logo search
Могилевский С

Глава 12. Правовые механизмы усиления позиций исполнительных органов в акционерных обществах

Активизация процесса создания акционерных обществ в России по времени совпала с не менее активным процессом приватизации государственных, муниципальных предприятий *(285).

За минимально короткие сроки на базе значительного количества государственных и муниципальных предприятий были созданы акционерные общества как новая форма хозяйствования, которые только начали накапливать опыт.

Задача приватизации состояла в том, чтобы через быстрое распределение акций за короткие сроки создать "класс собственников", который олицетворяли "вновь испеченные акционеры". Но в самом процессе приватизации закладывался принцип: акции распределяются не только среди своих работников, но и среди граждан - бывших работников этих предприятий. Это положение сочеталось с рядом ограничений на легальные возможности аккумулировать сколько-нибудь значительные пакеты акций. Уже через год после начала приватизации и акционирования акции, составляющие в сумме 51% и более уставных капиталов акционерных обществ, были распределены среди тысяч акционеров. Исполнительные органы, которые в это время стали называться командами управления, имели 5-7% акций своих акционерных обществ, поэтому могли разрабатывать стратегию развития своего предприятия, планировать мероприятия по совершенствованию структуры его управления. Однако как только дело доходило до принятия решений на общих собраниях акционеров, возникало тупиковое положение: большой опыт "колхозного" управления, абсолютное непонимание работниками своей новой роли как акционеров и незначительность пакетов акций команд управления - все это мешало принятию того или иного решения. Более того, поскольку приватизация в основном шла через создание открытых акционерных обществ, постольку контроля за движением ценных бумаг не могло быть по определению, в результате создавались условия для формирования крупных пакетов акций на стороне и соответственно полной утраты исполнительными органами контроля за развитием самого предприятия. Именно в этих условиях наиболее грамотные команды управления поняли, что без аккумулирования акций в своих руках пережить начальный этап развития "дикой" рыночной экономики будет нелегко.

Возникла необходимость в разработке путей, которые помогали бы команде управления формировать эффективно действующий механизм управления акционерным обществом. В связи с этим первоочередного решения требовали следующие задачи:

- предотвратить формирование контрольного пакета акций на стороне через реализацию акций сотрудников сторонней организации;

- аккумулировать часть акций сотрудников в едином пакете для обеспечения стабильного контроля акционерного общества со стороны "внутренних" акционеров и команды управления, т.е. сформировать контрольный пакет акций, под которым понимается аккумулирование такого числа акций, которое необходимо для осуществления контроля за деятельностью акционерного общества. Теоретически это 51% голосующих акций. На практике он может быть значительно меньше - и 20%, и 30%, все зависит от количества акций, размещенных среди определенного числа акционеров;

- усилить позиции команды управления, т.е. исполнительных органов, в контроле капитала акционерного общества;

- повысить управляемость акционерного общества со стороны исполнительных органов.

На первый взгляд эти задачи нельзя назвать глобальными, но, как показала практика, без их решения невозможно решить более серьезные задачи.

Работа с десятками акционерных обществ позволила определить по крайней мере пять путей (и соответственно механизмов) усиления позиций исполнительных органов через формирование "контрольных" пакетов акций и, таким образом, решения этих задач:

1) приобретение размещенных акций;

2) создание "параллельной" организации;

3) получение доверенности;

4) разукрупнение;

5) заключение договора доверительного управления акциями.

Наибольший эффект может быть достигнут в результате одновременного использования нескольких названных путей (механизмов).