logo search
Могилевский С

8.3. Порядок работы общего собрания

Организация работы общего собрания акционеров может быть разделена на ряд этапов:

- первый этап - подготовка общего собрания акционеров;

- второй этап - созыв общего собрания акционеров;

- третий этап - проведение общего собрания акционеров.

Каждый из названных этапов состоит из конкретных действий органов и лиц, обусловленных четкой процедурой, определенной законом и иными нормативными актами. Среди "иных нормативных актов" особое место занимают акты федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Так, согласно п. 2 ст. 47 ФЗ "Об акционерных обществах" ФКЦБ РФ может устанавливать дополнительные, не предусмотренные ФЗ "Об акционерных обществах" требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Такие требования содержатся в Положении о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (далее - Положение о дополнительных требованиях), утвержденном постановлением ФКЦБ РФ от 31 мая 2002 г. N 17/пс (в ред. постановления ФКЦБ РФ от 7 февраля 2003 г. N 03-6/пс - см. Приложение 8).

Кроме этого необходимо учитывать ненормативные акты ФКЦБ, которые имеют рекомендательный характер, но в ряде случаев содержат рекомендации, позволяющие совершенствовать управление акционерными обществами. К таким ненормативным актам можно с уверенностью отнести Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к применению акционерными обществами распоряжением ФКЦБ от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" (далее - Кодекс корпоративного поведения - см. Приложение 7).

Итак, первый этап - подготовка общего собрания акционеров.

В рамках этого этапа осуществляются следующие процедуры:

а) формируется и утверждается повестка дня общего собрания;

б) определяются форма, дата, место, время проведения общего собрания;

в) определяется дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании;

г) определяется порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания;

д) определяется перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания, и порядок ее предоставления;

е) утверждается форма и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями.

- Формирование повестки дня общего собрания акционеров и ее утверждение.

Формирование повестки дня годового общего собрания акционеров в отличие от внеочередного собрания имеет свои особенности, требующие более детального рассмотрения этого вопроса, тем более что порядок формирования повестки дня внеочередного общего собрания акционеров нами подробно рассмотрен ранее.

В соответствии с новой редакцией ФЗ "Об акционерных обществах" (от 7 августа 2003 г.) для годового общего собрания характерно то, что формирование повестки дня не происходит исключительно по инициативе акционеров, как это было ранее. В ФЗ "Об акционерных обществах" в новой редакции предусмотрено, что акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, вправе не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года, если уставом общества не установлен более поздний срок, внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа. Наряду с этим положением согласно абз. 2 п. 7 ст. 53 ФЗ "Об акционерных обществах" помимо вопросов, предложенных акционерами для включения в повестку дня общего собрания, а также в случае отсутствия таких предложений, отсутствия или недостаточного количества кандидатов, предложенных акционерами для образования соответствующего органа, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе включать в повестку дня общего собрания вопросы или кандидатов в список кандидатур по своему усмотрению.

Отличие этих норм Закона от аналогичных норм Закона старой редакции очевидно. Прежний порядок формирования повестки дня не предоставлял в безусловном порядке совету директоров (наблюдательному совету) право вносить вопросы в повестку дня общего годового собрания акционеров (как это сделано в отношении акционеров). При этом в п. 2 ст. 47 ФЗ "Об акционерных обществах" в редакции 1996 г. был определен, как и в новой редакции, перечень вопросов, которые обязательно должны быть рассмотрены на годовом общем собрании акционеров, но не разъяснялось, кто же, кроме самих акционеров, имеет право их внести в повестку дня годового собрания.

В связи с этим на практике возникал ряд вопросов: что делать в ситуации, когда ни один акционер не вносит предложения в повестку дня, в результате чего она оказывается несформированной, а проведение годового общего собрания - под угрозой срыва? может ли совет директоров (наблюдательный совет) при возникновении такой ситуации самостоятельно сформировать повестку дня годового общего собрания акционеров?

Чтобы исключить подобные тупиковые ситуации, связанные с безынициативностью акционеров, в уставах акционерных обществ компетенция совета директоров (наблюдательного совета) специально расширялась за счет установления для него права внесения вопросов в повестку дня собрания и выдвижения кандидатов.

Новая редакция закона дала ответ на данные вопросы: совет директоров (наблюдательный совет) вправе это делать даже тогда, когда специально эти полномочия для него не оговариваются в уставе общества. В соответствии с п. 8 ст. 53 ФЗ "Об акционерных обществах" помимо вопросов, предложенных для включения в повестку дня общего собрания акционерами, а также в случае отсутствия таких предложений, отсутствия или недостаточного количества кандидатов, предложенных акционерами для образования соответствующего органа, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе включать в повестку дня общего собрания вопросы или кандидатов в список кандидатур по своему усмотрению. Уместно отметить также, что в отличие от акционеров, в отношении которых Законом, хотя и в диспозитивной форме, но все-таки устанавливается срок для внесения предложений в повестку дня и выдвижения кандидатов в образуемые органы, для совета директоров (наблюдательного совета) Закон никаких ограничивающих сроков не установил.

Не всегда единообразно применялась на практике норма Закона, посвященная формированию повестки дня общего собрания акционеров. В п. 3 ст. 49 ФЗ "Об акционерных обществах" дается перечень вопросов, решение по которым принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не установлено уставом общества:

1) реорганизация общества;

2) увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

3) дробление и консолидация акций;

4) принятие решений об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

5) принятие решений об одобрении крупных сделок;

6) приобретение обществом размещенных акций;

7) принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;

8) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества.

Следовательно, при необходимости внесения каждого из перечисленных вопросов в повестку дня общего собрания акционеров никто, кроме совета директоров (наблюдательного совета), это сделать не сможет, если иное не установлено уставом общества.

Вот это "иное" и стало камнем преткновения для ряда акционерных обществ. На практике возникли две версии применения этой нормы. Первая заключается в том, что совет директоров через положения устава лишается полностью или частично права вносить эти вопросы в повестку дня и соответственно это право полностью или частично передается самим акционерам. Вторая версия, наоборот, заключается в том, что возможно как уменьшение, так и увеличение этого круга вопросов для совета директоров (наблюдательного совета). И в этом случае у совета директоров (наблюдательного совета) круг вопросов, который может вноситься в повестку дня только этим органом, расширяется за счет уменьшения такой возможности у акционеров. На наш взгляд, если следовать логике положения, сформулированного в п. 3 ст. 49, предпочтительной является именно первая версия.

Но кроме вопросов, названных в п. 3 ст. 49, в рассматриваемом Законе предусматривается еще одна группа вопросов, которую от первой отличает то, что они могут быть внесены в повестку дня общего собрания исключительно советом директоров (наблюдательным советом):

1) совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта (п. 2 ст. 16);

2) совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении. Совет директоров (наблюдательный совет) присоединяемого общества выносит также на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта (п. 2 ст. 17);

3) совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме разделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме разделения, порядке и об условиях разделения, о создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса (п. 2 ст. 18);

4) совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения общества выносит на решение общего собрания акционеров общества вопрос о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса (п. 2 ст. 19);

5) совет директоров (наблюдательный совет) преобразуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива (п. 2 ст. 20);

6) совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (п. 2 ст. 21);

7) совет директоров (наблюдательный совет) рекомендует размер выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора (подп. 10 п. 1 ст. 65);

8) совет директоров (наблюдательный совет) рекомендует размер дивиденда по акциям и порядок его выплаты (подп. 11 п. 1 ст. 65);

9) решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (п. 1 ст. 69).

Итак, предложения в повестку дня могут вносить как совет директоров, так и акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества.

Доля голосующих акций, принадлежащих акционеру (акционерам), вносящему предложение в повестку дня общего собрания, определяется на дату внесения такого предложения.

Предложения о внесении вопросов в повестку дня и о выдвижении кандидатов в органы управления и иные органы общества (далее - предложения в повестку дня) могут быть внесены, а требования о проведении внеочередного общего собрания - представлены путем:

направления почтовой связью по адресу (месту нахождения) единоличного исполнительного органа (по адресу управляющего или адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа управляющей организации) общества, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, по адресам, указанным в уставе общества или в ином внутреннем документе общества, регулирующем деятельность общего собрания;

вручения под роспись лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа общества, председателю совета директоров (наблюдательного совета), корпоративному секретарю общества, если в обществе предусмотрена такая должность, или иному лицу, уполномоченному принимать письменную корреспонденцию, адресованную обществу;

направления иным способом (в том числе электрической связью, включая средства факсимильной и телеграфной связи, электронной почтой с использованием электронной цифровой подписи) в случае, если это предусмотрено уставом или иным внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания.

Предложения о внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционеров и о выдвижении кандидатов вносятся в письменной форме с указанием: имени (наименования) представивших их акционеров (акционера); количества и категории (типа) принадлежащих им акций.

В новой редакции ФЗ "Об акционерных обществах" установлено требование к оформлению предложений о внесении вопросов в повестку дня, которого ранее не было. Предложения о внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционеров и о выдвижении кандидатов должны быть подписаны акционерами (акционером) или их представителями.

Согласно п. 2.4 Положения о дополнительных требованиях, если предложение в повестку дня общего собрания направлено почтовой связью, датой внесения такого предложения является дата, указанная на оттиске календарного штемпеля, подтверждающего дату отправки почтового отправления, а если предложение в повестку дня общего собрания вручено под роспись - дата вручения.

Если предложение в повестку дня общего собрания направлено электрической связью, электронной почтой или иным способом, предусмотренным уставом или иным внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, датой внесения такого предложения является дата, определенная уставом общества или иным внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания.

Предложение о внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционеров должно содержать формулировку каждого предлагаемого вопроса, а предложение о выдвижении кандидатов - имя каждого предлагаемого кандидата, наименование органа, для избрания в который он предлагается, а также иные сведения о нем, предусмотренные уставом или внутренними документами общества. Предложение о внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционеров может содержать формулировку решения по каждому предлагаемому вопросу.

Кроме этого при выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества, а также при выдвижении кандидата на должность единоличного исполнительного органа общества к предложению в повестку дня общего собрания могут прилагаться письменное согласие выдвигаемого кандидата и сведения о кандидате, подлежащие предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или об отказе во включении в указанную повестку дня не позднее пяти дней после окончания сроков, установленных п. 1 и 2 ст. 53 ФЗ "Об акционерных обществах". Здесь важно отметить тот факт, что сроки, предусмотренные п. 1 и 2 ст. 53 (речь идет о 30 днях после окончания финансового года и 30 днях до даты проведения внеочередного собрания), могут быть увеличены. Но это возможно только в том случае, если изменение этих сроков будет отражено в уставе. Практика проведения годовых общих собраний акционеров многих акционерных обществ свидетельствует, что если собрание проводится в мае-июне, то в интересах акционеров дать им возможность предлагать вопросы в повестку дня и выдвигать кандидатов в сроки, приближенные к дате проведения собрания. Естественно, это не должно нарушать иные нормы ФЗ "Об акционерных обществах", связанные с установлением сроков информирования акционеров, и др.

Предложенный акционерами (акционером) вопрос подлежит включению в повестку дня общего собрания, равно как выдвинутые кандидаты подлежат включению в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества.

Согласно п. 7 ст. 53 ФЗ "Об акционерных обществах" совет директоров (наблюдательный совет) общества не вправе вносить изменения в формулировки вопросов, предложенных для включения в повестку дня общего собрания акционеров, и формулировки решений по таким вопросам.

Закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований, по которым совет директоров может отказать акционеру включить его предложение в повестку дня:

1) несоблюдение акционером сроков, установленных п. 1 и 2 ст. 53 ФЗ "Об акционерных обществах";

2) акционеры (акционер) не являются владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества;

3) предложение не соответствует требованиям, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 53 ФЗ "Об акционерных обществах";

4) вопрос, предложенный для внесения в повестку дня общего собрания акционеров общества, не отнесен к его компетенции и (или) не соответствует требованиям ФЗ "Об акционерных обществах" и иных правовых актов Российской Федерации.

В том случае, если уставом общества или внутренним документом, утвержденным общим собранием акционеров, установлены требования, предъявляемые к лицам, избираемым в совет директоров (наблюдательный совет) общества, последний, руководствуясь этими требованиями, может отказать во включении в список кандидатов в совет директоров, если эти требования не соблюдаются.

Мотивированное решение совета директоров (наблюдательного совета) общества об отказе во включении предложенного вопроса в повестку дня общего собрания или кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества направляется акционерам (акционеру), внесшим вопрос или выдвинувшим кандидата, не позднее трех дней с даты его принятия.

Решение совета директоров (наблюдательного совета) общества об отказе во включении вопроса в повестку дня общего собрания или кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества, а также уклонение совета директоров (наблюдательного совета) от принятия решения могут быть обжалованы в суд.

На практике нередко возникает вопрос относительно того, кто вносит на рассмотрение собрания кандидатуру аудитора. Ответ на этот вопрос, очевидно, содержится в ст. 53 ФЗ "Об акционерных обществах". Согласно п. 1 этой статьи акционер (акционеры) вправе выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа. Нетрудно заметить, что законодатель не предоставляет акционеру (акционерам) права выдвигать кандидатуру аудитора общества. На наш взгляд, это логично, поскольку в отличие от перечисленных лиц аудитор не избирается, а утверждается. Единственным органом, который может предложить кандидатуру аудитора согласно п. 8 ст. 53 ФЗ "Об акционерных обществах", является совет директоров (наблюдательный совет).

На основании предложений акционеров, касающихся повестки дня и кандидатов в органы управления и комиссии (ревизионную и счетную), которые не вызывают возражений у членов совета директоров (наблюдательного совета), формируются повестка дня общего собрания акционеров и список кандидатов для избрания в органы управления, которые утверждаются на заседании совета директоров (наблюдательного совета).

- Определение формы, даты, места, времени проведения общего собрания акционеров.

Как мы рассмотрели ранее, по форме проведения общее собрание акционеров подразделяется на собрание и заочное голосование. Учитывая, что предметом нашего рассмотрения является годовое общее собрание, его форма является заранее определенной самим Законом - это собрание, т.е. совместное присутствие акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Дата проведения годового собрания должна определяться в пределах сроков, установленных уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.

Согласно п. 2.9 Положения о дополнительных требованиях общее собрание должно проводиться в поселении (городе, поселке, селе), являющемся местом нахождения общества, если иное место его проведения не установлено уставом или внутренним документом общества, регулирующим порядок деятельности общего собрания.

Определяя дату проведения собрания, совет директоров (наблюдательный совет) должен учитывать, что если по требованию Закона или в соответствии с уставом общества предусматривается обязательное направление (вручение) бюллетеней до проведения общего собрания акционеров, то так же должен быть определен почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени.

При подготовке к проведению общего собрания должны быть приняты решения по определению типа (типов) привилегированных акций, владельцы которых обладают правом голоса по вопросам повестки дня общего собрания, а также о времени начала регистрации лиц, участвующих в таком общем собрании.

- Определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

Вопрос о составлении списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, уже рассматривался нами применительно к реализации акционерами своего права участия в работе общего собрания.

Здесь же остановимся на некоторых аспектах этого шага, которым в период подготовки к собранию акционеров уделяется недостаточное внимание.

Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества. В соответствии с п. 2.11 Положения о дополнительных требованиях в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, включаются:

акционеры - владельцы обыкновенных акций общества;

акционеры - владельцы привилегированных акций общества определенного типа, предоставляющих в соответствии с уставом общества право голоса, если такие привилегированные акции были размещены до 1 января 2002 г. или в такие привилегированные акции были конвертированы размещенные до 1 января 2002 г. эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в привилегированные акции;

акционеры - владельцы привилегированных акций общества определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества (за исключением кумулятивных привилегированных акций общества), в случае, если на последнем годовом общем собрании независимо от основания не было принято решение о выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа;

акционеры - владельцы кумулятивных привилегированных акций общества определенного типа в случае, если на последнем годовом общем собрании, на котором в соответствии с уставом общества должно было быть принято решение о выплате по этим акциям накопленных дивидендов, независимо от основания такое решение не было принято или было принято решение о неполной выплате накопленных дивидендов;

акционеры - владельцы привилегированных акций общества в случае, если в повестку дня общего собрания включен вопрос о реорганизации или ликвидации общества;

акционеры - владельцы привилегированных акций общества определенного типа в случае, если в повестку дня общего собрания включен вопрос о внесении в устав общества изменений или дополнений (утверждении устава общества в новой редакции), ограничивающих права акционеров - владельцев этого типа привилегированных акций, а также о принятии решения, являющегося в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" основанием для внесения в устав общества изменений или дополнений, ограничивающих права акционеров - владельцев этого типа привилегированных акций;

представители Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в случае, если в отношении общества используется специальное право на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция");

иные лица в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В случае если акции общества составляют имущество паевых инвестиционных фондов, в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, включаются управляющие компании этих паевых инвестиционных фондов.

Акции общества могут быть переданы в доверительное управление. Тогда в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, включаются доверительные управляющие, за исключением случаев, когда доверительный управляющий не вправе осуществлять право голоса по акциям, находящимся в доверительном управлении.

Дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, определяется решением совета директоров (наблюдательного совета) и не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней до даты проведения общего собрания.

При проведении общего собрания акционеров, в определении кворума которого и голосовании участвуют бюллетени, направленные акционерам и полученные обществом не позднее чем за два дня до даты проведения собрания, дата составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, устанавливается не менее чем за 45 дней до даты проведения собрания. В данном случае речь идет о проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования или о проведении общего собрания в обществах с числом акционеров-владельцев голосующих акций 1000 и более, а также иного общества, устав которого предусматривает обязательное направление (вручение) бюллетеней до проведения общего собрания акционеров.

Если акции находятся у номинального держателя акций, то именно он представляет данные о лицах, в интересах которых владеет акциями, для составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании на дату составления списка. В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ номинальным держателем акций признается лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, в том числе являющееся депонентом депозитария и не являющееся владельцем в отношении этих ценных бумаг. В качестве номинальных держателей акций могут выступать профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, должен содержать следующие данные:

1) имя (наименование) каждого такого лица;

2) данные, необходимые для идентификации каждого лица;

3) данные о количестве и категории (типе) акций, правом голоса по которым это лицо обладает;

4) почтовый адрес в Российской Федерации, по которому должны направляться сообщения о проведении общего собрания акционеров, бюллетени для голосования, если предполагается направление бюллетеней для голосования и отчет об итогах голосования.

Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, предоставляется обществом для ознакомления по требованию лиц, включенных в этот список и обладающих не менее чем 1% голосов. При этом данные документов и почтовый адрес физических лиц, включенных в этот список, предоставляются только с согласия этих лиц. Отметим, что указанный в этой норме процент голосующих акций в 10 раз меньше, чем устанавливался предшествующей редакцией ФЗ "Об акционерных обществах".

По требованию любого заинтересованного лица общество в течение трех дней обязано предоставить ему выписку из списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, содержащую данные об этом лице, или справку о том, что оно не включено в этот список.

Изменения в список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, могут вноситься только в случае восстановления нарушенных прав лиц, не включенных в указанный список на дату его составления, или исправления ошибок, допущенных при его составлении.

А как быть в том случае, если акционер после утверждения списка решил продать акцию? (Напомним, что список может быть утвержден за 50 дней до даты проведения собрания.) Ответ на этот вопрос дает ст. 57 ФЗ "Об акционерных обществах". В случае передачи акции после даты составления списка и до даты проведения общего собрания акционеров лицо, включенное в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, обязано выдать приобретателю доверенность на голосование или голосовать в соответствии с указаниями приобретателя акции. Указанное правило применяется также к каждому последующему случаю передачи акции. Если не следовать этому правилу, то для приобретателя акции возможны неблагоприятные последствия.

Проиллюстрируем это положение на примере одного из акционерных обществ Красноярского края.

Перед годовым общим собранием акционеров, на котором должны рассматриваться вопросы избрания совета директоров и директора на новый срок, действующий директор, контролирующий около 42% голосующих акций, получает информацию о начинающейся кампании по приобретению акций у акционеров. Оппозиционная ему сторона, имея под контролем 32% голосующих акций, ставит задачу приобрести порядка 20% голосующих акций (для решения вопросов на собрании в свою пользу). Действующий директор, опережая начало скупки акций, через совет директоров проводит утверждение списка лиц, имеющих право на участие в собрании. В результате приобретения акций оппозиционная сторона решает поставленную задачу: регистрирует новых владельцев в реестре акционеров, получает выписки из реестра на них и в день проведения собрания, заранее уверенная в результатах голосования, пытается зарегистрироваться для участия в собрании акционеров, однако получает отказ от регистраторов собрания на том основании, что представленные владельцы акций, несмотря на то что они к этому моменту являются акционерами, не могут участвовать в общем собрании, поскольку их нет в списке акционеров, имеющих право на участие в собрании. Так как получить доверенность от продавцов акций и тем более собрать их для участия в собрании за полчаса до его начала не представляется возможным, приобретенные оппозиционной стороной акции не участвуют в голосовании. Тем самым усиливаются позиции действующего директора, 42% акций которого при 80% участвующих в голосовании акций позволяют не только решить в его интересах вопрос о составе совета директоров, но и укрепить позиции на новый срок избрания.

Когда акции приобретаются одним лицом, то особых проблем при выдаче доверенности или голосовании в соответствии с указаниями покупателя, на наш взгляд, не возникает. Сложнее решить вопрос, если приобретателей несколько.

Согласно п. 2.12 Положения о дополнительных требованиях при передаче акций после даты составления списка двум или более приобретателям лицо, включенное в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, обязано голосовать на общем собрании в соответствии с указаниями каждого приобретателя акций и (или) выдать каждому приобретателю акций доверенность на голосование, указав в такой доверенности число акций, голосование по которым предоставляется данной доверенностью.

Если указания приобретателей совпадают, то их голоса суммируются. Если указания приобретателей в отношении голосования по одному и тому же вопросу повестки дня общего собрания не совпадают, то лицо, включенное в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, обязано голосовать по такому вопросу в соответствии с полученными указаниями тем количеством голосов, которое предоставляется акциями, принадлежащими каждому приобретателю.

Если в отношении акций, переданных после даты составления списка, лицом, включенным в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, выданы доверенности на голосование, приобретатели таких акций подлежат регистрации для участия в общем собрании и им должны быть выданы бюллетени для голосования.

В случае если акции, предоставляющие право голоса на общем собрании, обращаются за пределами Российской Федерации в форме ценных бумаг иностранного эмитента, выпущенных в соответствии с иностранным правом и удостоверяющих права на такие акции (депозитарных ценных бумаг), голосование по таким акциям должно осуществляться только в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг.

- Определение порядка сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров.

ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает несколько вариантов определения порядка сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров:

1) каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, направляется заказное письмо с сообщением (если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме);

2) каждому из указанных лиц вручается такое сообщение под роспись;

3) если это предусмотрено уставом общества, сообщение публикуется в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества.

Общество также может дополнительно информировать акционеров о проведении общего собрания, используя иные средства массовой информации (телевидение, радио).

Все эти варианты перечисляются в п. 1 ст. 52 ФЗ "Об акционерных обществах", при этом законодатель использует разделительные союзы "или" и "либо". Это свидетельствует о том, что совет директоров (наблюдательный совет), определяя порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания, должен принять конкретный вариант в отношении всех акционеров. Но некоторые варианты невозможно использовать без предварительного указания на них в уставе общества. Если же устав не содержит такого указания, то в силу диспозитивности абз. 3 п. 1 ст. 52 ФЗ "Об акционерных обществах" уведомление направляется акционеру заказным письмом. Практика многих акционерных обществ показывает, что этот способ является и самым распространенным способом информирования акционеров.

- Определение перечня информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров, и порядка ее предоставления.

Перечень такой информации определяется на заседании совета директоров (наблюдательного совета).

Однако реально совет директоров (наблюдательный совет) исходит из норм ФЗ "Об акционерных обществах", которыми этот перечень определен достаточно четко.

Согласно п. 3 ст. 52 ФЗ "Об акционерных обществах" к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, относятся:

годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности;

сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет), ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию;

проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции;

проекты внутренних документов общества;

проекты решений общего собрания акционеров;

информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Кроме этого ФКЦБ может установить перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров.

В соответствии с п. 3.2-3.5 Положения о дополнительных требованиях к дополнительной информации (материалам), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании, при подготовке к проведению такого собрания, относятся:

1) годовой отчет общества;

2) заключение ревизионной комиссии о достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общества;

3) рекомендации совета директоров (наблюдательного совета) общества по распределению прибыли, в том числе по размеру дивиденда по акциям общества и порядку его выплаты, и убытков общества по результатам финансового года.

К дополнительной информации, обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого содержит вопрос об избрании членов: совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии, счетной комиссии, коллегиального исполнительного органа общества, а также об образовании единоличного исполнительного органа и (или) об избрании ревизора общества, относится информация о наличии либо об отсутствии письменного согласия выдвинутых кандидатов на избрание в соответствующий орган общества.

К дополнительной информации (материалам), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого включает вопросы, голосование по которым может повлечь возникновение права требования выкупа обществом акций, относятся:

1) отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требования о выкупе которых могут быть предъявлены обществу;

2) расчет стоимости чистых активов общества по данным бухгалтерской отчетности общества за последний завершенный отчетный период;

3) протокол (выписка из протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором принято решение об определении цены выкупа акций общества, с указанием цены выкупа акций.

К дополнительной информации (материалам), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого включает вопрос о реорганизации общества, относятся:

1) обоснование условий и порядка реорганизации общества, содержащихся в решении о разделении, выделении или преобразовании либо в договоре о слиянии или присоединении, утвержденное (принятое) уполномоченным органом общества;

2) годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за три завершенных финансовых года, предшествующих дате проведения общего собрания, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования организации, если организация осуществляет свою деятельность менее трех лет;

3) квартальная бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за последний завершенный квартал, предшествующий дате проведения общего собрания.

- Утверждение формы и текста бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями.

Учитывая, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров может осуществляться как бюллетенями для голосования так и без них, при использовании первого варианта требуется обязательное утверждение формы бюллетеня на заседании совета директоров (наблюдательного совета).

Законом установлено, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 100, а также голосование по вопросам повестки дня общего собрания, проводимого в форме заочного голосования, осуществляются только бюллетенями для голосования.

Согласно п. 4 ст. 60 ФЗ "Об акционерных обществах" в бюллетене для голосования должны быть указаны:

1) полное фирменное наименование общества и место нахождения общества;

2) форма проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование);

3) дата, место, время проведения общего собрания акционеров и в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 60 ФЗ "Об акционерных обществах" заполненные бюллетени могут быть направлены в общество, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;

4) формулировки решений по каждому вопросу (имя каждого кандидата), голосование по которому осуществляется данным бюллетенем;

5) варианты голосования по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался";

6) упоминание о том, что бюллетень для голосования должен быть подписан акционером.

В случае осуществления кумулятивного голосования бюллетень для голосования должен содержать указание на это и разъяснение существа кумулятивного голосования.

Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров уточнены некоторые положения приведенной ранее ст. 60.

Так, согласно п. 2.13 указанного Положения в бюллетене для голосования напротив каждого варианта голосования должны быть поля для проставления числа голосов, отданных за каждый вариант голосования, а также может содержаться указание числа голосов, принадлежащих лицу, имеющему право на участие в общем собрании. При этом если таким бюллетенем осуществляется голосование по двум или более вопросам повестки дня общего собрания и число голосов, которыми может голосовать лицо, имеющее право на участие в общем собрании, по разным вопросам повестки дня общего собрания не совпадает, в таком бюллетене должно быть указано число голосов, которыми может голосовать лицо, имеющее право на участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания.

В соответствии с п. 2.14 Положения в бюллетене для голосования должны содержаться следующие разъяснения:

1) голосующий вправе выбрать только один вариант голосования, кроме случаев голосования в соответствии с указаниями лиц, которые приобрели акции после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, или в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг;

2) если в бюллетене оставлено более одного варианта голосования, то на полях для проставления числа голосов, отданных за каждый вариант голосования, должно быть указано число голосов, отданных за соответствующий вариант голосования, и сделана отметка о том, что голосование осуществляется в соответствии с указаниями приобретателей акций, переданных после даты составления списка, имеющих право на участие в общем собрании, и (или) в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг;

3) голосующий по доверенности, выданной в отношении акций, переданных после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, на поле для проставления числа голосов, находящемся напротив оставленного варианта голосования, должен указать число голосов, отданных за оставленный вариант голосования, и сделать отметку о том, что голосование осуществляется по доверенности, выданной в отношении акций, переданных после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании;

4) если после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, переданы не все акции, голосующий на поле для проставления числа голосов, находящемся напротив оставленного варианта голосования, должен указать число голосов, отданных за оставленный вариант голосования, и сделать отметку о том, что часть акций передана после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании. Если в отношении акций, переданных после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, получены указания приобретателей таких акций, совпадающие с оставленным вариантом голосования, то такие голоса суммируются.

В бюллетене для голосования, которым осуществляется кумулятивное голосование по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, помимо разъяснения существа кумулятивного голосования должно содержаться также следующее разъяснение:

"Дробная часть голоса, полученная в результате умножения числа голосов, принадлежащих акционеру - владельцу дробной акции, на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) общества, может быть отдана только за одного кандидата".

Второй этап организации работы общего собрания акционеров - созыв общего собрания акционеров.

В рамках этого этапа осуществляются следующие процедуры:

а) направляются акционерам сообщения о проведении общего собрания акционеров;

б) предоставляется информация (материалы) лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров.