12.1. Становление и развитие нотариата в Республике Казахстан
Нотариат существует с древнейших времен и функционирует во всех цивилизованных странах мира, играя значимую роль в реализации и защите гражданских прав. Нотариат происходит от латинского слова nota — знак. В Древнем Риме нотариусами называли писцов, составлявших проекты сделок и употреблявших для скорости записи стенографические знаки. Отсюда и сохранившийся первоначальный латинский корень этого слова и его производные: notarius — нотариус, notarialis — нотариальный, notarise — заверить, засвидетельствовать нотариально. Под термином «нотариат» понимают систему органов, специально предназначенных для выполнения соответственно нотариальных действий.
Историческая необходимость в нотариате объективно возникала при соответствующем уровне развития отношений собственности. В зависимости от исторических, этнических, религиозных и иных особенностей в различные периоды и в различных странах формировался собственный нотариат, по-разному именовались и люди, занимавшиеся данным видом юридической профессии.
До середины XIX века во многих окраинах Российской империи не был актуальным вопрос организации и юридической регламентации нотариальной деятельности. Реформы, коснувшиеся нотариальных служб, проводившиеся с 60-х годов XIX века, ввиду национальных, географических и иных особенностей окраин царской России не могли быть закончены одновременно.
После свержения царского самодержавия в 1921 году были изданы Декрет о введении Положения о нотариате и Декрет об упразднении нотариальных столов, но в 1923 году было введено Положение «О государственном нотариате» и Декрет «Об упразднении нотариальных контор» был отменен. Постановлением Совнаркома (Правительства) Казахской ССР от 20 апреля 1940 года «Об утверждении сети нотариальных контор» был нормативно определен перечень нотариальных органов в количестве 120 городских и районных государственных нотариальных контор.
13 августа 1974 года был принят Закон Казахской ССР «О государственном нотариате», который явился первым нормативным актом, характеризовавшимся наибольшей степенью унифицированности, поскольку был законом республики, находившейся в составе единого союзного государства. В период его действия произошло окончательное формирование нотариальных органов во всех регионах Казахстана, была упорядочена кадровая работа по обеспечению этой сферы специалистами-юристами, велся государственный контроль за нотариальной практикой и ее формированием.
Формирование нотариата современной модели ведет свое начало с начала 90-х годов, когда в нашей стране были разработаны и приняты кодифицированные акты по базовым отраслям права. Еще до принятия действующего Закона «О нотариате» отечественные нотариусы на базе законодательства Казахской ССР и Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик начали оформлять документы нового, рыночного содержания. Изменения коснулись и правил оплаты нотариальных услуг.
В истории отечественного нотариата важной вехой ознаменован действующий в настоящее время Закон «О нотариате» 14 июля 1997 года, особенностью которого явилось признание параллельного существования нотариатов двух типов (государственного и частного).
Казахстанский нотариат за последние годы претерпел значительные изменения, вызванные новыми общественными условиями. К сожалению, практически с 2006 года в Казахстане по факту стала существовать только одна модель — форма частного нотариата, из-за чего участились злоупотребления со стороны отдельных представителей нотариата. Только за первое полугодие 2009 года в отношении частных нотариусов было возбуждено свыше 20 уголовных дел. В результате отсутствия конкуренции резко возросли цены. По некоторым видам нотариальных действий размер пошлины превышали в десятки раз. Так, например, если ст. 536 Налогового кодекса за выдачу свидетельства о праве на наследство предусматривает пошлину в размере 100 % месячного расчетного показателя (МРП), то есть 1 296 тенге, то нотариальная палата г. Алматы увеличила эту пошлину до 32 400 тенге — почти в 25 раз. За свидетельствование подлинности подписи на документах пошлина для физических лиц согласно Налоговому кодексу, составляет 39 тенге (3 % от МРП), в то время как нотариальная палата отдельных областей установили свои пошлины: г. Алматы — 1 300 тенге (в 33 раза), Алма-Атинской области — 1 110 тенге (в 28 раз), Западно-Казахстанской области — 925 тенге (в 23 раза). Естественно, население возмущено высокими тарифами частных нотариусов58. В связи с этим постепенно вводится и институт государственных нотариусов.
В настоящее время идет процесс сближения национального законодательства с международными стандартами. Традиционным (классическим) типом нотариальной системы является ее латинская модель, называемая Латинским нотариатом. Нотариат латинского (свободного) типа сформировался в результате длительной эволюции правовых идей в странах романо-германской правовой системы. Первым законодательным актом, сформулировавшим признаки свободного нотариата, был знаменитый Закон Вантоза, принятый во Франции в начале 19 века (16.03.1803 г.) и сохраняющий свое действие до сих пор. Этот закон оказал значительное влияние на развитие нотариата в Европе и мире в целом. Впоследствии, под влиянием Испании латинский нотариат распространился также в странах Южной и Центральной Америки. За последние годы в результате кардинальных экономических и правовых преобразований система латинского нотариата была повсеместно принята в странах Восточной и Центральной Европы, ряде государств Юго-Восточной Азии и Китае.
Несмотря на общие черты национальных нотариатов латинского типа, положение нотариуса в конкретных государствах может также отличаться.
Например, в Европе существует три основные модели латинского нотариата: немецкая, французская и смешанная.
Для немецкой модели характерна незначительная активность нотариуса на всех этапах нотариального производства. Его работа сводится к разработке соответствующего акта и его последующему удостоверению. Нотариус здесь не играет значительной роли при подготовке совершения нотариального действия: проведении консультаций, переговоров, получении необходимых документов и т.д. Как следствие, осуществление нотариальных функций носит здесь порой излишне формализованный, нетворческий характер.
Французская модель, напротив, предполагает инициативность самого нотариуса с момента обращения к нему заинтересованного лица. Нотариус и его многочисленные помощники полностью берут на себя все заботы клиентов, начиная от сбора необходимых документов, проведения переговоров с другими заинтересованными лицами, составления и удостоверения документа и заканчивая регистрацией нотариального акта в компетентных органах. Французская модель — это конвейер с индивидуальным подходом, где нотариус и работники нотариальной конторы обеспечивают получение желаемого клиентом правового результата.
Смешанная модель сочетает в различных пропорциях элементы обоих вышеназванных систем. Она существует в целом ряде Европейских государств как, например, Испании, Нидерландах, Швейцарии и ряде других. Нотариат свободного (латинского) типа функционирует во всех странах Европейского союза, за исключением Великобритании, Дании, Финляндии и Швеции.
Наличие общих принципов организации и деятельности нотариатов различных стран позволило создать на международном уровне специальную организацию нотариата: Международный Союз Латинского Нотариата.
Международный Союз Латинского Нотариата (MCЛH) — это неправительственная организация, объединяющая страны с нотариальной системой латинского типа. Задачи МСЛН заключаются в поддержке, координации и развитии нотариальной деятельности на международном уровне. На основе близкого сотрудничества между национальными нотариатами Союз должен обеспечивать независимость и высокое значение нотариата в целях лучшей защиты прав отдельных лиц и общества в целом. Решение о создании MCЛH было принято на Первом Международном Конгрессе Латинского нотариата в Буэнос-Айресе 2 октября 1948 года. Окончательно, данное решение было ратифицировано уже на втором Конгрессе в Мадриде в 1950 году.
Устав Международного Союза Латинского Нотариата принят Ассамблеей Нотариатов — членов Союза в Амстердаме, 23 и 25 мая 1989 года. На сегодняшний день МСЛН объединяет 73 государства и других участников со всех пяти континентов.
Латинский нотариат базируется на традиции римского права. В странах, входящих в МСЛН, в том числе в России, действует континентальная (романо-германская) правовая система, с ее приоритетом письменного доказательства, а нотариально оформленные документы обладают публичным признанием и повышенной доказательственной силой. При этом в большинстве стран латинского нотариата акты нотариусов зачастую имеют исполнительную силу.
Нотариат латинского типа, как и вообще нотариат,— это способ сохранить долгое время то, что в конечном итоге даже самая совершенная человеческая память не может удержать. В нотариате все сохраняется в виде документа, который представлен в форме удостоверения. Именно в документе, который удостоверяет нотариус, констатируются факты, относящиеся к прошлому, фиксируются настоящее и по существу регулируется будущее. Латинскому нотариату присущи такие принципы, как самоуправление и самоорганизация, финансовая независимость от какого-либо бюджета59. Главенствующим принципом Латинского Союза является принцип «публичности функции нотариуса и не предпринимательский характер его деятельности».
Публично-правовая функция нотариата, возложенная на него государством, безоговорочно признана во всех странах, придерживающихся нотариата латинского типа. При этом нотариус выполняет государственную функцию, не будучи государственным служащим. В странах Латинского нотариата Независимый нотариус — это лицо, уполномоченное от имени государства выполнять нотариальное удостоверение документов и тем самым быть представителем бесспорного правосудия и публичной власти.
По вопросу «публичности» в постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 31 января 2005 года №1 было указано, что «в силу того, что деятельность нотариата носит публично-правовой характер, на государство возлагается юридическая обязанность обеспечивать права и свободы человека и гражданина, устанавливать правовые механизмы их охраны и защиты. Следовательно, государство вправе определять для лиц, желающих осуществлять нотариальную деятельность, обязательные условия и ограничения, которые могут быть связаны с необходимостью установления законом государственного контроля за деятельностью нотариата, в том числе путем аттестации. Пределы законодательного ограничения должны соответствовать конституционно определенным целям и задачам защиты прав и свобод человека (п.1 ст. 39 Основного Закона).
В дополнительном постановлении Конституционный Совет от 6 июля 2006 года № 3 «Об истолковании постановления Конституционного совета Республики Казахстан от 31 января 2005 года № 1...» в порядке уточнения указано, что «нотариат не является полностью публично-правовым институтом. Деятельность нотариуса носит как публично-правовой, так и частно-правовой характер и что от имени государства вправе выступать только нотариусы, состоящие на государственной службе (государственные нотариусы), должностные лица государственных органов, уполномоченные законом на выполнение нотариальных действий. Частные нотариусы не вправе выступать от имени государства».
По этому поводу Председатель Конституционного Совета И. И. Рогов обратил внимание на то, что «согласно теории государства и права публичное право есть совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, общий, совокупный (публичный) интерес, а публично-правовая функция есть способность своими действиями повлечь правовые последствия для неопределенного круга лиц. Безусловно, элементы публично-правового характера в нотариальной деятельности присутствуют, но это не означает, что указанные функции есть функции государственные. Вопрос публичности должен быть просчитан с точки зрения международных обязательств Республики Казахстан и требует глубокой проработки»60.
Принятие Казахстаном за основу принципов Латинского нотариата будет означать преобладание в юридической практике приоритетов письменного доказательства, и признание нотариально оформленных документов обладающими преимущественной силой.
Общим для отечественного и Латинского нотариата является то, что нотариат не является частью административной системы, а осуществляет охрану прав и законных интересов граждан и юридических лиц по особому полномочию государства. Юридические гарантии и безопасность, предоставляемые нотариальными процедурами, не являются лишними формальностями и барьерами в гражданском и коммерческом обороте, а наоборот, делают эти отношения защищенными и предсказуемыми.
В 2003 году казахстанский внебюджетный нотариат в лице Республиканской нотариальной палаты подал заявку на вступление в Международный союз латинского нотариата и ему присвоен статус наблюдателя. Вступление казахстанского нотариата повысит авторитет нашей страны на международном уровне и создаст позитивные условия для перехода к более активной модели нотариата в республике61. Членство в Международном Союзе Латинского нотариата обеспечивает в деятельности нотариуса единые стандарты предупреждения споров, безопасности юридической техники, как в других 70-и государствах мира, что облегчает торговые и личные отношения международного характера.
- С.Н. Мухаметалин
- Глава 1 правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи
- 1.1. Правоохранительная деятельность.
- 1.2. Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов
- 1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной деятельности
- Глава 2 судебная власть в республике казахстан
- 2.1. Понятие и основные признаки судебной власти
- 2.2. Правосудие: понятие и его принципы
- 2.3. Судопроизводство с участием присяжных заседателей
- Глава 3 судебная система в республике казахстан
- 3.1. Судебная система в Республике Казахстан
- 3.2. Правовой статус судей
- 3.3. Высший Судебный Совет. Союз судей. Третейские суды
- 3.4. Органы, осуществляющие организационное обеспечение
- Глава 4 конституционный контроль в республике казахстан
- 4.1. Становление и развитие института конституционного контроля
- 4.2. Порядок формирования и состав Конституционного Совета
- 4.3. Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации
- Конституционный контроль за проведением выборов и референдума
- Официальное толкование норм Конституции
- 4.4. Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства
- Глава 5 органы юстиции республики казахстан
- 5.1. Основные задачи и система органов юстиции
- 5.2. Основные функции органов юстиции.
- 5.3. Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности
- 5.4. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Глава 6 органы прокуратуры республики казахстан
- 6.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры
- 6.2. Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
- 6.3. Система и структура органов прокуратуры
- 6.4. Основные направления прокурорского надзора
- 6.5. Надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
- 6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
- 6.7. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских и уголовных дел
- 6.8. Надзор за законностью административного производства
- 6.9.Надзор за законностью исполнительного производства
- Глава 7 органы обеспечения национальной безопасности
- 7.1. Общая характеристика национальной безопасности
- Служба охраны Президента Республики Казахстан
- Служба внешней разведки «Сырбар»
- 7.2. Органы национальной безопасности. Задачи и функции
- 7.3. Права и обязанности органов национальной безопасности
- Глава 8 органы внутренних дел республики казахстан
- 8.1. Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел
- 8.2. Права и обязанности органов внутренних дел
- 8.3. Статус сотрудников органов внутренних дел
- Глава 9 органы выявления и расследования преступлений
- 9.1. Основные этапы становления и развития института органов расследования
- 9.2. Органы предварительного следствия
- 9.3. Органы дознания и их задачи
- 9.4. Органы оперативно-розыскной деятельности
- Глава 10 органы финансовой полиции республики казахстан
- 10.1. Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.2. Система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.3. Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции
- Глава 11 таможенные органы республики казахстан
- 11.1. Понятие и задачи таможенных органов
- 11.2. Принципы и система таможенных органов
- 11.3. Перемещение товаров и транспортных средств
- 11.4. Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа
- 11.5. Порядок прохождения службы в таможенных органах
- Глава 12 нотариат в республике казахстан
- 12.1. Становление и развитие нотариата в Республике Казахстан
- 12.2. Правовые основы и функции нотариата
- 12.3. Права, обязанности и ответственность нотариуса
- 12.4. Порядок совершения отдельных нотариальных действий
- Глава 13 адвокатура республики казахстан
- 13.1. Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности
- 13.2. Адвокат и его правовой статус. Организационная структура адвокатуры
- 13.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Глава 14 правоохранительные органы зарубежных государств
- 14.1. Основные правовые системы мира
- 14.2. Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
- 14.3. Правоохранительные органы Великобритании
- 14.4. Правоохранительные органы Франции
- 14.5. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии
- 14.6. Правоохранительные органы Японии
- 14.7. Правоохранительные органы стран снг
- Глава 15 международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- 15.1. Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран
- 15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
- 15.3. Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
- Программа учебного курса
- Тема 3. Судебная система в Республике Казахстан
- Тема 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан
- Тема 5. Органы юстиции Республики Казахстан
- Тема 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан
- Тема 7. Органы обеспечения национальной безопасности
- Тема 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан
- Тема 9. Органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность
- Тема 10. Органы финансовой полиции
- Тема 11. Органы таможенного контроля Республики Казахстан
- Тема 12. Нотариат Республики Казахстан
- Тема 13. Адвокатура Республики Казахстан
- Тема 14. Правоохранительные органы зарубежных государств
- Тема 15. Международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- Нормативные акты и литература
- Содержание
- Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи