Лидер и его команда в процессе целеполагания
В процессе целеполагания важнейшую роль играет взаимодействии политического лидера или другого ГЛПР с представителей ближнего и дальнего окружения. Именно это окружение формирует особое управленческое пространство, в котором непосредственно принимаются государственные решения.
К участию в обсуждении вопросов, а, следовательно, и возможности влиять на ЛПР допускаются, как правило, только те, кто разделяет общие воззрения лидера, кому он доверяет и на чье мнение и лояльность может положиться. Основными контрагентами в этой сфере принятия решений становятся лица из так называемого ближнего окружения, куда входят представители ряда устойчивых групп. К ним относятся:
помощники;
советники-наставники;
ставленники группы поддержки (партии);
лояльные сторонники в высшем аппарате управления;
ученые и независимые эксперты;
технические служащие (имеющие отношение к обороту важнейшей информации);
а в ряде случаев, применительно к решению конкретной проблемы, и влиятельные зарубежные деятели.
Свою роль в этой группе играют и представители т.н. дальнего окружения, представляющие ключевых фигур, лояльных лидеру, но действующих в системе власти и управления самостоятельно. Причем эти лица контролируют не только традиционные (т.е. действующие на основе базовых законодательных решений) органы власти и управления, но и те, которые создаются в правовом поле страны для усиления реального политического влияния лидера на те или иные сегменты государства и общества. В целом же устойчивый круг лиц из ближайшего и дальнего окружения, составляет команду лидера, т.е. наиболее мощное образование, действующее в процессе принятия государственных решений. 67
Ближнее окружение всегда было важнейшим фактором целеполагания. Об этом свидетельствует, в частности, вся русская история.
Так, ближнее окружение Ивана IV – «ближняя дума», «Избранная Рада», под предводительством А.Ф.Адашева оказала огромное влияние на принятие государственных решений царем. Под её руководством в России были осуществлены всеобъемлющие реформы. В научной литературе они получили название «Реформы середины ХУI в.». В проведении реформ особенно было заинтересовано дворянство. В ХIII в. дворяне ‑ низшая прослойка знати, а с ХVI в. началось восхождение этого сословия. Дворяне за военную службу стали получать поместья, позже им было разрешено покупать землю.
К таким же доверенным структурам при Екатерине I относился «Верховный тайный Совет». Именно его воздействие на Екатерину, взошедшей на трон после смерти Петра I (тоже, кстати, благодаря решению и деятельности Совета) определяло внутреннюю и внешнюю политику России.
На текущие решения во время правления Елизавете I оказывала влияние «Конференция при Высочайшем дворе». Конференция превратилась в верховное правительственное место империи: даже сенат, после энергического протеста, вынужден был не раз отвечать на ее запросы. В 1757 г. Конференция рассматривает предложение графа П. И. Шувалова о средствах к улучшению государственных финансов и посылает в сенат экстракт из своего протокола о необходимости поднять в России торговлю пенькой; в 1758 г. в Конференция обсуждается вопрос о переделке меди в монету и принимается решение подчинить непосредственному надзору Конференции издание академической газеты.
Ближнее окружение значимо не только для «слабых» политических лидеров (каковым можно признать, скажем, Екатерину I), но и для сильных правителей. Как известно, Екатерина II, придя к власти, планировала отменить крепостное право, однако не получив поддержку «ближнего круга», отказалась от этих намерений. Совещательным органов при ее правлении стал «Совет при высочайшем дворе».
Неофициальным органом при императоре Александре I в 1801—1803 стал «Негласный комитет». Он подготовил проекты учреждения министерств, преобразования Сената и другие реформы. Основу деятельности Негласного комитета составила программа реформирования «Генеральный план работы с императором над реформой». Негласный комитет подготовил, а Александр I провел своими указами первую политическую амнистию в России, упразднил политический сыск. Закрыв тайную канцелярию, восстановил в полном объеме отмененные Павлом I жалованные грамоты дворянству и городам, реформировал функции Сената, разграничил и упорядочил компетенцию Комитета министров, утвердил новое положение об устройстве и структуре учебных заведений.
Ближний круг необходим даже абсолютным диктаторам, таким, например, как И.В.Сталин. Роль ближайшего окружения Сталина в принятии решений описана, например, в книге Р.Медведева «Ближний круг Сталина».68
Также существенно влияние команды или ближнего круга и при принятии современных государственных решений.
Характерно, что и в современной России существуют в какой-то степени аналогичные органы управления, которые используются как институциональные площадки и для решения различных государственных задач (например, Совет безопасности или Госсовет, наличие которых не предусмотрено Конституцией, но которые тем не менее могут считаться формами институциональной поддержки влияния Президента на социальные процессы).
А.А. Соловьев определяет процесс воздействия на лидера его ближнего окружения, как «мягкую идентификацию ЛПР» и выделяет следующий состав его участников
Лица, готовящие информацию.
Участники подготовки решения.
Участники широкого обсуждения проблемы (члены команды).
Представители влиятельных групп интересов (бизнеса, регионов и др.).
Принимающие решение.
Имеющие доступ к решениям.69
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений Тема 1.1. Решения в государственном управлении
- §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления
- §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений
- §3. Процесс принятия решений
- Общие управленческие технологии
- Нормы права и административные регламенты как основа выделения этапов государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Библиографический список
- Тема 1.2. Становление теории принятия решений
- §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории
- §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений
- Политико-административные теории
- Менеджмент
- Политология
- Парламенское и административное право
- §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений
- Политология, социология и философия
- Экономическая теория
- §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения
- §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения
- §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений
- Сбор информации
- Диагностика
- §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения
- Государственная политика
- Классификация и ранжирование государственных целей
- Метод «дерево целей»
- Целеполагание в контексте задач административной реформы
- §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений Подготовка альтернатив или вариантов государственных решений
- Оценка альтернатив
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений
- §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения
- §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений
- §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений
- Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики
- Программно-целевое планирование
- §4. Технологии и методы контроля государственных решений
- Судебный контроль
- Контроль исполнения решения
- Основные этапы контроля исполнения
- Субъекты контроля
- Общественный контроль
- §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ
- Целевая эффективность
- Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений
- §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений
- Психологический анализ
- 1. Влияние среды
- 2. Влияние качеств лпр
- Политологический анализ
- §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений
- Взаимодействие власти и его контрагентов в процессе целеполагания
- Личные и общественные цели при принятии государственных решений
- Лидер и его команда в процессе целеполагания
- Формирование критериев и ограничений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве
- §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений
- Психологический анализ
- Политологический анализ
- §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений Согласование государственных решений
- Утверждение решения
- §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Заключение