logo search
Uchebnoe_posobie_TGP_pravlennoe_ot_25_11_2014

8. Функции государства и формы их реализации

Функции государства – постоянные, наиболее значимые действия государственной власти, реализующие ее общественную сущность. Понятие функции всегда предполагает наличие системы, в данном случае общественной, и реализуется внутри нее. Функция фиксирует зависимое состояние системы и ее элементов от действия одной из составляющей. Функцией государства является управление обществом, т.е. такое воздействие на него, которое позволяет обществу воспроизводиться во времени и пространстве.

Функции государства различаются по количеству и объему проявления. Количество – совокупность предметов ведения, подлежащих государственному регулированию.

Объем – величина компетенции (набора прав и обязанностей) государственных органов по реализации предмета ведения, влияющая на частоту, интенсивность государственного регулирования и степень обязательности государственных велений. Интенсивность государственного регулирования осуществляется либо как императивное (повелительное, безальтернативное), либо как диспозитивное регулирование – предоставление на выбор нескольких одинаково разрешенных, т.е. ненаказуемых, вариантов поведения.

Количество функций государства зависит от степени его развитости и господствующего в обществе типа политического сознания. Тип политического сознания – индивидуальное, субъективное определение значимости государства. Существует три типа такого сознания:

  1. Этатизм – представление о государстве как о благе и о человеке как о средстве достижения государственных целей. Его существо удачно выразил Бенито Муссолини: «Все для государства, все посредством государства, ничего против государства». Этатизм обосновывает патерналистскую модель объема государственных функций – представление о государстве как о всеобщем опекуне и о гражданах, как не обладающих моральной автономией (самостоятельная выработка представлений о добре и зле).

  2. Либерализм – представление о свободе как о благе и о государстве как о минимальной положительной ценности. Либерализм предполагает, что граждане не рассчитывают на помощь государства в деле обеспечения их благосостояния. Либерализм в своем классическом выражении создает представление о «минимальном государстве» - государство должно обладать минимальным количеством функций, для обеспечения которых все граждане согласны претерпевать одинаковые юридические обременения.

  3. Анархизм (представление о государстве как об отрицательной ценности для человека) – не формулирует представление о необходимых функциях государства.

В начале ХХ в. и особенно в его середине либеральное понимание объема государственных функций сменяется на другую модель. Эта модель называется социально-правовым государством. В ней усилены экономическая и социально-гарантийная функции. Впервые принципы социального-правового государства были зафиксированы в основном законе ФРГ 1949 г.

Классификация функций государства осуществляется по нескольким основаниям. Все функции государства по предмету их применения делятся на внешние и внутренние. Внешние функции – действия государства за пределами своей территории. К ним относятся:

обеспечение безопасности государства;

осуществление защиты и покровительства гражданам, находящимся за рубежом;

обеспечение международного сотрудничества;

регулирование внешнеэкономических отношений.

Внутренние функции – действия государства в пределах его территории:

обеспечение внутренней безопасности и правопорядка;

осуществление правосудия;

экономическая функция;

экологическая функция государства (защита окружающей среды обитания);

страховая функция государства (гарантийная) – действия государства в чрезвычайных обстоятельствах;

функция создания и поддержания социальной инфраструктуры.

Функции государства объективны, т.е. реализуются устойчиво, постоянно, независимо от смены конституционного строя, формы правления и персонального состава властвующих. Это не означает, что усилия руководителей государства и политическое сознание не влияют на количество и особенно на объем этих функций. Такое воздействие осуществляется посредством целей и задач, сознательно ставящихся перед государством.

Форма – определенный, устойчивый порядок соединения элементов. Существуют следующие формы реализации, которые принято называть юридическими формами, поскольку их содержание определяется следующими юридическими актами.

  1. Правотворческая форма. Государственная власть может реализовать свои функции посредством формулирования предписаний общего, периодичного, возобновляемого характера. В этом случае она выступает как правотворец (законодатель).

  2. Исполнительная форма (форма активного правоприменения). Государственная власть может реализовать свои функции посредством отдачи однократных, индивидуальных предписаний на основании и во исполнение своих правовых норм. В этом случае государственная власть выступает как правительственная власть. Устойчивыми способами осуществления правительственной (исполнительной) власти считаются действия:

по государственному управлению;

по надзору за соблюдением и исполнением правовых норм;

по охране правопорядка.

Правоприменение, осуществляемое правительством, называется активным, так как государственные органы реализуют право в инициативном порядке, на основании собственного волевого решения.

  1. Судебная форма (форма пассивного правоприменения), или отправления правосудия. Государство может выступать и в роли арбитра в споре между гражданами или между гражданами и органами государства о нарушении их прав и обязанностей. Реализация правосудия включает:

правоконстатацию – установление юридического факта, т.е. определение того, были ли нарушены права и не исполнены обязательства;

правовосстанавливающее действие – восстановление нарушенных прав и компенсацию причиненного ущерба.

Правосудие называют также формой пассивного правоприменения, поскольку судебные органы принимают решение о юридическом споре не по собственной инициативе, а по запросу заинтересованных лиц.

Совокупность органов государственной власти, специализирующихся на реализации функций государства преимущественно в какой-то одно юридической форме, принято называть ветвями власти. Существуют также правоохранительная форма и договорная.