logo search
ТГП

§ 2. Глава государства

Понятие главы государства. Глава государства – это конкретное лицо или орган, занимающие высшее место в системе органов государственной власти. Главой государства может быть:

1) единоличный монарх, получивший свою должность по наследству (например, в Великобритании, Бельгии, Испании, Нидерландах, Японии);

2) единоличный монарх, назначенный своей семьей – правящей династией (например, в Саудовской Аравии);

3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на определенный срок монархами субъектов федерации из своей среды (например, в Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах);

4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (например, в Германии, Италии, Китае, США);

5) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок. При этом отдельные полномочия главы государства, которые невозможно осуществлять коллегиально, передаются председателю коллегиального органа (например, на Кубе);

6) глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (например, в землях Германии);

7) представитель британского монарха в государствах, имеющих статус британского доминиона (например, в Австралии, Канаде, Новой Зеландии);

8) единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве.

Институт главы государства известен с древнейших времен. При этом главой государства не всегда являлся единоличный орган. Например, в Спарте одновременно правили два царя. Двое должностных лиц выполняли функции главы государства в республиканском Риме и Карфагене. В современных государствах преобладает единоличный глава государства – монарх или президент, но и в современных государствах встречается коллегиальный глава государства. Так, в Швейцарии функции главы государства и правительства осуществляет коллегиальный орган – Федеральный совет, который избирается парламентом сроком на четыре года в составе семи человек. В Сан-Марино обязанности главы государства исполняют два капитана-регента, которые избираются парламентом сроком на шесть месяцев. Имеются и другие примеры коллегиального главы государства.

В некоторых государствах имеет место сочетание единоличного и коллегиального главы государства. В Китае, например, в соответствии с действующей Конституцией полномочия главы государства осуществляются Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей и Председателем КНР, избираемым данным собранием.

В то же время глава государства существовал не во всех государствах. Так, например, не было главы государства в период расцвета демократии в Древних Афинах, в некоторых городах-республиках средневековья. Первоначально не было главы государства в советских республиках.

Полномочия главы государства в области исполнительной власти. Глава государства занимает особое положение в системе органов государственной власти, в связи с чем обладает полномочиями, хотя подчас и формально, в различных областях государственной власти. Обладает он определенными полномочиями и в области исполнительной власти. Причем полномочия главы государства в области исполнительной власти, равно как и в других областях, зависят, прежде всего, от существующей в государстве формы правления.

В государствах с монархической формой правления глава государства – монарх фактически всегда связан с исполнительной властью. В дуалистических монархиях он, как правило, является главой исполнительной власти и по своему усмотрению назначает и смещает правительство, даже если предусмотрена формальная ответственность правительства перед парламентом (в некоторых дуалистических монархиях). В дуалистической монархии глава государства реально осуществляет полномочия по руководству и управлению страной и играет решающую роль в определении внутренней и внешней политики государства.

В парламентарных монархиях полномочия монарха в сфере исполнительной власти более ограничены. Здесь он не является главой исполнительной власти. Ее возглавляет премьер-министр. Вместе с тем правительство, состоящее из министров короны, формально действует по уполномочию монарха. Кроме того, практика политической жизни ряда парламентарных монархий знает случаи прямого вмешательства монарха в процесс формирования правительства и определения целей правительственной политики.

Примерно так же обстоит дело в государствах с республиканской формой правления. В президентских республиках глава государства, будучи наделенным еще и правительственной властью, осуществляет реальное руководство государственными делами, вырабатывает политический курс и обеспечивает претворение его в жизнь. Как представитель исполнительной власти он активно взаимодействует с законодательной и судебной властями. В парламентарных республиках полномочия главы государства в области исполнительной власти, как и в парламентарных монархиях, существенно ограничены.