§ 2. Глава государства
Понятие главы государства. Глава государства – это конкретное лицо или орган, занимающие высшее место в системе органов государственной власти. Главой государства может быть:
1) единоличный монарх, получивший свою должность по наследству (например, в Великобритании, Бельгии, Испании, Нидерландах, Японии);
2) единоличный монарх, назначенный своей семьей – правящей династией (например, в Саудовской Аравии);
3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на определенный срок монархами субъектов федерации из своей среды (например, в Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах);
4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (например, в Германии, Италии, Китае, США);
5) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок. При этом отдельные полномочия главы государства, которые невозможно осуществлять коллегиально, передаются председателю коллегиального органа (например, на Кубе);
6) глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (например, в землях Германии);
7) представитель британского монарха в государствах, имеющих статус британского доминиона (например, в Австралии, Канаде, Новой Зеландии);
8) единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве.
Институт главы государства известен с древнейших времен. При этом главой государства не всегда являлся единоличный орган. Например, в Спарте одновременно правили два царя. Двое должностных лиц выполняли функции главы государства в республиканском Риме и Карфагене. В современных государствах преобладает единоличный глава государства – монарх или президент, но и в современных государствах встречается коллегиальный глава государства. Так, в Швейцарии функции главы государства и правительства осуществляет коллегиальный орган – Федеральный совет, который избирается парламентом сроком на четыре года в составе семи человек. В Сан-Марино обязанности главы государства исполняют два капитана-регента, которые избираются парламентом сроком на шесть месяцев. Имеются и другие примеры коллегиального главы государства.
В некоторых государствах имеет место сочетание единоличного и коллегиального главы государства. В Китае, например, в соответствии с действующей Конституцией полномочия главы государства осуществляются Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей и Председателем КНР, избираемым данным собранием.
В то же время глава государства существовал не во всех государствах. Так, например, не было главы государства в период расцвета демократии в Древних Афинах, в некоторых городах-республиках средневековья. Первоначально не было главы государства в советских республиках.
Полномочия главы государства в области исполнительной власти. Глава государства занимает особое положение в системе органов государственной власти, в связи с чем обладает полномочиями, хотя подчас и формально, в различных областях государственной власти. Обладает он определенными полномочиями и в области исполнительной власти. Причем полномочия главы государства в области исполнительной власти, равно как и в других областях, зависят, прежде всего, от существующей в государстве формы правления.
В государствах с монархической формой правления глава государства – монарх фактически всегда связан с исполнительной властью. В дуалистических монархиях он, как правило, является главой исполнительной власти и по своему усмотрению назначает и смещает правительство, даже если предусмотрена формальная ответственность правительства перед парламентом (в некоторых дуалистических монархиях). В дуалистической монархии глава государства реально осуществляет полномочия по руководству и управлению страной и играет решающую роль в определении внутренней и внешней политики государства.
В парламентарных монархиях полномочия монарха в сфере исполнительной власти более ограничены. Здесь он не является главой исполнительной власти. Ее возглавляет премьер-министр. Вместе с тем правительство, состоящее из министров короны, формально действует по уполномочию монарха. Кроме того, практика политической жизни ряда парламентарных монархий знает случаи прямого вмешательства монарха в процесс формирования правительства и определения целей правительственной политики.
Примерно так же обстоит дело в государствах с республиканской формой правления. В президентских республиках глава государства, будучи наделенным еще и правительственной властью, осуществляет реальное руководство государственными делами, вырабатывает политический курс и обеспечивает претворение его в жизнь. Как представитель исполнительной власти он активно взаимодействует с законодательной и судебной властями. В парламентарных республиках полномочия главы государства в области исполнительной власти, как и в парламентарных монархиях, существенно ограничены.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Н. А. Пьянов теория государства и права
- Часть первая теория государства Допущено умо по юридическому образованию
- От автора
- Глава 1
- § 1. Понятие государства
- § 2. Сущность государства
- § 3. Социальное назначение и функции государства
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- § 1. Основные теории происхождения государства
- § 2. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
- § 3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства
- Глава 3
- § 1. Типология государства
- § 2. Основные типы государства
- § 3. Понятие и элементы формы государства
- § 4. Многообразие государственных форм. Основные формы государства
- Глава 4
- § 1. Монархическая форма правления
- § 2. Республиканская форма правления
- § 3. Нетипичные формы правления
- Глава 5
- § 1. Унитарное государство
- § 2. Федеративное государство
- § 3. Межгосударственные объединения с элементами федерализма
- Глава 6
- § 1. Демократические режимы
- § 2. Антидемократические режимы
- Контрольные вопросы
- Глава 7
- § 1. Понятие государственной власти и ее соотношение с государством
- § 2. Структура государственной власти
- § 3. Государственное управление и самоуправление
- Глава 8
- § 1. Понятие и структура механизма государственной власти
- § 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- § 3. Понятие и классификация органов государственной власти
- Глава 9
- § 1. Понятие и органы законодательной власти
- § 2. Парламент как высший представительный и законодательный орган государственной власти
- § 3. Формирование и роспуск парламента
- Глава 10
- § 1. Понятие и органы исполнительной власти
- § 2. Глава государства
- § 3. Правительство
- Глава 11
- § 1. Понятие и функции судебной власти
- § 2. Органы судебной власти и формирование судейского корпуса
- § 3. Судебная система и ее элементы
- § 4. Осуществление судебной власти (правосудия)
- Глава 12
- § 1. Соотношение государства и общества
- § 2. Государство и гражданское общество
- § 3. Социальное государство
- Глава 13
- § 1. Государство и экономика
- § 2. Государство и политика
- § 3. Государство и культура. Политическая культура
- § 4. Государство и религия
- Глава 14
- § 1. Понятие, структура и субъекты политической системы общества
- § 2. Место и роль государства в политической системе общества
- § 3. Взаимодействие государства с политическими партиями
- § 4. Взаимодействие государства с иными общественными объединениями – субъектами политической системы общества
- Глава 15
- § 1. Понятие личности. Связь личности с государством
- § 2. Гражданство: порядок его приобретения и прекращения
- § 3. Правовой статус личности. Права человека и гражданина