87. Таможенное дело
Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ. Он функционирует во взаимодействии со всеми другими федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями.
Государственная таможенная служба осуществляется в соответствии с принципами единства таможенной территории, таможенных органов, находящихся в федеральном подчинении, таможенного законодательства. Хотя таможенное регулирование, согласно п. «ж» ст. 71 Конституции, является прерогативой федеральных органов государственной власти, предполагается обязательный учет мнений и рекомендаций субъектов Федерации.
В соответствии с Положением о ГТК России, утвержденным Указом Президента от 25 октября 1994 г.*, он решает свои задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты и подведомственные ему предприятия, учреждения и организации.
Основными задачами ГТК России являются:
участие в разработке таможенной политики, ее реализация и защита экономических интересов Российской Федерации;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности таможенной территории России;
организация применения и совершенствования средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики страны и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;
организация и совершенствование таможенного дела;
обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
обеспечение участия страны в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
Соответственно этим задачам ГТК России выполняет функции, перечисленные в Положении о нем, и наделен широкими полномочиями, особенно в сфере таможенного регулирования и экспортно-импортного контроля.
Таможенный контроль осуществляют должностные лица таможенных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра; учета товаров и транспортных средств, устного опроса физических и должностных лиц; осмотра территорий, помещений и различных складов и других мест, где могут находиться товары и объекты, подлежащие таможенному контролю.
ГТК России организует борьбу с нарушениями таможенных правил, административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов, а также иными административными правонарушениями, рассмотрение дел по которым в соответствии с КоАП осуществляют таможенные органы*.
* СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4533.
Согласно Таможенному кодексу, за нарушение таможенных правил могут налагаться следующие виды взысканий: предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалификационного аттестата, конфискация товаров и транспортных средств, взыскание их стоимости, конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственным объектом нарушения таможенных правил.
Система таможенного контроля организуется как в пунктах на таможенных границах, так и на внутренних таможнях, которые созданы в каждом краевом и областном административном центре. Сейчас работает 154 таможни и 510 таможенных постов. Количество сотрудников таможенной службы России возросло по сравнению с их количеством в бывшем Советском Союзе с 3,5 до 53 тыс. человек. Это позволяет ГТК выполнять свою миссию на всей российской территории. И доход в пользу государства таможенные органы стали приносить немалый — около четверти российского бюджета*.
* Российская газета. 1996. 26 янв., 28 мая., 25 окт.
В последние годы бегство российского капитала за границу приняло масштабы, невиданные со времен гражданской войны. Ежегодно многие миллиарды долларов нелегально покидают Россию? Органом валютного контроля наряду с Цетробанком России и Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю является и ГТК. Для этих целей существуют специально созданные структурные подразделения: в ГТК России — управление валютного контроля; в региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах — соответствующие отделы. Главная задача этих органов — не допустить сокрытия валютной выручки от экспорта товаров и обеспечить своевременное и полное ее поступление в Российскую Федерацию и зачисление на валютный счет экспортера.
ГТК России имеет своих представителей в зарубежных странах и прежде всего в странах СНГ. Это — таможенные атташе представительств Российской Федерации в зарубежных странах и создаваемый при необходимости их аппарат. Они действуют на основе соответствующего Положения, утвержденного постановлением Правительства от 4 декабря 1995 г.*
* СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4932.
Из числа федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены определенные задачи по внешнеторговой деятельности, остановимся еще только на двух.
- 2. Исполнительная власть: понятие и признаки
- 4. Понятие и признаки отрасли административного права
- 5.Предмет административного права
- 6.Система административного права
- 7. Источники (формы) административного права
- 8. Механизм административно-правового регулирования
- 12Понятие, основные черты и виды общественного объединения
- 13Административно-правовой статус общественных объединений
- 14 Религиозные объединения: понятие, признаки, формы
- 18. Местное самоуправление
- 19. Государственная служба: понятие, категории должностей и принципы
- 20Государственный служащий: понятие, виды
- 21 Прохождение государственной службы
- 22 Понятие, общие черты, виды и классификация форм государственного управления
- 23 Понятие, основные черты и виды правовых актов управления
- 25 Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления
- 26 Договор: понятие, признаки, виды
- 27 Понятие, основные черты и виды методов государственного управления
- 28 Государственное принуждение: понятие, признаки, виды
- 29 Понятие и признаки административного правонарушения
- 30 Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды
- 31 Понятие, особенности и виды административной ответственности
- 32 Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
- 35 Понятие и цели административного наказания
- 36 Назначение административного наказания
- 37 Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
- 39 Понятие, признаки и принципы административного процесса
- 41 Административно-процессуальные нормы и отношения
- 42 Структура и стадии административного процесса
- 43 Административная юстиция
- 44 Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан
- 45. Дисциплинарное производство по административному праву
- 46 Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 47 Доказательства, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях
- 48 Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях
- 49 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 50 Возбуждение дела об административных правонарушениях и административное расследование
- 51 Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 52 Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях
- 54 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 55 Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
- 56 Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 57 Постановление по делу об административном правонарушении ст 29.10
- 58 Порядок подачи жалоб.
- 59 Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- 63 64Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- 67 Доставление: цели, субъекты, сроки
- 68. Административное задержание.
- 69. Личный досмотр. Досмотр вещей находящихся при физ. Лице.
- 73 Досмотр транспортного средства
- 75 Привод
- 77. Административно-правовые режимы
- 79. Лицензирование отдельных видов деятельности
- 78. Режим чрезвычайного положения
- 80. Государственная граница
- 82. Управление финансами
- 83. Промышленности
- 84. Агропромышленный комплекс
- 85. Управление транспортно-дорожным комплексом и связью
- 86. Организация налогового дела
- 87. Таможенное дело
- 88. Управление образованием
- § 2. Управление в области науки
- § 3. Управление в области культуры
- § 4. Управление в области труда и социального развития
- § 5. Управление здравоохранением
- 90. Управление в области обороны
- 91 Управление в области безопасности
- 92. Управление в области юстиции
- 93. Управление иностранными делами
- 94. Управление внутренними делами
- 95. Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципы
- 21.2. Гарантии законности: понятие и виды
- 21.3. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды
- 21.4. Государственный контроль: понятие и виды
- 21.5. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика
- 21.6. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления
- 21.7. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления