67. Общий надзор органов прокуратуры.
В соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", федеральными законами, от 18 октября 1995 г. и от 10 февраля 1999 г. о внесении изменений и дополнений в этот закон1 на органы прокуратуры от имени Российской Федерации возложено осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Надзорная деятельность органов прокуратуры включает в себя ряд направлений или отраслей, одной из которых является общий надзор.
Предметом надзора являются:
а) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
б) соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.
Прокуратура не осуществляет надзор за актами, издаваемыми Правительством РФ. Это — прерогатива конституционного контроля. Однако если принятое Правительством постановление проти-воречит Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этом Президента РФ.
Прокуратура наделена комплексом полномочий, позволяющих прокурорам своевременно реагировать на нарушения законности в управлении, принимать меры по устранению причин и условий ее нарушения, восстанавливать нарушенные права, привлекать к ответственности виновных лиц.
Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора закреплены в ст. 22, 27 Закона о прокуратуре РФ. В соответствии со своей компетенцией он вправе, по предъявлении служебного удо-стоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помещения объектов надзора, проверять исполнение ими законов; требовать от руководителей и иных должностных лиц объектов надзора представления необходимых материалов, документов, статистических и других сведений, в том числе акты, изданные ими с нарушением закона.
Прокурор имеет право требовать от должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, по которым необходимы специальные знания; проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, предприятий, учреждений в связи с имеющимися у него сведениями о нарушениях закона. Должностные лица, которым поступило требование прокурора о проведении проверок и ревизий,; обязаны незамедлительно приступить к его исполнению.
Прокуратура наделена правом координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
В процессе общенадзорной деятельности прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина и в случае обнаружения таковых принимает меры по их пресечению и предупреждению, привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц.
Прокурор вправе проверять законность административного задержания граждан и освобождать своим постановлением тех из них, которые были незаконно подвергнуты административному за-. держанию на основании решения несудебных органов; в предусмотренных законом случаях возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении либо требовать привлечения нарушивших закон лиц к иному виду ответственности, установленной законодательством; обращаться в суд за защитой прав и законных интересов граждан, общества, государства; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.
Проверки исполнения законов, законности издаваемых поднадзорными объектами правовых актов, нарушения прав и свобод граждан осуществляются прокуратурой на основании поступивших в нее сообщений, заявлений, жалоб, сведений о фактах нарушения законности.
Реализуя свои полномочия, органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, подменять собой иные государственные, в том числе контрольные органы. Требования прокурора, вытекающие из его
полномочий, обязательны для исполнения адресатом в установленный срок. Их неисполнение влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют в своей работе соответствующие методы, к которым относятся:
1. Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Итогом проверок являются справки, в которых дается анализ вскрытых нарушений законности, причин и условий, их порождающих, предлагаются меры по их устранению. Справки направляются в соответствующие органы, организации для принятия мер по устранению выявленных нарушений законности.
2. Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами, и действий должностных лиц, порождающих юридические последствия. Такие проверки осуществляются с целью установления соответствия актов и действий закону, иным нормативным актам. При этом выясняется, нарушены ли права и законные интересы граждан, общества, государства исполнением проверяемых актов, действий, нанесен ли им ущерб.
3. Участие соответствующих прокуроров в заседаниях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Участие в таких заседаниях позволяет прокурору уже на стадии рассмотрения и принятия правовых актов давать им юридическую оценку.
Они вправе участвовать также в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
4. Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности, поступающих в прокуратуру либо публикуемых в средствах массовой информации, и принятие по ним соответствующих мер.
В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом. В Законе закреплены четыре формы реагирования прокурора на нарушения законности.
В порядке общенадзорной деятельности прокурор вносит протест на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 Закона). Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему такой акт, либо в суд. В нем прокурор излагает требование об отмене правового акта или его части либо о приведении его в соответствие с законом.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления в соответствующий орган, организацию, должностному лицу. При исключительных об-стоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить более короткий срок рассмотрения протеста. Ответ прокурору на протест дается в письменной форме. .
Протест прокурора на правовой акт содержит определенные реквизиты: наименование опротестованного акта; кем и когда он издан; содержание опротестованного акта либо части его; правовое обоснование незаконно изданного акта; указание на нарушение нормы закона или подзаконного акта; требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с законом опротестованного акта; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом 10-дневный срок; должностное положение прокурора, его классный чин, дату принесения протеста.
Представление прокурора (ст. 23 Закона) является актом прокурорского надзора, формой его реагирования на факты нарушения закона, причины и условия, им способствующие. Оно вносится в орган, общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по их устранению. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, то он должен уведомить прокурора о дне заседания.
Основанием внесения представления может быть выявленное нарушение закона либо совокупность нарушений, обобщение жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру, судебной практики и др., позволяющие прокурору судить о состоянии законности на том или ином поднадзорном объекте.
Как и протест, представление содержит в себе определенные реквизиты: наименование поднадзорного объекта, которому оно адресуется; материалы, явившиеся основанием внесения представления; наименование нарушенного закона или законов; сущность совершенных правонарушений, их причины и условия; предлагаемые меры по ликвидации нарушений законности и устранению причин и условий, им способствующих; указание на конкретных виновных лиц и предложение о привлечении их к ответственности; должностное положение, классный чин прокурора, дату внесения представления.
Исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется в уполномоченный на то орган или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть дело в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщить прокурору в письменной форме.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. Оно объявляется прокурором или его заместителем в письменной форме должностному лицу в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.
- 1.Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением).
- 2.Правовые основы государственной службы.
- 3.Административное приостановление деятельности как административное наказание.
- 4.Предмет административного права.
- 5.Система органов исполнительной власти в промышленности и энергетики
- 6.Дисквалификация как административное наказание
- 7.Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
- 8.Порядок рассмотрения обращений
- 9.Организация и административные полномочия милиции
- 10.Основные черты административно-правовых отношений.
- 11.Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 12.Система исполнительной власти в области сельского хозяйства.
- 13.Административно-правовой статус граждан
- 14.Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти
- 15.Система органов исполнительной власти в области образования
- 16.Система органов исполнительной власти в области здравоохранения
- 17.Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения.
- 18.Административный штраф как мера наказания.
- 19.Административно-правовые гарантии прав граждан.
- 20.Виды органов исполнительной власти.
- 21.Освобождение от административной ответственности
- 22.Участники производства по делу об административном правонарушении.
- 23.Президент рф и исполнительная власть.
- 24.Управление в области внешнеэкономических связей.
- 25.Правовое положение Правительства рф
- 26.Административное право в системе российского права.
- 27.Правила наложения административных взысканий.
- 28.Административно-правовой метод регулирования.
- 29.Предпосылки возникновения административно-правовых отношений.
- 30. Государственная должность: понятие, виды.
- 31.Система органов исполнительной власти в рф: понятие, основные звенья.
- 32.Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- 33.Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 34.Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
- 35.Система органов управления в области связи.
- 36.Государственные служащие: понятие и виды.
- 37.Система органов исполнительной власти субъектов рф.
- 38.Основы административно-правового статуса общественных объединений.
- 39.Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- 40.Правовые акты управления: понятие, виды.
- 41.Понятие и цели организации управления.
- 42.Административный штраф.
- 43.Административное принуждение: сущность, виды.
- 44.Органы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
- 45.Организация государственного управления Вооруженными силами.
- 46.Административное ответственность: понятие, особенности.
- 47.Органы управления в области социальной защиты граждан.
- 48.Действие правовых актов управления.
- 49.Государственный контроль за безопасностью дорожного движения.
- 50.Органы Министерства иностранных дел за рубежом.
- 51.Административное правонарушение: понятие, признаки и юридический состав.
- 52.Организация управления иностранными делами.
- 53.Приостановление действия правовых актов управления.
- 54. Административные наказания: сущность, виды.
- 55 Система органов исполнительной власти в области культуры.
- 56. Внутренние войска.
- 57. Порядок регистрации граждан по месту жительства и пребывания.
- 58. Производство по делам об административных правонарушениях: общие положения.
- 59. Государственная граница, её защита и охрана.
- 60. Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
- 61. Контроль и надзор в сфере государственного управления.
- 62. Органы управления безопасностью.
- 63. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- 64. Роль суда в обеспечении законности в государственном управлении.
- 65. Милиция.
- 66. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 67. Общий надзор органов прокуратуры.
- 68. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов.
- 69. Возбуждение дела об административном правонарушении.
- 70.Администартивно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
- 71.Регистрация актов гражданского состояния.
- 72. Виды постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 73. Утрата силы правовыми актами управления.
- 74. Государственный контроль в сфере здравоохранения.
- 75. Режим военного положения.
- 76. Система органов исполнительной власти в области транспорта.
- 77. Методы деятельности органов исполнительной власти.
- 78. Административная ответственность юридического лица.
- 79. Организация государственного управления внутренними делами.
- 80. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих.
- 81. Правовой статус полномочного представителя Президента
- 82. Режим чрезвычайного положения.
- 83. Учреждения образования.
- 84. Понятие, виды, принципы государственной службы.
- 85. Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
- 86. Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- 87. Комплектование Вооруженных сил.
- 88. Администрация Президента рф: понятие, основы правового положения.
- 89. Компетенция Российской Федерации в области законодательства об
- 90. Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.
- 91. Административное право в системе Российского права.
- 92. Виды оснований прекращения служебного контракта гражданской службы.
- 97. Понятие и виды гражданских служащих
- 98. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений.
- 99. Законодательство об административных правонарушениях: понятие, система.
- 100. Основы административно-правового статуса гражданских служащих.
- 101. Административный договор.
- 102. Паспортная система
- 103. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- 104. Административное задержание.
- 105. Участники производства по делам об административных правонарушениях.