logo search
АП

§ 2. Управление в области науки

Научная деятельность проявляется в различных организацион­ных формах: фундаментальная, ведомственная, вузовская. Ее го­сударственное регулирование осуществляется на основе Федераль­ного закона «О науке и государственной научно-технической поли­тике» от 23 августа 1996 г.

Министерство науки и технологий РФ (Миннауки России) является федеральным органом исполнительной власти, проводя­щим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения.

Миннауки: определяет приоритетные направления развития науки и техники; организует работы в области разрешения важ­нейших научно-технических проблем; осуществляет межотрасле­вую и межрегиональную координацию при формировании государственной научно-технической политики; утверждает номен­клатуру специальностей научных работников; координирует рабо­ты по формированию и использованию государственной системы научно-технической информации; готовит предложения о при­своении научным организациям статуса государственных науч­ных центров и т.д.

Миннауки также осуществляет государственную аккредита­цию научных организаций по представлению органов исполни­тельной власти. Российской академии наук и отраслевых акаде­мий наук. При осуществлении своих функций министерство взаи­модействует с Российской академией наук, отраслевыми акаде­миями, другими научными сообществами.

Определенную роль в регулировании отношений в сфере науч­ной деятельности играет Российское агентство по патентам и то­варным знакам (Роспатент). На него возложены исполнительные, контрольные, разрешительные и регулирующие функции приме­нительно к государственной регистрации и охране прав на изобре­тения. Агентство рассматривает заявки о выдаче патентов и свиде­тельств, проводит их экспертизу, осуществляет государственную регистрацию и выдает охранные документы. Патент является офи­циальным документом, свидетельствующим об исключительном праве его владельца на использование зарегистрированного изо­бретения. На основе лицензии возможна передача такого права физическим и юридическим лицам.

Научные организации

Научная организация – юридическое лицо независимо от ор­ганизационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятель­ность и подготовку научных работников. Это научно-исследова­тельские организации; научные организации вузов; опытно-кон­структорские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации. Учреждаются они на основе государственной аккредитации и выдачи соответствующих свидетельств.

Управление научными организациями осуществляется на базе сочетания государственного регулирования и самоуправления, т.е. в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. При учреждении научных организаций утверждаются их уставы. Руководители государственных научных организаций назначаются либо избираются в соответствии с их уставами. Органы исполни­тельной власти, учреждающие их, осуществляют контроль за эф­фективным использованием ими государственного имущества.

Центральное место в системе научных организаций принадле­жит Российской академии наук (РАН). Она является высшим на­учным учреждением России и представляет собой общероссийскую самоуправляемую организацию, действующую на основе рос­сийского законодательства и собственного устава.

РАН объединяет действительных членов (академиков) и чле­нов-корреспондентов академии, а также других научных сотруд­ников академических учреждений (институты, лаборатории и т.д.). Все имущество, используемое РАН, передано в ее собствен­ность.

РАН действует на основе устава, утвержденного общим собра­нием академии – ее высшим органом, решающим все основные вопросы ее деятельности. В период между общими собраниями действует в качестве исполнительного органа Президиум РАН в составе президента и вице-президентов, главного ученого секрета­ря, академиков – секретарей отделений, избираемых отделения­ми и утверждаемых общим собранием.

Отделения РАН – творческие и организационные центры, объ­единяющие членов академии по одной или нескольким специаль­ностям по соответствующему направлению деятельности. Напри­мер, отделение философии и права. В составе отделений действуют научно-исследовательские институты. Например, Институт госу­дарства и права.

РАН имеет свои региональные отделения. Например, Ураль­ское, Сибирское, Дальневосточное.

РАН и ее отделения и филиалы, институты обеспечивают иссле­дования по основным направлениям фундаментальной науки, а также научные исследования прикладного характера.

В стране существует немало отраслевых академий наук. Напри­мер, Российская академия архитектуры, Российская академия ме­дицинских наук и т.д. Это либо государственные научные учреж­дения, действующие в системе соответствующих федеральных ор­ганов исполнительной власти, либо самоуправляемые научные со­общества, не финансируемые государством. Например, Россий­ская академия естественных наук (РАЕН).

Следует иметь в виду, что академиями сейчас называются мно­гие высшие учебные заведения. Например, Московская государст­венная юридическая академия.

Отраслевая (ведомственная) наука сосредоточена в научно-ис­следовательских учреждениях системы соответствующих минис­терств, государственных комитетов и иных органов исполнитель­ной власти РФ и ее субъектов. В основном в них проводятся исследования по прикладным направлениям науки, что не исключает и фундаментальные научные работы. Руководство ими осуществляется по линии названных ранее государственных органов преиму­щественно на госбюджетной основе. Например, Всероссийский на­учно-исследовательский институт глазных болезней, подведомст­венный Министерству здравоохранения РФ, Всероссийский науч­но-исследовательский институт МВД РФ и т.д.

Вузовская наука – проявление эффективного использования научного потенциала вузов параллельно с решением образователь­ных и воспитательных задач. Государственная и финансовая дис­циплина при проведении научных исследований обеспечивается руководителями вузов. Исполнители: профессорско-преподавательский состав, докторанты, аспиранты, стажеры. К научной ра­боте привлекаются студенты.

В последние годы появилась новая форма научных организа­ций – государственные научные центры. Они создаются на базе существующих академических, ведомственных и вузовских науч­ных коллективов в интересах сохранения и развития ведущих на­учных школ мирового уровня. Создаются также федеральные на­учно-производственные центры (связь науки и оборонного произ­водства).