§ 2. Место и роль государства в политической системе общества
Рассмотренные выше субъекты политической системы общества занимают в ней разное место и играют там неодинаковую роль. В данном случае нас интересуют место и роль государства, поскольку для теории государства и права важен именно этот вопрос. Необходимо сразу же подчеркнуть, что государство в политической системе любого государственно-организованного общества занимает центральное место и играет в ней определяющую роль. Такое положение государства в политической системе общества обусловлено целым рядом обстоятельств.
Во-первых, государство – это исторически первая политическая организация, которая вначале была единственным субъектом политической системы и фактически сливалась с ней. Со временем в обществе начинают появляться и другие политические организации, вследствие чего субъектный состав политической системы расширяется и государство утрачивает в ней свою монополию. Однако, несмотря на это, государство сохраняет в политической системе общества свое лидирующее положение, хотя в отдельные периоды истории оно не раз попадало в зависимость от других политических организаций (например, церкви в средние века или коммунистических партий в эпоху социализма).
Во-вторых, государство – это единственная в обществе политическая организация, которая олицетворяет собой публичную власть, т. е. власть общества, и осуществляет ее. Вследствие этого государство выступает от имени общества и является его официальным представителем как внутри страны, так и за ее пределами. В конституциях многих стран мира в той или иной форме закрепляется положение о том, что государство является представителем всего общества, всех слоев населения страны, что оно действует от имени общества и в его интересах. Так, например, в ст. 2 Конституции Французской Республики говорится о том, что принципом Республики является: правительство народа, по воле народа и для народа, а в ч. 2 ст. 2 Конституции Испании записано: «Национальный суверенитет принадлежит народу, от которого исходят полномочия государства». В ст. 3 Конституции Российской Федерации закреплены положения о том, что «носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» и что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Таким образом, кроме государства никакая другая политическая организация не олицетворяет собой публичную власть и не является официальным представителем общества. Даже органы местного самоуправления, несмотря на то, что они тоже осуществляют власть народа, не могут быть поставлены в один ряд с государством, поскольку представляют интересы не всего общества, а только какой-то его части – населения того или иного административно-территориального образования.
В-третьих, будучи официальным представителем всего общества и выразителем его интересов, государство распространяет свою власть на все население страны и его веления являются обязательными для всех членов общества. Ничего подобного нельзя сказать в отношении других субъектов политической системы общества. Их власть распространяется не на все население страны, а лишь на какую-то его часть. Например, власть той или иной общественной организации распространяется только на членов этой организации.
В-четвертых, государство, опять-таки являясь официальным представителем общества, осуществляет управление обществом, определяет основные направления его развития и практически решает стоящие перед обществом задачи путем осуществления соответствующих функций. Отдельные политические организации тоже могут определять основные направления развития общества (политические партии), тоже могут осуществлять общее руководство обществом (правящие политические партии), однако практическое управление обществом и решение стоящих перед обществом задач осуществляется государством, поскольку только государство располагает необходимыми для этого средствами (управленческими, правовыми, финансовыми и т. д.).
В-пятых, государство – это политическая организация, которая располагает специальным аппаратом управления. Именно с помощью этого аппарата и осуществляется практическое управление обществом и решение стоящих перед обществом задач. Ничего подобного нет у других субъектов политической системы общества. Аппарат, которым они располагают, осуществляет управление, как правило, только внутренней жизнью субъекта и не выходит за его пределы.
В-шестых, государство – это единственная политическая организация, которая обладает позитивным правом – самым мощным регулятором общественных отношений. С помощью позитивного права государство осуществляет регулирование всех основных сфер общественной жизни, в том числе и политической. В законах и иных нормативных правовых актах государство закрепляет общеобязательные правила поведения, устанавливая в обществе единый для всех порядок. Опять же никакой другой субъект политической системы общества не располагает таким средством воздействия на общественные отношения. Если отдельные негосударственные организации и устанавливают нормы позитивного права, то делают они это с санкции (разрешения) государства. К тому же сфера действия устанавливаемых ими правовых норм является достаточно узкой по сравнению со сферой действия государственных норм.
В-седьмых, государство – это организация, которая располагает не только специальным аппаратом управления, но и специальным аппаратом принуждения, с помощью которого обеспечивается действие позитивного права и в целом установленный им порядок. Такого аппарата принуждения нет у других субъектов политической системы общества.
В-восьмых, государство – это единственная политическая организация, которая обладает суверенитетом – верховенством внутри страны и независимостью за ее пределами. Обладая верховенством внутри страны, государство как бы возвышается над всеми другими организациями, в том числе и политическими, устанавливая для них соответствующий правовой режим и предъявляя к их деятельности определенные требования. И если тот или иной субъект политической системы нарушает этот режим и не выполняет предъявляемых к его деятельности требований, государство может запретить легальную деятельность такого субъекта.
В научной и учебной литературе приводятся и некоторые другие аргументы, обосновывающие тезис о том, что государство в политической системе любого общества занимает центральное место и играет в ней определяющую роль. Все это дает основания считать государство самым главным субъектом политической системы общества.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Н. А. Пьянов теория государства и права
- Часть первая теория государства Допущено умо по юридическому образованию
- От автора
- Глава 1
- § 1. Понятие государства
- § 2. Сущность государства
- § 3. Социальное назначение и функции государства
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- § 1. Основные теории происхождения государства
- § 2. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
- § 3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства
- Глава 3
- § 1. Типология государства
- § 2. Основные типы государства
- § 3. Понятие и элементы формы государства
- § 4. Многообразие государственных форм. Основные формы государства
- Глава 4
- § 1. Монархическая форма правления
- § 2. Республиканская форма правления
- § 3. Нетипичные формы правления
- Глава 5
- § 1. Унитарное государство
- § 2. Федеративное государство
- § 3. Межгосударственные объединения с элементами федерализма
- Глава 6
- § 1. Демократические режимы
- § 2. Антидемократические режимы
- Контрольные вопросы
- Глава 7
- § 1. Понятие государственной власти и ее соотношение с государством
- § 2. Структура государственной власти
- § 3. Государственное управление и самоуправление
- Глава 8
- § 1. Понятие и структура механизма государственной власти
- § 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- § 3. Понятие и классификация органов государственной власти
- Глава 9
- § 1. Понятие и органы законодательной власти
- § 2. Парламент как высший представительный и законодательный орган государственной власти
- § 3. Формирование и роспуск парламента
- Глава 10
- § 1. Понятие и органы исполнительной власти
- § 2. Глава государства
- § 3. Правительство
- Глава 11
- § 1. Понятие и функции судебной власти
- § 2. Органы судебной власти и формирование судейского корпуса
- § 3. Судебная система и ее элементы
- § 4. Осуществление судебной власти (правосудия)
- Глава 12
- § 1. Соотношение государства и общества
- § 2. Государство и гражданское общество
- § 3. Социальное государство
- Глава 13
- § 1. Государство и экономика
- § 2. Государство и политика
- § 3. Государство и культура. Политическая культура
- § 4. Государство и религия
- Глава 14
- § 1. Понятие, структура и субъекты политической системы общества
- § 2. Место и роль государства в политической системе общества
- § 3. Взаимодействие государства с политическими партиями
- § 4. Взаимодействие государства с иными общественными объединениями – субъектами политической системы общества
- Глава 15
- § 1. Понятие личности. Связь личности с государством
- § 2. Гражданство: порядок его приобретения и прекращения
- § 3. Правовой статус личности. Права человека и гражданина