logo search
МП учебники студентам / Игнатенко МП учебник 2005

§ 7. Федеративные государства как субъекты международного права

федеративное государство выступает вовне, в межгосударственных отношениях, как целостный субъект международного права. Это проявляется в суверенной основе и полноте полномочий в международных отношениях, в представительстве и заключении'международных договоров от своего имени, в том, что в ведении федерации в целом и ее высших органов находятся высшее представительство и заключение международных договоров, и в том, что в пределах юрисдикции федеративного государства реализуются принадлежащие ему по международным актам права и принятые им на себя международные обязательства.

Положение Венской конвенции о праве международных договоров об обязательности договора «для каждого участника в отношении всей его территории» (ст. 29) действительно и для федеративных государств. Это общее правило четко выражено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 28) и в Международном пакте о гражданских и политических правах (стч 50) — постановления обоих пактов «распространяются на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений или изъятий».

Такой подход присущ и некоторым конституциям. Статья VI Конституции США квалифицирует заключенные от имени США договоры, наравне с Конституцией и законами, как «верховное право страны», которому должны следовать судьи в каждом штате. Согласно Основному закону ФРГ «ведение внешних сношений с иностранными государствами принадлежит Федерации» (ч. 1 ст. 32), а общие нормы международного права как составная часть права Федерации «непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории» (ст. 25), т. е. имеют общефедеральное юридическое значение. По Конституции Индии к компетенции Союза отнесены «внешние сношения, все вопросы, касающиеся взаимоотношений Союза с каким-либо иностранным государством», заключение и выполнение договоров с иностранными государствами (приложение 7 к Конституции Индии).

В соответствии с Конституцией РФ «в ведении Российской Федерации находятся... внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации...» (п. «к» ст. 71).

74

Однако специфика государственного устройства не может не влиять на механизм реализации международной правосубъектности федеративного государства. Об этом свидетельствует прежде всего законодательное регулирование, характерное для отдельных федеративных государств. В частности, согласно Основному закону ФРГ перед заключением Федерацией договора, «затрагивающего особое положение какой-либо земли, эта земля должна быть своевременно заслушана» (ч. 2 ст. 32).

В Российской Федерации участие ее субъектов в заключении договоров Федерации не стало объектом конституционного регулирования. Этот вопрос решен в федеральных законах «О международных договорах Российской Федерации» и «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», где предусмотрено, что международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ', заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта, а при разработке договора, затрагивающего полномочия субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, предложения соответствующих органов субъекта рассматриваются при подготовке проекта.

Конституция РФ непосредственно регулирует другой вопрос — выполнение международных договоров РФ, включая эту деятельность в сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «о» ч. 1 ст. 72).

В Конституции нет определенно сформулированной нормы о верховенстве и действии международных договоров России на всей территории РФ. В ч. 2 ст. 4 речь идет о верховенстве Конституции и федеральных законов. Посредством толкования ч. 4 ст. 15 Конституции, объявляющей общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью правовой системы Федерации, можно презюмировать конституционное закрепление общефедеральной юридической силы международных договоров.

В условиях федеративного государства соблюдение и исполнение международных договоров РФ, реализация в целом международной правосубъектности России обеспечиваются не только федеральными органами власти и федеральными законами, но и органами власти соответствующих субъектов РФ в пределах их полномочий.

75