61. Контроль и надзор в сфере государственного управления.
Обеспечение законности и дисциплины в управлении предполагает деятельность соответствующих государственных формирований, направленную на:
а) недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;
б) своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;
в) установление причин и условий, им способствующих;
г) привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;
д) разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;
е) создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.
Обеспечение законности и дисциплины достигается при помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисципли-ны, а также систему этих способов.
Данная система включает в себя значительное число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины.
Для одних органов обеспечение законности и дисциплины является лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, транспортным, топливно-энергетическим и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуществляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины.
Наряду с этим государством образуются и такие органы, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, государственные инспекции, федеральные надзоры и др.).
Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены для этого юридически-властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-правовой характер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспечения законности и дисциплины1.
Она осуществляется различными органами государственной власти, а также местного самоуправления.
Особая роль в обеспечении законности и дисциплины принадлежит Президенту РФ как гаранту Конституции РФ, прав и сво-,бод человека и гражданина.
В процессе деятельности по обеспечению законности и дисциплины в сфере управления названные органы используют в пределах предоставленной компетенции контроль и его разновидности — проверку исполнения и надзор.
Контроль является довольно широкой и объемной правовой
категорией.
Сущность и назначение контроля состоят:
а) в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;
б) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;
в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;
д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
Иначе говоря, посредством контроля его субъекты выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц установлениям правовых норм. Вместе с тем контролю подлежат те действия граждан и их общественных объединений, которые "замыкаются" на сфере управления.
Проверка исполнения тесно связана с контролем и является составной частью контроля. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения (например, вышестоящего органа управления).
Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида.
Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор).
Другой вид надзора — административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).
Наиболее характерные черты надзора сводятся к следующему:
а) органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении не подчиненных объектов;
б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воз-действия к физическим и юридическим лицам;
в) по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.
Существуют различные виды контроля. Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого ком-плекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).
По стадиям проведения контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.
Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике нарушений. Цель текущего контроля — выяснение состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности совершаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.
В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить:
а) контроль Президента РФ;
б) контроль органов законодательной (представительной) власти;
в) контроль органов исполнительной власти;
г) контроль органов судебной власти.
- 1.Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением).
- 2.Правовые основы государственной службы.
- 3.Административное приостановление деятельности как административное наказание.
- 4.Предмет административного права.
- 5.Система органов исполнительной власти в промышленности и энергетики
- 6.Дисквалификация как административное наказание
- 7.Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
- 8.Порядок рассмотрения обращений
- 9.Организация и административные полномочия милиции
- 10.Основные черты административно-правовых отношений.
- 11.Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 12.Система исполнительной власти в области сельского хозяйства.
- 13.Административно-правовой статус граждан
- 14.Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти
- 15.Система органов исполнительной власти в области образования
- 16.Система органов исполнительной власти в области здравоохранения
- 17.Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения.
- 18.Административный штраф как мера наказания.
- 19.Административно-правовые гарантии прав граждан.
- 20.Виды органов исполнительной власти.
- 21.Освобождение от административной ответственности
- 22.Участники производства по делу об административном правонарушении.
- 23.Президент рф и исполнительная власть.
- 24.Управление в области внешнеэкономических связей.
- 25.Правовое положение Правительства рф
- 26.Административное право в системе российского права.
- 27.Правила наложения административных взысканий.
- 28.Административно-правовой метод регулирования.
- 29.Предпосылки возникновения административно-правовых отношений.
- 30. Государственная должность: понятие, виды.
- 31.Система органов исполнительной власти в рф: понятие, основные звенья.
- 32.Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- 33.Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 34.Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
- 35.Система органов управления в области связи.
- 36.Государственные служащие: понятие и виды.
- 37.Система органов исполнительной власти субъектов рф.
- 38.Основы административно-правового статуса общественных объединений.
- 39.Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- 40.Правовые акты управления: понятие, виды.
- 41.Понятие и цели организации управления.
- 42.Административный штраф.
- 43.Административное принуждение: сущность, виды.
- 44.Органы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
- 45.Организация государственного управления Вооруженными силами.
- 46.Административное ответственность: понятие, особенности.
- 47.Органы управления в области социальной защиты граждан.
- 48.Действие правовых актов управления.
- 49.Государственный контроль за безопасностью дорожного движения.
- 50.Органы Министерства иностранных дел за рубежом.
- 51.Административное правонарушение: понятие, признаки и юридический состав.
- 52.Организация управления иностранными делами.
- 53.Приостановление действия правовых актов управления.
- 54. Административные наказания: сущность, виды.
- 55 Система органов исполнительной власти в области культуры.
- 56. Внутренние войска.
- 57. Порядок регистрации граждан по месту жительства и пребывания.
- 58. Производство по делам об административных правонарушениях: общие положения.
- 59. Государственная граница, её защита и охрана.
- 60. Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
- 61. Контроль и надзор в сфере государственного управления.
- 62. Органы управления безопасностью.
- 63. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- 64. Роль суда в обеспечении законности в государственном управлении.
- 65. Милиция.
- 66. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 67. Общий надзор органов прокуратуры.
- 68. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов.
- 69. Возбуждение дела об административном правонарушении.
- 70.Администартивно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
- 71.Регистрация актов гражданского состояния.
- 72. Виды постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 73. Утрата силы правовыми актами управления.
- 74. Государственный контроль в сфере здравоохранения.
- 75. Режим военного положения.
- 76. Система органов исполнительной власти в области транспорта.
- 77. Методы деятельности органов исполнительной власти.
- 78. Административная ответственность юридического лица.
- 79. Организация государственного управления внутренними делами.
- 80. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих.
- 81. Правовой статус полномочного представителя Президента
- 82. Режим чрезвычайного положения.
- 83. Учреждения образования.
- 84. Понятие, виды, принципы государственной службы.
- 85. Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
- 86. Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- 87. Комплектование Вооруженных сил.
- 88. Администрация Президента рф: понятие, основы правового положения.
- 89. Компетенция Российской Федерации в области законодательства об
- 90. Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.
- 91. Административное право в системе Российского права.
- 92. Виды оснований прекращения служебного контракта гражданской службы.
- 97. Понятие и виды гражданских служащих
- 98. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений.
- 99. Законодательство об административных правонарушениях: понятие, система.
- 100. Основы административно-правового статуса гражданских служащих.
- 101. Административный договор.
- 102. Паспортная система
- 103. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- 104. Административное задержание.
- 105. Участники производства по делам об административных правонарушениях.