83. Учреждения образования.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В зависимости от форм собственности образовательные учреждения подразделяются на государственные, муниципальные и частные, то есть негосударственные, но не относящиеся к муниципальным.
Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального; послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; дополнительного образования детей; специальных (кор-рекционных) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.
Типам образовательных учреждений соответствуют их определенные виды, среди которых можно выделить:
общеобразовательные — начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии;
начального профессионального образования — профессиональные училища; профессиональные лицеи — центры непрерывного профессионального образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреждения данного уровня;
среднего профессионального образования — техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения);
высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) — университеты, академии, институты, училища. Ими обеспечиваются цели высшего профессионального образования: подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Оно строится на основе различных вариантов преемственности уровней образования. Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.
Как второе высшее профессиональное образование рассматривается получение образования: а) по программам бакалавриата или по программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра; б) по программа магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.
Различия между видами учебных заведений данного типа определены в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях, а видами высших учебных заведений — в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако часто учебное заведение необоснованно относится к тому или иному виду, хотя это отнесение не ведет за собой каких-либо существенных изменений в его учебной деятельности. Например, в последние годы многие институты переименованы в университеты, однако преобразования в них свелись лишь к смене наименования.
Учредителем (учредителями) государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти РФ и ее субъектов, в том числе и государственные органы управления образованием: Минобрнауки РФ; государственные органы управления субъектов РФ.
Учредителем (учредителями) муниципального образовательного учреждения являются органы местно самоуправления.
Учредителями образовательных учреждений могут быть также отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации, союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ; граждане РФ и иностранные граждане. Разрешается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.
Учредителем образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные программы, может быть только Правительство РФ, а учреждений закрытого типа для детей и подростков с общественно опасным поведением — могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов РФ.
Действие федерального законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории РФ.
Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатываемыми на их основе уставами.
Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его аккредитации.
Структура и требования к содержанию устава образовательного учреждения определены ФЗ «Об образовании» (ст. 13), а высшего учебного заведения, кроме того, — ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Дополнительно управление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируется типовыми положениями и их уставами. Дополнения диктуются особенностями типов и видов образовательных учреждений и чаще всего касаются процедур формирования органов, разграничения компетенции между управленческими структурами и других вопросов, решение которых дозволено самим образовательным учреждением.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» управление государственными и муниципальными учреждениями образования осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления, формами которого являются совет образовательного учреждения, попечительский совет1 и др. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
Непосредственное управление указанными образовательными учреждениями осуществляют прошедшие аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: избран коллективом образовательного учреждения; избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; назначен учредителем, нанят учредителем. В гражданском образовательном учреждении назначение ректора не допускается.
Полномочия совета и руководителя образовательного учреждения разграничиваются в его уставе.
Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения определяется Правительством РФ1.
Эти позиции отражены в ФЗ «Об образовании» в типовых положениях об образовательных учреждениях, которые регламентируют и иные вопросы. Например, ряд функций совета государственного или муниципального учреждения начального профессионального образования закреплен непосредственно Е Типовом положении о нем (рассмотрение случаев отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обучающихся и др.); Типовым положением о государственном среднем специальном учебном заведении определены состав его совета, возможность досрочного его перевыбора и его порядок; возможность создания других органов; полномочия директора как органа юридического лица и распорядителя кредита и др.
- 1.Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением).
- 2.Правовые основы государственной службы.
- 3.Административное приостановление деятельности как административное наказание.
- 4.Предмет административного права.
- 5.Система органов исполнительной власти в промышленности и энергетики
- 6.Дисквалификация как административное наказание
- 7.Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
- 8.Порядок рассмотрения обращений
- 9.Организация и административные полномочия милиции
- 10.Основные черты административно-правовых отношений.
- 11.Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 12.Система исполнительной власти в области сельского хозяйства.
- 13.Административно-правовой статус граждан
- 14.Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти
- 15.Система органов исполнительной власти в области образования
- 16.Система органов исполнительной власти в области здравоохранения
- 17.Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения.
- 18.Административный штраф как мера наказания.
- 19.Административно-правовые гарантии прав граждан.
- 20.Виды органов исполнительной власти.
- 21.Освобождение от административной ответственности
- 22.Участники производства по делу об административном правонарушении.
- 23.Президент рф и исполнительная власть.
- 24.Управление в области внешнеэкономических связей.
- 25.Правовое положение Правительства рф
- 26.Административное право в системе российского права.
- 27.Правила наложения административных взысканий.
- 28.Административно-правовой метод регулирования.
- 29.Предпосылки возникновения административно-правовых отношений.
- 30. Государственная должность: понятие, виды.
- 31.Система органов исполнительной власти в рф: понятие, основные звенья.
- 32.Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- 33.Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 34.Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
- 35.Система органов управления в области связи.
- 36.Государственные служащие: понятие и виды.
- 37.Система органов исполнительной власти субъектов рф.
- 38.Основы административно-правового статуса общественных объединений.
- 39.Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- 40.Правовые акты управления: понятие, виды.
- 41.Понятие и цели организации управления.
- 42.Административный штраф.
- 43.Административное принуждение: сущность, виды.
- 44.Органы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
- 45.Организация государственного управления Вооруженными силами.
- 46.Административное ответственность: понятие, особенности.
- 47.Органы управления в области социальной защиты граждан.
- 48.Действие правовых актов управления.
- 49.Государственный контроль за безопасностью дорожного движения.
- 50.Органы Министерства иностранных дел за рубежом.
- 51.Административное правонарушение: понятие, признаки и юридический состав.
- 52.Организация управления иностранными делами.
- 53.Приостановление действия правовых актов управления.
- 54. Административные наказания: сущность, виды.
- 55 Система органов исполнительной власти в области культуры.
- 56. Внутренние войска.
- 57. Порядок регистрации граждан по месту жительства и пребывания.
- 58. Производство по делам об административных правонарушениях: общие положения.
- 59. Государственная граница, её защита и охрана.
- 60. Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
- 61. Контроль и надзор в сфере государственного управления.
- 62. Органы управления безопасностью.
- 63. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- 64. Роль суда в обеспечении законности в государственном управлении.
- 65. Милиция.
- 66. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 67. Общий надзор органов прокуратуры.
- 68. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов.
- 69. Возбуждение дела об административном правонарушении.
- 70.Администартивно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
- 71.Регистрация актов гражданского состояния.
- 72. Виды постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 73. Утрата силы правовыми актами управления.
- 74. Государственный контроль в сфере здравоохранения.
- 75. Режим военного положения.
- 76. Система органов исполнительной власти в области транспорта.
- 77. Методы деятельности органов исполнительной власти.
- 78. Административная ответственность юридического лица.
- 79. Организация государственного управления внутренними делами.
- 80. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих.
- 81. Правовой статус полномочного представителя Президента
- 82. Режим чрезвычайного положения.
- 83. Учреждения образования.
- 84. Понятие, виды, принципы государственной службы.
- 85. Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
- 86. Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- 87. Комплектование Вооруженных сил.
- 88. Администрация Президента рф: понятие, основы правового положения.
- 89. Компетенция Российской Федерации в области законодательства об
- 90. Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.
- 91. Административное право в системе Российского права.
- 92. Виды оснований прекращения служебного контракта гражданской службы.
- 97. Понятие и виды гражданских служащих
- 98. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений.
- 99. Законодательство об административных правонарушениях: понятие, система.
- 100. Основы административно-правового статуса гражданских служащих.
- 101. Административный договор.
- 102. Паспортная система
- 103. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- 104. Административное задержание.
- 105. Участники производства по делам об административных правонарушениях.