2. Влияние качеств лпр
2.1. Влияние инвариантных человеческих качеств.
2.2. Влияние индивидуальных человеческих качеств.
Наиболее существенно влияние инвариантных свойств человека. Это, прежде всего, касается объективных ограничений переработки информации.
Исследования «искусственного интеллекта» позволили сравнить поведение абсолютно рационального компьютера и реального человеческого поведения. Это сравнение выявило ограниченность познавательных возможностей человека, его способностей к обучению, скорости переработки информации. Было выявлено, что система переработки информации человека работает преимущественно последовательно во времени, способна перерабатывать одновременно лишь несколько символов, причем обрабатываемые символы должны храниться в особых, ограниченных по емкости, структурах памяти.
Наиболее строгие ограничения накладываются тем, что емкость кратковременной структуры памяти весьма мала (от пяти до девяти ячеек), а время, необходимое для переноса одного блока информации из кратковременной памяти в долговременную, достаточно велико (порядка пяти секунд). Ряд других ограничений связан с задачами, требующими поиска и извлечения хранящейся информации. Определенные пределы возможностей человека были установлены при изучении задач, требующих зрительного восприятия или использующих для описания естественный язык.
Саймон Г.
Наука об искусственном. М.: Мир, 1972.
Немецкий психолог Г. Клаус так схематично представляет процесс отбора поступающей информации человеком (рис. 3.1.1).
Рис. 3.1.1. Процесс отбора поступающей информации
Этапы принятия решений, выделяемые в рамках психологического подхода, имеют свою специфику по сравнению с управленческими или нормативно-правовыми технологиями, описанными во втором разделе. Так, например, в Ю.Козелецкий в книге «Психологическая теория решений»48выделяя основные классы утверждений психологической теории49, по сути, выделяет следующие этапы принятия решений:
Получение представления о задаче.
Оценка субъективной ценности исходов
Оценка субъективной вероятности внешних факторов, определяющих исходы
Выбор альтернатив.
К стадии диагностики относятся первые три этапа.
В психологической теории представлен анализ факторов, ловушек, эффектов, влияющих на ЛПР, и «заставляющих» его отклоняться от рационального выбора.
Формирование представлений о задаче по принятию решений описывает, например, теория ограниченной рациональности Г.Саймона. В соответствие с одним из ее выводов, люди при восприятии проблемы упрощают реальную ситуацию, рассматривая лишь небольшое число альтернатив и их возможных последствий.
«Теория перспективы», предложенная Д. Канеманом и А. Тверски, показывает, что формулировка задачи влияет на предпочтения людей и их отношение к риску. Если задача выбора представлена «в терминах приобретений», то люди уклоняются от риска. И наоборот, если задача выбора представлена «в терминах потерь», то люди предпочитают рисковать. Это психологическое явление получило название эффект обрамления (framing).
«Эффект обрамления» помогает лучше понять поведение людей в ситуациях риска. Однако он имеет не только теоретическое значение, но может быть использован и в практических целях. Например, с его помощью можно предсказывать поведение людей при принятии решений в зависимости от того, как сформулирована задача выбора — в терминах выигрышей или в терминах проигрышей.
Фиксируются также эффекты, эвристики и иллюзии оценки вероятностей случайных событий. Они показывают, как при принятии решений происходит деформация оценки риска. Например, в соответствие с «эвристикой репрезентативности» люди обычно завышают оценки исходов или вероятностей случайных событий, которые в большей мере соответствуют их личному опыту и сложившимся представлениям. В соответствие с «эффектом доступности» что человек оценивает вероятность событий в зависимости от того, насколько легко эти события или подобные им приходят на ум, представляются или всплывают в памяти.
Очевидно, что данные закономерности распространяются и на ГЛПР (государственное лицо, принимающее решение) и влияют на процесс принятия государственных решений (а также на их восприятия населением). Однако данные аспекты анализа не развернуты в предметах психологии и социальной психологии и ждут своего дальнейшего исследования.
Специфика государственных решений в рамках дескриптивного подхода наиболее полно и предметно исследована в политологии.
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений Тема 1.1. Решения в государственном управлении
- §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления
- §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений
- §3. Процесс принятия решений
- Общие управленческие технологии
- Нормы права и административные регламенты как основа выделения этапов государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Библиографический список
- Тема 1.2. Становление теории принятия решений
- §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории
- §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений
- Политико-административные теории
- Менеджмент
- Политология
- Парламенское и административное право
- §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений
- Политология, социология и философия
- Экономическая теория
- §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения
- §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения
- §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений
- Сбор информации
- Диагностика
- §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения
- Государственная политика
- Классификация и ранжирование государственных целей
- Метод «дерево целей»
- Целеполагание в контексте задач административной реформы
- §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений Подготовка альтернатив или вариантов государственных решений
- Оценка альтернатив
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений
- §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения
- §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений
- §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений
- Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики
- Программно-целевое планирование
- §4. Технологии и методы контроля государственных решений
- Судебный контроль
- Контроль исполнения решения
- Основные этапы контроля исполнения
- Субъекты контроля
- Общественный контроль
- §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ
- Целевая эффективность
- Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений
- §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений
- Психологический анализ
- 1. Влияние среды
- 2. Влияние качеств лпр
- Политологический анализ
- §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений
- Взаимодействие власти и его контрагентов в процессе целеполагания
- Личные и общественные цели при принятии государственных решений
- Лидер и его команда в процессе целеполагания
- Формирование критериев и ограничений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве
- §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений
- Психологический анализ
- Политологический анализ
- §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений Согласование государственных решений
- Утверждение решения
- §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Заключение