§ 3. Правовой статус личности. Права человека и гражданина
Понятие и виды правового статуса личности. Связь личности с государством выражается главным образом в юридических правах, свободах и обязанностях, которые признаются государством за личностью и которыми она может реально обладать в данном конкретном государстве. Совокупность таких прав, свобод и обязанностей личности принято называть ее правовым статусом. Вопрос о понятии правового статуса личности относится в научной литературе к числу дискуссионных, поскольку разные авторы включают в состав правового статуса различные элементы. В частности, кроме прав, свобод и обязанностей в состав правового статуса личности предлагается включать гражданство, правосубъектность, гарантии прав и свобод, юридическую ответственность и некоторые другие элементы. Не вдаваясь в подробности, отметим, что наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой под правовым статусом личности понимается совокупность законодательно установленных государством прав, свобод и обязанностей личности.
Соглашаясь с подобным пониманием правового статуса личности, необходимо вместе с тем отметить, что правовой статус личности – это не просто совокупность законодательно установленных прав, свобод и обязанностей, а совокупность таких прав, свобод и обязанностей, которые гарантируются государством, вследствие чего личность реально может ими обладать. В этой связи едва ли правильно включать в правовой статус личности права и свободы, которые формально декларируются государством (что характерно для государств с антидемократическими режимами), но фактически им не гарантируются. Такие права и свободы остаются лишь на бумаге и человек реально обладать ими не может. Поэтому под правовым статусом личности следует понимать совокупность законодательно установленных и гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности.
В основе правового статуса личности лежит, как принято считать, ее фактический социальный статус, т. е. реальное положение личности в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет, юридически оформляет это положение, признавая личность субъектом права и наделяя ее правосубъектностью. В связи с этим социальный и правовой статусы соотносятся соответственно как содержание и форма.
В литературе наряду с понятием «правовой статус личности» очень часто встречается понятие «правовое положение личности». Ряд исследователей предлагает эти понятия различать, рассматривая понятие «правовое положение» более широко, чем понятие «правовой статус». Между тем слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. Поэтому правы, как представляется, те, кто отождествляет данные понятия. К тому же ни международные акты о правах человека, ни законодательство, ни юридическая практика не проводят никакого различия между этими понятиями.
Говоря о правовом статусе личности, необходимо иметь в виду, что его составляют не только те права, свободы и обязанности, которыми личность в данный момент времени обладает, но и те права, свободы и обязанности, которыми личность в данный момент времени не обладает, но при определенных обстоятельствах сможет ими обладать. Исходя из этого, представляется возможным различать формальный и фактический правовой статус личности. Формальный статус составляют все права, свободы и обязанности, которыми личность в принципе может обладать в данном государстве, фактический же статус составляют лишь те права, свободы и обязанности, которыми личность уже реально обладает. В этой связи формальный статус личности всегда является относительно стабильным, поскольку изменения в нем происходят лишь при изменениях в законодательстве, фактический же статус, наоборот, более динамичен, поскольку может изменяться достаточно быстро.
Помимо формального и фактического можно выделить и другие виды правового статуса личности. Так, в зависимости от принадлежности личности к конкретному государству различают правовой статус граждан, правовой статус иностранцев и правовой статус лиц без гражданства. Правовой статус граждан характеризуется наибольшим объемом прав, свобод и обязанностей, поскольку граждане способны обладать практически всеми законодательно установленными правами, свободами и обязанностями. Правовой статус иностранцев и правовой статус лиц без гражданства характеризуется меньшим объемом прав, свобод и обязанностей, так как иностранцы и лица без гражданства не наделяются государством некоторыми правами, свободами и обязанностями, а значит, и обладать ими в принципе не могут. Кроме этих трех видов правового статуса личности в данной классификации дополнительно можно выделить и такие виды, как правовой статус лиц с двойным и более гражданством, правовой статус беженцев, правовой статус вынужденных переселенцев и некоторые другие.
В зависимости от широты охвата можно выделить общий, специальный и индивидуальный правовой статус. Общий правовой статус составляют права, свободы и обязанности, которыми могут обладать все граждане, а также иностранцы и лица без гражданства, пребывающие на территории данного государства. Как правило, общий правовой статус закрепляется в конституции государства, в связи с чем его называют также конституционным. Общий правовой статус является базовым, исходным для специального и индивидуального статуса. Специальный (родовой) правовой статус составляют права, свободы и обязанности, которыми могут обладать отдельные категории граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства (например, военнослужащие, ветераны войны, студенты и т. д.). Наконец, индивидуальный правовой статус составляют права, свободы и обязанности, которыми обладает конкретная личность. Индивидуальный правовой статус достаточно динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни человека изменениями. Он зависит от положения человека в обществе, его пола, возраста, профессии и ряда других факторов.
Основу правового статуса личности составляют права и свободы, которыми личность может обладать в государстве. При этом разграничение между правами и свободами личности провести достаточно сложно, поскольку по своей юридической природе и системе гарантий они выступают, в общем-то, как идентичные понятия, ибо говорят о социальных возможностях личности в различных сферах общественной жизни. Вместе с тем, как принято считать, термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности личности, не очерчивая их конкретного результата (свобода совести, свобода вероисповедания, свобода слова), в то время как термин «право» определяет конкретные действия человека (право на образование, право избирать и быть избранным, право участвовать в управлении делами государства).
Права человека и гражданина. Права и свободы личности принято разделять на права человека и права гражданина. Права человека – это права и свободы, которые принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности. То есть в государстве эти права и свободы признаются как за гражданами, так и за иностранцами и лицами без гражданства. По своей природе права человека – это естественные права1. Они принадлежат каждому человеку от рождения, неотчуждаемы от него и не зависят от государства. Государство призвано лишь юридически их оформлять и защищать от нарушений. В Конституции Российской Федерации, где речь идет о правах человека, используются такие формулировки, как «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д.
По времени возникновения принято выделять три поколения прав человека.
Первое поколение прав человека составили традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в ходе буржуазных революций и призваны были обеспечить индивидуальную свободу личности от вмешательства со стороны государства и других субъектов. Это гражданские (личные) и политические права и свободы: право на жизнь, свободу и безопасность; свобода слова, совести и религии; равенство перед законом; свобода от произвольного ареста, задержания и изгнания; право на правосудие и др.
Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического и социально-культурного уровня и отражало ценности социально ориентированного общества. Это поколение прав человека и гражданина составили социальные, экономические и культурные права: право на труд и свободный выбор работы, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование и др. В отличие от прав первого поколения, которые призваны были обеспечить индивидуальную свободу от какого-либо вмешательства, в том числе и государственного, права второго поколения, наоборот, обязывают государство создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность по обеспечению этих прав.
Третье поколение прав человека, которое начало формироваться после Второй мировой войны, составляют так называемые коллективные (или солидарные) права. К ним относятся право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на ядерную безопасность и др. В отличие от прав первых двух поколений права третьего поколения принадлежат не отдельной личности, а коллективу людей и поэтому не могут быть реализованы непосредственно отдельным человеком. Личность может принимать участие в реализации этих прав, но лишь как член того или иного коллектива, той или иной общности.
По мнению некоторых исследователей в настоящее время активно формируются права человека четвертого поколения. При этом одни к правам человека четвертого поколения относят права, связанные с клонированием и другими открытиями в области биологии, другие – право на информацию и информационные технологии1.
Начиная с середины XX в., права человека получили всемирное признание и закрепление в целом ряде международных документов. К наиболее важным из них относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1953 г.).
Права гражданина – это права и свободы, которые признаются только за гражданами государства. Как правило, их трактуют в узком смысле, подразумевая под ними только те права и свободы, которыми государство наделяет лишь своих граждан. Это позитивные права, которые не имеют естественной природы и источником которых является государство. В отличие от прав человека, которые относятся к области частных интересов, права гражданина охватывают сферу публичных интересов, сферу отношений гражданина с государством. В Конституции Российской Федерации, где речь идет о правах только граждан, обычно используются такие слова, как «граждане Российской Федерации имеют право» (ст. ст. 31, 32, 33, 36 и др.).
Права человека и гражданина (права и свободы личности) в зависимости от сфер жизнедеятельности принято подразделять на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.
Гражданские (личные) права призваны обеспечивать свободу человека как члена гражданского общества от какого-либо незаконного внешнего вмешательства, в том числе и государственного. К ним относятся фундаментальные права и свободы личности, выражающие демократические принципы любого демократически организованного общества: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения и некоторые другие.
Политические права и свободы представляют собой обеспеченную законом возможность индивидуально или коллективно участвовать в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Такие права и свободы обычно признаются лишь за гражданами государства. К основным политическим правам и свободам относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти; право принимать участие в управлении делами государства; свобода слова и убеждений; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций; право на объединение в общественные организации (свобода союзов и ассоциаций); право петиций и др.
Экономические права призваны обеспечивать материальные потребности личности. К ним относятся: право частной собственности, право на труд, свобода предпринимательства, право на забастовки и др.
Социальные права направлены на обеспечение достойного уровня жизни и социальную защищенность личности. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание. К социальным правам относятся также право на удовлетворительный жизненный уровень; на охрану и помощь семье, материнству и детству; право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; право на жилище и ряд других.
Культурные права гарантируют духовное развитие личности. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, свобода творчества и другие.
Контрольные вопросы
Что понимается под личностью и каково соотношение понятий «личность» и «человек»?
Чем, прежде всего, обусловлена связь личности с государством?
Что такое гражданство? Существует ли какое-либо различие между гражданством и подданством?
Каковы основания приобретения и прекращения гражданства?
Что понимается под правовым статусом личности? Каковы его разновидности?
Что понимается под правами человека и правами гражданина, и каковы их виды?
Какие поколения прав человека принято выделять в научной и учебной литературе?
Литература
Абдулаев М. И. Права человека и закон: историко-теоретические аспекты / М. И. Абдулаев. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. – 322 с.
Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории / А. Г. Бережнов. – М. : Изд-во МГУ, 1991. – 142 с.
Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР / Н. В. Витрук. – М. : Юрид. лит., 1985. – 176 с. – (Реальный социализм: теория и практика).
Дмитриев Ю. А. Гражданин и власть / Ю. А. Дмитриев, А. А. Златопольская. – М. : [б. и.], 1994. – 160 с.
Златопольский Д. Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. – 1993. – № 1. – С. 3–12.
Защита прав человека в современном мире : сб. ст. / отв. ред. И. А. Ледях. – М. : Изд-во ИГПАН, 1993. – 144 с.
Кучинский В. А. Личность, свобода, право / В. А. Кучинский. – М. : Юрид. лит., 1978. – 208 с.
Лукашева Е. А. Социалистическое право и личность / Е. А. Лукашева; отв. ред. В. М. Чхиквадзе. – М. : Наука, 1987. – 155 с. (Сер. «Конституция СССР. Личность и право»).
Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности / Ф. Люшер. – М. : Прогресс : Универс, 1993. – 384 с.
Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность / Р. А. Мюллерсон. – М. : Юрид. лит., 1991. – 160 с.
Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. – М. : Норма, 1996. – 510 с.
Права человека : учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. – М. : Норма – Инфра · М, 1999. – 573 с.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ПОНЯТИЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
Государственная власть – способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов.
Государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом или отдельные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач.
Государственный аппарат – система государственных органов, с помощью которых выполняются задачи и функции государства.
Государственный суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене.
Государство (в узком смысле) – состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.
Государство (в широком смысле) – политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.
Гражданство – устойчивая правовая связь личности (человека) с государством, выраженная в их взаимных правах и обязанностях.
Законодательная власть – выборная, коллегиальная власть, представляющая интересы населения страны или отдельной ее части, принимающая законы и контролирующая деятельность исполнительной власти.
Исполнительная власть – власть, которая, как правило, формируется законодательной властью и деятельность которой связана с исполнением, претворением в жизнь законов, принимаемых законодательной властью.
Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Метод науки теории государства и права – совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается наука теория государства и права и которые она использует при исследовании своего предмета.
Механизм государства – совокупность государственных организаций, с помощью которых государство осуществляет свои задачи и функции.
Механизм государственной власти – совокупность (или система) государственных и негосударственных организаций, в которых государственная власть находит свое организационное выражение и с помощью которых государство осуществляет свои задачи и функции.
Наука теория государства и права – система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и связанных с ними иных государственно-правовых явлений.
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Орган государственной власти – структурно обособленная часть государственного аппарата, которая наделена властными полномочиями и с помощью которой осуществляются определенные задачи и функции государства.
Политическая культура – качественное состояние политической жизни общества, которое характеризуется определенным уровнем политического развития общества и личности.
Политическая партия – добровольное общественное объединение, представляющее и защищающее интересы той или иной части общества и ставящее своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Политическая система общества – взятые в единстве и взаимосвязи действующие в обществе политические организации, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру.
Политический режим – совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти.
Правовой статус личности – совокупность законодательно установленных и гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности.
Предмет науки теории государства и права – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права, иных государственно-правовых явлений, а также наиболее общие связи государства и права с различными социальными явлениями и личностью.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – исходные положения, руководящие идеи, начала, которые лежат в основе формирования и функционирования государственного аппарата в целом и отдельных его звеньев.
Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий для нормальной жизни и свободного развития человека, защиту прав, свобод и законных интересов всех граждан, обеспечение мира и согласия в обществе.
Судебная власть – относительно самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, которая на основе действующего в стране права рассматривает юридические конфликты и споры и разрешает их по существу.
Форма государства – организация государственной власти, выраженная, главным образом, в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.
Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти.
Форма правления – организация верховной (высшей) власти в государстве.
Функции государства – определенные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность, социальное назначение и в целом роль в общественной жизни.
1 См., например: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2005. С. 77 – 78.
1 См., например: Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. М., 2007. С. 33–40.
2 См.: Теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 2002. С. 57–64; Общая теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 2005. С. 58–66.
1 См.: Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учеб. пособие. М., 2004. С. 92–99.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 97–98.
1 См.: Крадин Н. Н. Вождество: современное состояние и проблемы изучения // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995. С. 11.
2 См.: Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учеб. пособие. М., 2004. С. 24.
1 См.: Теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. С. 40.
1 См.: Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 2000. С. 128–129.
1 См.: Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 2000. С. 141.
1 См.: Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 2000. С. 144.
2 См.: Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран : учебник. М., 2005. С. 341–343.
1 Эту точку зрения разделяют не все исследователи. Некоторые из них считают, что административно-территориальное деление присуще всем унитарным государствам, в том числе и малым (см., например: Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник. М., 2007. С. 219).
1 См.: Конституционное право зарубежных стран : учебник / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. М., 2009. С. 180–181.
1 См.: Чиркин В. Е. Современное государство. М., 2001. С. 191–193.
1 См. об этом: Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. М., 2002. С. 55–56.
1 Локк Дж. Сочинения. В 3т. Т. 3. М., 1988. С. 350.
1 См.: Чиркин В. Е. Законодательная власть. М., 2010. С. 193.
1 Цит. по: Конституционное право зарубежных стран : учебник / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. М., 2009. С. 399.
1 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1987. С. 353.
1 См.: Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 2005. С. 347.
1 См.: Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2005. С. 201. Следует вместе с тем заметить, что автор не совсем последователен в своих суждениях относительно понимания гражданского общества. Начав с характеристики гражданского общества как определенного типа общества, он под гражданским обществом в последующем понимает все-таки совокупность внегосударственных и даже внеполитических отношений, образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений (см.: иь,уктурныхакже и он заменил б
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 26.
1 См. об этом: Общая теория государства и права : академ. курс в 2 т. Т. 1. Теория государства / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 217–221.
1 См.: Политология для юристов : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1999. С. 121.
2 См. об этом: Теория государства и права : учебник / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 65.
3 Зеркин Д. П. Основы политологии : курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 65.
4 См.: Зеркин Д. П. Основы политологии : курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 64.
1 См. об этом: Теория государства и права : учебник / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 65–66.
1 Согласно этой точке зрения политическая организация общества трактовалась как более широкое понятие, в связи с чем политическая система рассматривалась в качестве элемента политической организации общества.
2 Суть этих двух других точек зрения состояла в следующем: согласно одной из них политическая организация и политическая система общества рассматривались как тождественные явления, согласно же другой – политическая организация считалась составной частью политической системы.
1 О комплексных системах см., например: Протасов В. Н. Правоотношение как система. М., 1991. С. 20.
2 Корпоративные нормы – это нормы различных негосударственных объединений.
1 Политические преступные сообщества, думается, могут рассматриваться в качестве своеобразных общественных объединений, несмотря на их крайне негативную роль в общественно-политической жизни. О политических преступных сообществах как субъектах политической системы см., например: Сырых В. М. Теория государства и права : учебник. М., 2005. С. 526–531.
1 См. об этом: Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М., 1993. С. 245–246.
1Поскольку политические партии тоже относятся к общественным объединения, в данном параграфе речь будет идти о взаимодействии государства с иными общественными объединениями.
2 Кстати, это легальное определение общественного объединения, данное в ст. 5 Федерального закона РФ «Об общественных объединениях», фигурирует во многих учебниках по теории государства и права.
1 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1987. С. 264.
2 См.: Краткий словарь современных понятий и терминов / сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. М., 1993. С. 226.
3 См.: Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. М., 1968. С. 185.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 242.
1 Как отмечается в литературе, термин «права человека» стал общепринятым с 1945 г., когда в практике деятельности ООН он заменил бытовавший ранее термин «естественные права» (см. : Абдулаев М. И. Права человека и закон: историко-теоретические аспекты. СПб., 2004. С. 7).
1 См. об этом: Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права : учебник. М., 2005. С. 633–634.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Н. А. Пьянов теория государства и права
- Часть первая теория государства Допущено умо по юридическому образованию
- От автора
- Глава 1
- § 1. Понятие государства
- § 2. Сущность государства
- § 3. Социальное назначение и функции государства
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- § 1. Основные теории происхождения государства
- § 2. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
- § 3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства
- Глава 3
- § 1. Типология государства
- § 2. Основные типы государства
- § 3. Понятие и элементы формы государства
- § 4. Многообразие государственных форм. Основные формы государства
- Глава 4
- § 1. Монархическая форма правления
- § 2. Республиканская форма правления
- § 3. Нетипичные формы правления
- Глава 5
- § 1. Унитарное государство
- § 2. Федеративное государство
- § 3. Межгосударственные объединения с элементами федерализма
- Глава 6
- § 1. Демократические режимы
- § 2. Антидемократические режимы
- Контрольные вопросы
- Глава 7
- § 1. Понятие государственной власти и ее соотношение с государством
- § 2. Структура государственной власти
- § 3. Государственное управление и самоуправление
- Глава 8
- § 1. Понятие и структура механизма государственной власти
- § 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- § 3. Понятие и классификация органов государственной власти
- Глава 9
- § 1. Понятие и органы законодательной власти
- § 2. Парламент как высший представительный и законодательный орган государственной власти
- § 3. Формирование и роспуск парламента
- Глава 10
- § 1. Понятие и органы исполнительной власти
- § 2. Глава государства
- § 3. Правительство
- Глава 11
- § 1. Понятие и функции судебной власти
- § 2. Органы судебной власти и формирование судейского корпуса
- § 3. Судебная система и ее элементы
- § 4. Осуществление судебной власти (правосудия)
- Глава 12
- § 1. Соотношение государства и общества
- § 2. Государство и гражданское общество
- § 3. Социальное государство
- Глава 13
- § 1. Государство и экономика
- § 2. Государство и политика
- § 3. Государство и культура. Политическая культура
- § 4. Государство и религия
- Глава 14
- § 1. Понятие, структура и субъекты политической системы общества
- § 2. Место и роль государства в политической системе общества
- § 3. Взаимодействие государства с политическими партиями
- § 4. Взаимодействие государства с иными общественными объединениями – субъектами политической системы общества
- Глава 15
- § 1. Понятие личности. Связь личности с государством
- § 2. Гражданство: порядок его приобретения и прекращения
- § 3. Правовой статус личности. Права человека и гражданина