logo search
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 2_ответы на экзаменаци

Законодательство об административных правонарушениях: понятие, система.

Речь идет о системе нор­мативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанав­ливающие административную ответственность.

Конституция РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72) административное и административно-процессуальное законодательство, в том числе об администра­тивных правонарушениях, относит к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Действует принцип: законы и иные акты субъек­тов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между фе­деральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции РФ федеральное административ­ное и административно-процессуальное законодательство име­ют форму закона; субъектами РФ могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указанного правового акта субъектов РФ может быть кон­кретизирована федеральным законом.

Федеральным законом, регулирующим административную ответственность в РФ, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ включает 5 разделов:

  1. Общие положения. Они содержат нормы, которые выде­ляют административную ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности с присущими ей особеннос­тями. Здесь определяются

  1. Особенная часть. Здесь дается классификация админис­тративных правонарушений с указанием конкретных видов на­казания за их совершение.

  2. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рас­сматривать дела об административных правонарушениях. В этом разделе систематизированы нормы, которые закрепляют

  1. Производство по делам об административных правонару­шениях. В этом разделе определяются

  1. Исполнение постановлений по делам об административ­ных правонарушениях. В этом разделе сосредоточены правовые нормы, определяющие

КоАП РФ предусматривает, что законодательство об адми­нистративных правонарушениях = КоАП РФ + при­нимаемые в соответствии с ним законов субъектов РФ об ад­министративных правонарушениях. Это, в частности, означа­ет, что развитие федерального законодательства в данной области должно осуществляться лишь путем внесения изменений и до­полнений в КоАП РФ и не должны применяться законы до вклю­чения их положений в КоАП.

КоАП РФ (ч. 1 ст. 1.3) отнес к ведению РФ установление:

1) общих по­ложений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказа­ний и правил их применения;

3) административной ответствен­ности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ;

4) порядка производ­ства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ определяет в соответствии с:

а) законодательством о судебной системе подсудность дел об административных право­нарушениях судам;

б) законодательством о защите прав несовер­шеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) установленной струк­турой федеральных органов исполнительной власти подведом­ственность их ФОИВ.

Субъекты РФ могут устанавливать ответственность за адми­нистративные правонарушения путем издания законов. Ими мо­гут быть либо обычные законы, либо кодексы субъектов об адми­нистративных правонарушениях, например, принят и с 1 янва­ря 2008 г. вступил в силу Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях.

Законы субъектов РФ не могут противоречить КоАП РФ. В случае противоречия между ними действует КоАП РФ.

К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится (ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП):

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 (Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных НПА субъектов)  Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

Законами субъектов Российской Федерации органы МСУ могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 этой статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23  Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В КоАП РФ сформулировано понятие обратной силы зако­на, а именно: закон, смягчающий или отменяющий админист­ративную ответственность за административное правонаруше­ние или иным образом улучшающий положение лица, совер­шившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухуд­шающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делу об административном правонаруше­нии осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Согласно КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях устанавливает административную ответствен­ность как физических, так и юридических лиц.

Лицо, совершившее административное правонарушение на территории РФ, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта РФ об адми­нистративном правонарушении.

Граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без граж­данства, совершившие административные правонарушения за пределами РФ, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных между­народным договором Российской Федерации.