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).
В нашей республике проблема формирования новой политики в отношении молодежи стала особенно актуальной в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века. Глубокие изменения в судьбе Белоруссии, которыми отмечены эти годы, сказались на всех сферах жизни, в том числе на положении молодежи.
В новых условиях важнейшей задачей молодежной политики стала адаптация молодого поколения белорусов к новым экономическим и социальным реалиям.
В этих условиях формирование молодежной политики возможно только на основе взаимосвязи с теми процессами, которые происходят во всей общественной системе, в соответствии с логикой развития белорусского общества.
В задачи молодежной политики входят:
выявление потребностей и интересов молодежи;
создание благоприятных условий для реализации этих потребностей и интересов;
регулирование отношений между молодежью и обществом, между молодежью и иными социальными группами общества;
регулирование отношений внутри молодежи как особой социально-профессиональной группы общества;
создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров; содействие молодежной занятости;
поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей; формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества в условиях политического плюрализма;
формирование новой концепции воспитания молодежи.
Государственная молодежная политика в республике Беларусь имеет длительную историю, которая своими корнями уходит еще в период нахождения республики в составе Советского Союза. Тогда главным организационным институтом и инструментом реализации молодежной политики был комсомол. ВЛКСМ -
Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи - и его республиканское отделение ЛКСМБ -Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Белоруссии - был очень влиятельным и сильным общественным объединением, которое в условиях политической системы советского общества было интегрировано во все сферы управления и оказывало огромное влияние на все стороны жизни молодого поколения.
Комсомол очень тесно взаимодействовал с Коммунистической партией, органами государственного управления, с профсоюзами.
В деятельности комсомола сочетались самостоятельность, инициатива, самоуправление с дисциплиной, идеологическим принуждением, бюрократизмом. Фактически комсомол являлся органичной частью общественно-государственной системы Советского Союза, той ее частью, которая проводила политику государства по отношению к молодежи.
В его истории было очень много проявлений энтузиазма, отваги и героизма, честного служения Отечеству, но было и много негативных явлений, таких, как приспособленчество, псевдоколлективизм, подавление личности.
В период перестройки очень многие выходцы из аппарата комсомольских организаций стали инициаторами демократизации советского общества и молодежных организаций, демократизации телевидения, других СМИ. Появилось множество молодежных организаций, целью которых было участие в реформировании общественной жизни на новых демократических принципах. В нашей республике очень большую роль сыграли молодежные движения и организации в возрождении национальной культуры, в изменении отношения к белорусскому языку.
После обретения нашей республикой независимости был принят целый ряд документов, подтверждающих, что молодежная политика белорусского государства признается важнейшим направлением его деятельности, важнейшей частью концепции демографического развития республики, важнейшим направлением социальной политики.
Были приняты такие документы, как: Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики»(1992), целый ряд указов Президента, касающихся молодежной политики, ряд постановлений Совета Министров республики. Целый ряд документов был принят различными Министерствами и ведомствами: министерствами образования, спорта и туризма, культуры, Комитетом по делам молодежи, Министерством труда и т.д.
Государственная молодежная политика реализуется целым рядом государственных и негосударственных организаций (институтов), которые взаимодействуют между собой в процессе формирования и реализации основных направлений молодежной политики. Каждый из этих институтов осуществляет свою деятельность в пределах своих полномочий и компетенции.
Важнейшими субъектами государственной молодежной политики являются: Президент Республики Беларусь, Совет Министров республики, Парламент.
Вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики постоянно обсуждаются на заседаниях Национального Собрания республики, в его комиссиях и комитетах.
Очень большую роль в формировании и реализации молодежной политики играет Совет Министров, а также местные распорядительные и исполнительные органы республики.
Значительную роль играют такие органы, как: Министерство образования республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство культуры.
Основную роль в формировании и реализации молодежной политики играет Департамент по делам молодежи Министерства образования Республики Беларусь.
Рассматривая те организации и институты, которые участвуют в формировании молодежной политики, следует отметить, что на современном этапе практически все органы государственного управления в той или иной степени участвуют в формировании и реализации государственной молодежной политики.
Большую роль играют также негосударственные организации и институты, Белорусский Республиканский Союз молодежи и иные общественные организации молодежи. В настоящее время в республике действует более 130 молодежных и детских общественных организаций.
На современном этапе молодежная политика уже имеет возможность опереться на серьезную нормативно-правовую базу, которая создана более чем за 10 лет существования в условиях суверенного государства.
За это время были сформулированы и определены основные концептуальные основы государственной молодежной политики. В ее основе лежат принципы и положения, сформулированные в Конституции Республики Беларусь.
Главная идея, которая лежит в основе концепции молодежной политики состоит в том, что государство как основной субъект молодежной политики, ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и социальный статус молодым гражданам республики, защитить их права и свободы.
Концепция государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Концепция молодежной политики исходит из того, что эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процветания сильной, демократической Беларуси.
Она ориентирована на то, чтобы создать эффективные механизмы по привлечению самой молодежи и молодежных организаций к разрешению молодежных проблем, к формированию молодежной политики, к формированию новой модели развития белорусского общества.
Конституция Республики Беларусь закрепляет положение о том, что молодежи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие, а также подчеркивает, что государство берет на себя обязательства создать все необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии нашей страны.
Во многих статьях Конституции закреплены обязательства государства по обеспечению гражданам республики права на охрану здоровья, на жилище, на образование (статьи 45, 47, 49, 51). Все эти права распространяются также на молодых граждан Республики Беларусь.
Конституционные основы молодежной политики нашли свое воплощение в других нормативно-правовых актах, которые приняты в нашей стране.
Важнейшим документом, определяющим основы государственной молодежной политики в нашей республике, является Закон «Об общих началах государственной молодежной политики Республики Беларусь», принятый 24 апреля 1992 года.
В этом законе установлены основные принципы осуществления государственной молодежной политики, определены отношения государства и молодежи, механизмы реализации молодежной политики, субъекты молодежной политики.
В законе сформулировано понятие государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика - это система социально-экономи ческих, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года.
Государственная молодежная политика реализуется в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полного раскрытия ее потенциала в интересах всего общества.
Здесь же в законе установлены основные принципы государственной молодежной политики в Республике Беларусь:
1. Сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан.
2. Последовательность и комплексность.
3. Научная обоснованность.
4. Учет интересов и потребностей молодых граждан.
5. Гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан.
6. Гласность и открытость.
7. Участие самой молодежи в разработке и реализации молодежной политики.
Закон устанавливает, что высшие органы государственной власти Республики определяют общие организационные, социальные, экономические и правовые начала молодежной политики. Закон определяет основы правового статуса молодых граждан и молодежных объединений, регулирует и устанавливает основы деятельности государственного органа Республики Беларусь по делам молодежи.
В законе закреплены государственные гарантии реализации молодежной политики.
Данный документ отмечает особую роль государства по отношению к молодежи, в нем подчеркивается, что именно государство является тем институтом, который может компенсировать обусловленные возрастом недостатки социального статуса молодых граждан республики.
В законе установлены гарантии государства по обеспечению молодежи права на труд, их права во взаимоотношениях с учебно-воспитательными учреждениями, предусмотрены меры, обеспечивающие экономическую самостоятельность молодых граждан.
Кроме того, в Законе определены финансовые механизмы реализации молодежной политики, установлены принципы формирования социальных служб для молодежи, Фондов содействия государственной молодежной политике.
Особое значение имеют те положения Закона, где установлены основы правового положения молодежных общественных объединений.
В формировании и реализации молодежной политики в нашей стране очень большую роль играет Совет Министров Республики Беларусь. Он регулярно каждые три года принимает специальную программу «Молодежь Беларуси»; Советом Министров в течение последних десяти лет был принят целый ряд важнейших решений, направленных на решение наиболее актуальных проблем молодежи.
Молодежная политика - это сложная, многогранная система отношений, действий, осуществляемых государством по отношению к молодежи.
Стержнем молодежной политики является государственная молодежная политика. Государство в современных условиях является тем институтом, который располагает наибольшими ресурсами для
- Раздел I.
- Глава 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки идеологии белорусской государственности
- § 1. Формирование иделогии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь -правовая основа идеологии белорусского государства
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя
- Раздел II.
- Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2.Идеологическая функция средств массовой информации
- Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
- §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9. Идеология избирательных кампаний
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Глава 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства
- § 1. Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества
- § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2 Структура и функции Парламента
- §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом -Национальным собранием Республики Беларусь.
- § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- Глава 12. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
- §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- §2.Экономические платформы современных идеологических течений
- §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- §4.Условия формирования белорусской экономической модели
- §5.Экономическая политика Республики Беларусь
- § 1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
- §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования.
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
- § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
- Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства Под " конфессиональной политикой" понимается:
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики.
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики