logo search
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 2_ответы на экзаменаци

Система органов исполнительной власти в области образования.

Государственное управление в сфере образования осуществ­ляют в пределах своих полномочий федеральные государствен­ные органы и органы государственной власти субъектов РФ.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляют органы местного самоуправ­ления. Полномочия указанных органов определены в ФЗ «Об образовании» (ст. 28, 29, 31).

Управление образованием осуществляют различные госу­дарственные и муниципальные органы. К ним относятся:

  1. Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки Рос­сии) — федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 15 июня 2004 г. Оно осуществляет функции по выработке го­сударственной политики и нормативно-правовому регулирова­нию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обу­чающихся и воспитанников образовательных учреждений.

На Минобрнауки России возложены координация и конт­роль деятельности подведомственных ему Федерального агент­ства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфе­ре образования и науки.

Для понимания функций министерства уместны и принци­пиальны как минимум две оговорки.

Во-первых, по смыслу упо­мянутого Положения различаются в качестве самостоятельных сфера Министерства и сферы указанных Федеральной службы и Федерального агентства. Однако их разделение является от­носительным в том смысле, что Министерство координирует и контролирует деятельность этих органов.

Во-вторых, в Положении акты, издаваемые в порядке нормативно-правового регулирова­ния, подменены их тематикой. Например, актами признаются перечни профессий, перечни учебников, формы документов и т. п., которые актами же устанавливаются. Очевидно, что на са­мом деле имеются в виду предметы ведения или, говоря проще, вопросы, по которым Министерство может осуществлять само­стоятельное нормативно-правовое регулирование.

Функции:

  1. Федеральное агентство по образованию (Рособразование) осуществляет функции по управлению государственным имуще­ством, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Осуществляет функции:

  1. В субъектах РФ в качестве специализированных органов, ведающих сферой образования, выступают: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъек­тах — соответственно департаменты, главные управления, отделы. Они являются единственными специализированными органа­ми, занимающимися вопросами образования на соответствую­щей территории в целом.

К компетенции органов управления образованием субъек­тов РФ относятся: разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и ликвидация образова­тельных учреждений соответствующего подчинения, лицензиро­вание их деятельности; установление региональных (националь­но-региональных) компонентов государственных образователь­ных стандартов; организация издания учеб­ной литературы, разработка базисных учебных планов и при­мерных программ курсов, дисциплин; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кад­ров; обеспечение соблюдения законодательства в области обра­зования, контроль за исполнением государственных образова­тельных стандартов и т. д.

  1. ФЗ «Об образовании» относит к органам управления обра­зованием также «ведомственные государственные органы управ­ления образованием». Это подразумевает, что образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в веде­нии различных органов, ведающих другими отраслями и сфе­рами управления. И только в этой «части» их можно отнести к орга­нам управления образованием. При этом приоритет принадлежит все же специализированным органам управления образованием. Пос­ледние при осуществлении межотраслевых функций в различ­ных формах сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными учреждениями.

Руководство образовательными учреждениями, подведом­ственными неспециализированным органам, осуществляется их структурными подразделениями. Это могут быть самостоятельные главные управления, отделы и др. либо подраз­деления такого рода структур. Они могут быть специализиро­ванными либо осуществлять функции образования наряду с дру­гими функциями.