logo search
Основы правоведения (учебник)

5.15. Понятие и формы объединений граждан

Объединение граждан — это добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод.

Конституцией Украины, Законом Украины «Об объедине­ниях граждан» (16 июня 1992 г.) и Законом Украины «О по­литических партиях в Украине» (5 апреля 2001 г.) предусмо­трены две организационные формы объединений граждан: политическая партия и общественная организация.

Политическая партия — это добровольное объедине­ние граждан — сторонников определенной общенациональ­ной программы общественного развития. Иначе говоря, партия — это группа лиц, объединившихся для участия в политической жизни. Цель партии — содействие форми­рованию и выражению политической воли граждан, участие в выборах и других политических мероприятиях. В настоя­щее время в Украине зарегистрировано около 100 партий. Среди них — Демократическая партия Украины, Партия Зеленых Украины, Украинская Морская партия, Социалис­тическая партия Украины, Социал-демократическая партия Украины (объединенная), Коммунистическая партия и др.

Общественная организация — это группа лиц, объеди­нившихся для удовлетворения своих не политических законных интересов (социальных, экономических, творче-

ских, возрастных, культурных, национальных, спортив­ных и т.д.). В Украине действуют тысячи общественных организаций. Среди них — творческие союзы и ассоциации, благотворительные и правозащитные организации, клубы по интересам.

Учредителями и членами политических партий могут быть только граждане Украины, достигшие 18-летнего возраста и имеющие право голоса на выборах. Не могут со­стоять в политических партиях судьи, работники прокура­туры, органов внутренних дел и Службы безопасности Украины, военнослужащие. Членство в политической пар­тии является фиксированным (например, при помощи членских билетов).

Учредителями и членами общественной организации могут быть наряду с гражданами Украины иностранные граждане и подданные, лица без гражданства. Возрастной ценз для учредителей общественной организации — 18 лет (для детских и молодежных — 15 лет), для членов обще­ственной организации — 14 лет (для детских и молодеж­ных — определяется их уставами). Общественная органи­зация может не иметь фиксированного индивидуального членства.

Объединения граждан действуют на основе устава, со­держащего название объединения граждан, цель и задачи объединения, условия и порядок приема и выбытия из объе­динения, права и обязанности его членов и др. Политичес­кая партия, кроме того, должна иметь программу.

Решение об учреждении объединения граждан прини­мается учредительным съездом, конференцией, общим собранием. Решение о создании политической партии долж­но быть поддержано подписями не менее десяти тысяч граждан Украины, имеющих право голоса на выборах.

5.16. Правовые основы взаимодействия государства с объединениями граждан

Объединения граждан представляют собой институты гражданского общества, посредством которых осуществля­ется связь между обществом и государством. Взаимодей­ствие государства с объединениями граждан осуществля­ется на основе Конституции и законодательства Украины и включает их взаимные права и обязанности.

Во взаимоотношениях с государством объединения граждан имеют право:

  1. представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных организациях;

  2. получать от органов государственной власти и мест­ ного самоуправления информацию, необходимую для реа­ лизации своих целей и задач;

  3. вносить предложения в органы государственной влас­ ти и местного самоуправления.

Политические партии принимают участие в выборах Президента Украины, народных депутатов Украины, орга­нов местного самоуправления, а также в выработке госу­дарственной политики.

С другой стороны, объединения граждан исполняют опре­деленные обязанности перед государством. Каждое объеди­нение граждан должно быть легализовано (официально признано) путем регистрации либо уведомления об учреж­дении. Политические партии и международные обществен­ные организации регистрируются Министерством юстиции Украины, все другие (по выбору учредителей) легализуются Министерством юстиции или местными органами исполни­тельной власти путем уведомления об учреждении.

Объединения граждан обязаны соблюдать и исполнять требования Конституции и законодательства Украины. Правонарушения, совершенные объединениями граждан, являются основанием для юридической ответственности в формах: предупреждения, штрафа, временного запрещения (приостановления) деятельности объединения граждан в целом или отдельных ее видов, принудительного роспуска (ликвидации) или запрещения.

Государство имеет право осуществлять контроль за деятельностью объединений граждан. Органы, проводя­щие легализацию объединений граждан, осуществляют контроль за соблюдением ими положений устава. В част­ности, Министерство юстиции осуществляет контроль за соблюдением политической партией требований Конститу­ции и законов Украины, а также устава политической партии. Центральная избирательная комиссия и окружные избирательные комиссии контролируют соблюдение по­литической партией порядка участия в избирательном процессе.

В обязанности государства входит защита прав и за­конных интересов объединений граждан. Вмешательство

государственных органов и должностных лиц в деятель­ность объединений граждан не допускается. Государствен­ным органам запрещено предоставлять привилегии и ока­зывать незаконное содействие отдельным политическим партиям в ущерб другим. Что же касается общественных организаций, то некоторым из них по решению Верховной Рады Украины государство оказывает материальную по­мощь, устанавливает льготы по налогообложению.

5.17. Молодежные и детские организации

Организационные и правовые основы образования и деятельности молодежных и детских организаций, госу­дарственные гарантии обеспечения их деятельности опре­делены Законом Украины «Об объединениях граждан» (16 июня 1992 г.) и Законом Украины «О молодежных и дет­ских организациях» (1 декабря 1998 г.).

Цель молодежных организаций — удовлетворение и защита социальных, экономических, творческих, духов­ных и других интересов молодежи. Цель детских органи­заций — защита прав и свобод детей, реализация их твор­ческих способностей, социальное становление детей как полноправных членов общества.

Учредителями молодежных и детских общественных организаций могут быть достигшие 15-летнего возраста граждане Украины, а также иностранцы и лица без граж­данства, находящиеся в Украине на законных основаниях. Членами молодежных общественных организаций могут быть лица в возрасте от 14 до 28 лет, членами детских об­щественных организаций — лица в возрасте от 6 до 18 лет. Вступление в детскую общественную организацию ребенка до 10 лет осуществляется с письменного согласия его роди­телей, усыновителей или опекунов.

Молодежное движение координируется Украинским национальным комитетом молодежных организаций, ко­торый имеет статус всеукраинского союза молодежных и детских общественных организаций.

Молодежные и детские организации носят неполити­ческий характер. Вместе с тем они могут привлекаться органами исполнительной власти и органами местного само­управления к разработке и обсуждению проектов решений по вопросам государственной политики в отношении детей

и молодежи. Молодежные общественные организации мо­гут вступать в избирательные коалиции.

Государство оказывает молодежным и детским обще­ственным организациям информационную, методическую, организационную, финансовую поддержку. Расходы на поддержку всеукраинского союза молодежных и детских общественных организаций предусмотрены отдельной строкой в Государственном бюджете Украины и местных бюджетах.

5.18. Право граждан на участие

в управлении государственными

делами

Конституционный принцип демократизма проявляется в обеспечении равного права граждан Украины участвовать в управлении государственными делами. Конституция Украины предусматривает следующие формы участия граждан в управлении государственными делами:

  1. право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в ор­ ганы государственной власти и местного самоуправления. Активное избирательное право дает возможность гражда­ нам участвовать в формировании состава органов государ­ ственной власти и местного самоуправления. Пассивное избирательное право дает возможность гражданину стать народным депутатом Украины, депутатом местного совета, сельским, поселковым, городским головой и от имени из­ бирателей управлять государственными и общественными делами;

  2. право принимать участие во всеукраинском и местных референдумах. Участвуя в референдуме, граждане Укра­ ины непосредственно принимают политические решения (например, принимают закон, одобряют международный договор);

  3. право на доступ к государственной службе и службе в органах местного самоуправления. Государственная служба и служба в органах местного самоуправления — это профессиональная деятельность лиц, занимающих долж­ ности в государственном аппарате и исполнительных ко­ митетах органов местного самоуправления и получающих заработную плату за счет государственных средств.

Вопросы, связанные с принятием на службу и ее про­хождением, урегулированы Законом Украины «О государ­ственной службе» (16 декабря 1993 г.).

Граждане Украины имеют равное право на доступ к го­сударственной службе и службе в органах местного само­управления в том случае, если они получили соответству­ющее образование или профессиональную подготовку и прошли конкурсный отбор (или иную процедуру, установ­ленную Кабинетом Министров Украины). Ограничение права участвовать в управлении государственными делами связано с дееспособностью лица. Граждане, признанные судом недееспособными, не могут избираться в органы го­сударственной власти и местного самоуправления, не могут приниматься на государственную службу или службу в органах местного самоуправления.