logo search
шпора на гос

94. Контрольная власть и ее институты. Институт омбудсмена (народный правозащитник) и его особенности.

Вопрос о разделении властей в современных условиях приобретает новые характеристики. Так, наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью отмечается становление контрольной власти. Постепенно складываются институты контрольной власти, обладающие спецификой правового положения, которые осуществляют контроль от имени государства и принципиально отличаются от ведомственного и специализированного контроля. Обособление органов контрольной власти четко обозначилось в конституциях, принятых в течение нескольких последних десятилетий. Обычно среди органов контрольной власти называют: конституционный суд, прокуратуру, счетную палату и омбудсмена. Поскольку у любого государства наряду с законодательной, управленческой и судебной функциями есть контрольная функция, то отпочкование институтов национальной системы контроля и их консолидация в контрольную власть, по-видимому, дело ближайшей перспективы развития государства.

В системе контрольной власти институт омбудсмена превращается в один из важнейших в деле обеспечения прав и свобод граждан. Он возник в Швеции, и с середины XX столетия началось триумфальное шествие этого института по государствам и цивилизациям. Концепция шведского омбудсмена послужила исходной моделью для становления этого нового института во многих современных государствах.

Правовой статус омбудсмена определяется конституциями государств и специальными актами парламентов. В большинстве государств омбудсмен назначается парламентом, подотчетен парламенту, а в период между сессиями парламента — перед специальным парламентским комитетом. Институт омбудсмена (в Украине Уполномоченный Верховной Рады по правам человека) не претендует на монополию в защите прав граждан, однако призван гарантировать помощь как беспристрастный и квалифицированный орган государства, который действует не формально, безотлагательно и бесплатно. Этот институт сочетает, властные начала и демократичность, высокую степень открытости и публичности.

Границы деятельности омбудсмена определяются: во-первых, рассмотрением жалоб, поступающих через парламентариев (парламентский фильтр); во-вторых, установлением компетенции, не распространяемой на судебную деятельность; в-третьих, тем, что это должна быть жалоба гражданина на действия должностных лиц. Персонал, работающий при омбудсмене, составляет от 60 до 100 человек. Все чаще назначается не один, а несколько омбудсменов: по охране частной жизни, по защите прав потребителей, по национальным вопросам, по военным делам и т. д. Омбудсмены действуют как по жалобам граждан, так и по своей собственной инициативе.

Будучи самостоятельным государственным, а не парламентским органом, омбудсмен не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной власти. Хотя деятельность омбудсмена непосредственно исходит от парламента, выполняемые им функции предполагают независимость от тех, кто его назначает. Омбудсмен осуществляет контроль за теми административными органами, которые остаются вне других форм парламентского контроля. В некоторых странах контроль омбудсмена распространяется только на отдельные сферы деятельности администрации (в Германии только военная сфера), в ряде стран охватывает не только администрацию, но и суды, и органы местного самоуправления (Швеция).

Право контроля не представляет омбудсмену возможность отменять или изменять решения соответствующего государственного органа. Омбудсмен лишь дает этим органам рекомендации, а если они не выполняются, то обращается к парламенту. Регулярный отчет перед парламентом входит в обязанности омбудсмена. Для выполнения своих функций омбудсмен наделен правом истребовать от государственных органов и должностных лиц необходимые материалы и документы. Таким образом, институт омбудсмена выступает как контролирующий орган, уполномоченный парламентом, а его деятельность направлена на защиту законных прав, свобод и законных интересов граждан по результатам действия или бездействия государственных органов или должностных лиц.