logo
OTVET_admin

10.Основные черты административно-правовых отношений.

Административные правоотношения – урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

основные черты.

1. Административно правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе административно правовых норм, которые порождают эти отношения и реализуются через них.

2. Административно правовые отношения складываются в специфической сфере, а именно в области осуществления исполнительно распорядительной, т. е. властно организационной, деятельности субъектов государственного управления.

3. Для административно правовых отношений характерно то, что в качестве обязательного субъекта в них выступает соответствующий орган исполнительной власти (должностное лицо). Данная особенность административно правовых отношений объясняется прежде всего тем, что исполнительно распорядительную деятельность призваны осуществлять от имени государства органы исполнительной власти и их должностные лица.

4. Споры, которые могут возникать между участниками административно правовых отношений, разрешаются обычно в административном (внесудебном) порядке, т. е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа государственного управления (должностного лица). Вместе с тем действующее законодательство предусматривает судебное рассмотрение таких споров.

5. Ответственность субъектов административно правовых отношений перед государством в отличие от гражданско правовых отношений.

Элементами административно правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.

Признаки:

1) эти правоотношения являются управленческими, и урегулированы они нормами АП;

2) субъектами А-П отношений могут быть любые участники управленческих отношений;

3) характеризуются юридическим неравенством сторон (в таких правоотношениях всегда существует субъект, уполномоченный принимать решения по вопросам, касающимся субъективных прав, обязанностей и интересов другой стороны – физического лица, органа, организации);

4) возникнуть они могут по инициативе любой стороны, в том числе и против воли другой стороны;

5) выражают волю государства;

6) сторона несет ответственность перед государством в лице соответствующего органа или должностного лица.

Виды:

1) по основаниям возникновения – административные (возникают, изменяются и прекращаются в процессе правомерной деятельности уполномоченных субъектов); деликтные (являются следствием административных правонарушений);

2) в зависимости от назначения – материальные (отношения, урегулированные нормами материального АП); процессуальные (отношения, урегулированные процессуальными нормами АП);

3) по структуре объекта – простые (единственный объект – деятельность физических лиц); сложные (объектом самой деятельности могут быть объекты, частично сходные с объектами ГП: имущество, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, информация, нематериальные блага);

4) по соотношению прав и обязанностей сторон – вертикальные (основаны на властном подчинении одной из сторон другой); горизонтальные (стороны юридически равноправны, ни одна из них не зависима от другой).