78. Административная ответственность юридического лица.
Проблема административной ответственности организаций до принятия КоАП РФ не получила не только в законодательстве, но и в теории приемлемого разрешения.
В правовых актах термин "административная ответственность" организаций почти не применялся. Чаще говорилось об их ответственности в административном порядке, но это не одно и то же. Лишь впервые в Земельном кодексе РСФСР, а затем в Законе РСФСР "Об административной ответственности предприятий, уч-реждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства"1 прямо указывается на административную ответственность коллективных образований.
В предшествующие годы коллективные субъекты административной ответственности, в том числе в виде штрафа, были известны административному праву. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1961 г. "О дальнейшем ограничении штрафов, налагаемых в административном порядке" было отменено наложение штрафов в административном порядке на предприятия, учреждения и организации и установлено их наложение на должностных лиц. Таким образом усиливалась личная ответственность должностных лиц за укрепление правопорядка на порученных им участках работы и устранялось ее обезличенное возложение на предприятия, учреждения и организации. Практика была такова, что ответственностью последних покрывалась безответственность других, конкретных виновников, штрафы не затрагивали материального положения ни их, ни членов трудовых коллективов.
Однако, во-первых, к юридическим лицам продолжали применяться административные штрафы за отдельные правонарушения (за уклонение от участия в дорожном строительстве); во-вторых, их административная ответственность не сводится только к штрафу. И упомянутый Указ в этом смысле не служил основанием для того, чтобы не признавать юридическое лицо субъектами административной ответственности.
Переход к рыночным отношениям, появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм закономерно возродили административную ответственность юридических лиц в виде штрафа. Это отчасти объясняется тем, что новые условия позволяют усилить влияние административного штрафа на укрепление законности в деятельности юридических лиц, ибо его круп-, ные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении. В ряде случаев узаконивали возможность сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц.
Тем не менее законодательство об административной ответственности юридических лиц не представляло собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Действовали пока отдельные акты либо их нормы, содержавшиеся в разных законах.
Но субъектами многих видов административных правонарушений признавались уже только юридические лица, исключая их должностных лиц, например, загрязнения земель химическими и ра-диоактивными веществами и других нарушений земельного законодательства, правонарушений в области строительства.
И все же юридические лица признавались субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, в основном земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, правонарушений в области строительства. Виды правонарушений, а иногда их понятие, конкретизировались в законодательстве, устанавливающем за них административную от-ветственность. Так, под правонарушением в области строительства понималось несоблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и пра-вил, проектов, других нормативных актов в области строительства, влекущее снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей и т. д.
Основной мерой административной ответственности юридических лиц являлся штраф. Предусматривались также другие меры ответственности. Так, за правонарушения в области строительства, кроме штрафа, возможнб было приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев.
Федеральным законом, комплексно регламентирующим административную ответственность юридических лиц в современных условиях, является КоАП РФ, распространяющийся, как уже отмечено, и на физических лиц. Применительно к юридическим лицам его нормы можно подразделить на две группы: а) нормы, имеющие общее значение для физических и юридических лиц; б) нормы, относящиеся только к юридическим лицам как субъектам административных правонарушений. Это, например, касается вины юридического лица, системы мер административного наказания, которые могут быть назначены юридическому лицу, ответственности юридических лиц в случаях их реорганизации и т. д.
Юридические лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ. В их числе имеются административные правонарушения, субъектами которых могут быть: а) граждане, должностные лица, юридические лица; б) граждане; в) граждане и должностные лица;
г) должностные лица; д) граждане и юридические лица; е) должностные лица и юридические лица; ж) юридические лица.
Относительно норм, содержащихся в КоАП РФ, установлены правила: если в его статьях, за исключением статей, входящих в Особенную часть, не указано, что установленные ими нормы приг меняются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применимы только к физическому лицу.
При реорганизации юридических лиц административная ответственность устанавливается в зависимости от ее организационных форм и связанным с этим правопреемством.
При реорганизации:
а) в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо;
б) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности — присоединившееся юридическое лицо;
в) при разделении юридического лица или при выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц к административной ответствености привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;
г) при преобразовании юридического лица к административной ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
При реорганизации юридических лиц административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
Административные наказания в виде административного штрафа, возмездного изъятия, конфискации, назначенные юридическому лицу до завершения его реорганизации, применяются с учетом изложенных выше положений о формах реорганизации.
- 1.Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением).
- 2.Правовые основы государственной службы.
- 3.Административное приостановление деятельности как административное наказание.
- 4.Предмет административного права.
- 5.Система органов исполнительной власти в промышленности и энергетики
- 6.Дисквалификация как административное наказание
- 7.Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
- 8.Порядок рассмотрения обращений
- 9.Организация и административные полномочия милиции
- 10.Основные черты административно-правовых отношений.
- 11.Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 12.Система исполнительной власти в области сельского хозяйства.
- 13.Административно-правовой статус граждан
- 14.Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти
- 15.Система органов исполнительной власти в области образования
- 16.Система органов исполнительной власти в области здравоохранения
- 17.Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения.
- 18.Административный штраф как мера наказания.
- 19.Административно-правовые гарантии прав граждан.
- 20.Виды органов исполнительной власти.
- 21.Освобождение от административной ответственности
- 22.Участники производства по делу об административном правонарушении.
- 23.Президент рф и исполнительная власть.
- 24.Управление в области внешнеэкономических связей.
- 25.Правовое положение Правительства рф
- 26.Административное право в системе российского права.
- 27.Правила наложения административных взысканий.
- 28.Административно-правовой метод регулирования.
- 29.Предпосылки возникновения административно-правовых отношений.
- 30. Государственная должность: понятие, виды.
- 31.Система органов исполнительной власти в рф: понятие, основные звенья.
- 32.Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- 33.Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 34.Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
- 35.Система органов управления в области связи.
- 36.Государственные служащие: понятие и виды.
- 37.Система органов исполнительной власти субъектов рф.
- 38.Основы административно-правового статуса общественных объединений.
- 39.Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- 40.Правовые акты управления: понятие, виды.
- 41.Понятие и цели организации управления.
- 42.Административный штраф.
- 43.Административное принуждение: сущность, виды.
- 44.Органы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
- 45.Организация государственного управления Вооруженными силами.
- 46.Административное ответственность: понятие, особенности.
- 47.Органы управления в области социальной защиты граждан.
- 48.Действие правовых актов управления.
- 49.Государственный контроль за безопасностью дорожного движения.
- 50.Органы Министерства иностранных дел за рубежом.
- 51.Административное правонарушение: понятие, признаки и юридический состав.
- 52.Организация управления иностранными делами.
- 53.Приостановление действия правовых актов управления.
- 54. Административные наказания: сущность, виды.
- 55 Система органов исполнительной власти в области культуры.
- 56. Внутренние войска.
- 57. Порядок регистрации граждан по месту жительства и пребывания.
- 58. Производство по делам об административных правонарушениях: общие положения.
- 59. Государственная граница, её защита и охрана.
- 60. Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
- 61. Контроль и надзор в сфере государственного управления.
- 62. Органы управления безопасностью.
- 63. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- 64. Роль суда в обеспечении законности в государственном управлении.
- 65. Милиция.
- 66. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 67. Общий надзор органов прокуратуры.
- 68. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов.
- 69. Возбуждение дела об административном правонарушении.
- 70.Администартивно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
- 71.Регистрация актов гражданского состояния.
- 72. Виды постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 73. Утрата силы правовыми актами управления.
- 74. Государственный контроль в сфере здравоохранения.
- 75. Режим военного положения.
- 76. Система органов исполнительной власти в области транспорта.
- 77. Методы деятельности органов исполнительной власти.
- 78. Административная ответственность юридического лица.
- 79. Организация государственного управления внутренними делами.
- 80. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих.
- 81. Правовой статус полномочного представителя Президента
- 82. Режим чрезвычайного положения.
- 83. Учреждения образования.
- 84. Понятие, виды, принципы государственной службы.
- 85. Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
- 86. Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- 87. Комплектование Вооруженных сил.
- 88. Администрация Президента рф: понятие, основы правового положения.
- 89. Компетенция Российской Федерации в области законодательства об
- 90. Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.
- 91. Административное право в системе Российского права.
- 92. Виды оснований прекращения служебного контракта гражданской службы.
- 97. Понятие и виды гражданских служащих
- 98. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений.
- 99. Законодательство об административных правонарушениях: понятие, система.
- 100. Основы административно-правового статуса гражданских служащих.
- 101. Административный договор.
- 102. Паспортная система
- 103. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- 104. Административное задержание.
- 105. Участники производства по делам об административных правонарушениях.