logo search
Могилевский С

8.1. Компетенция общего собрания акционеров

В отличие от первой редакции ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах" (от 26 декабря 1995 г.), разделявшей компетенцию общего собрания акционеров по составу входящих в нее полномочий на исключительную и общую, новая редакции этой статьи (от 7 августа 2001 г.) отказывается от такого деления и устанавливает, что фактически все вопросы, перечисленные в ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах", составляют исключительную компетенцию общего собрания акционеров.

Согласно Словарю русского языка С.И.Ожегова исключительная компетенция, исключительные права - это права (компетенция), являющиеся исключением, не распространяющиеся одинаково на всех *(249), т.е. применительно к органам акционерного общества это означает, что исключительные полномочия общего собрания акционеров не могут быть переданы никакому другому органу управления общества - ни совету директоров, ни исполнительному органу.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров относится решение следующих вопросов (ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах"):

1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;

2) реорганизация общества;

3) ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

4) определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

5) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

6) увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

7) уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций;

8) образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

9) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

10) утверждение аудитора общества;

10.1) выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года;

11) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года;

12) определение порядка ведения общего собрания акционеров;

13) избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;

14) дробление и консолидация акций;

15) принятие решений об одобрении сделок в случаях, предусмотренных ст. 83 ФЗ "Об акционерных обществах" (сделки, в совершении которых имеется заинтересованность);

16) принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных ст. 79 ФЗ "Об акционерных обществах";

17) приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных ФЗ "Об акционерных обществах";

18) принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;

19) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;

20) решение иных вопросов, предусмотренных ФЗ "Об акционерных обществах".

Несмотря на достаточно жесткий подход к определению исключительной компетенции общего собрания акционеров, ФЗ "Об акционерных обществах" допускает возможность передачи совету директоров (наблюдательному совету) ряда полномочий по решению нескольких групп вопросов.

Прежде чем мы их назовем, сделаем одно пояснение. В том случае, когда у нас есть возможность расширить компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) за счет вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров, необходимо принять во внимание, что переносимые вопросы обязательно исключаются из компетенции общего собрания. Если же мы, расширяя компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) за счет определенных вопросов компетенции общего собрания, оставляем эти вопросы и в компетенции общего собрания, то такое расширение компетенции совета директоров (наблюдательного совета) юридической силы не имеет и реально компетенция совета директоров (наблюдательного совета) остается без изменения. Соответственно по этим вопросам совет директоров (наблюдательный совет) не вправе принимать решения.

Итак, первая группа вопросов компетенции общего собрания акционеров, которые могут быть переданы на решение совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, включает вопросы образования исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий.

При определении органа управления, который может решать эти вопросы, ФЗ "Об акционерных обществах" исходит из того, что определено в уставе акционерного общества. Уставом общества решение этих вопросов может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Если устав не содержит такого полномочия совета директоров (наблюдательного совета), то это исключительная прерогатива общего собрания акционеров. Речь идет как о единоличном исполнительном, так и о коллегиальном исполнительном органе. При этом возникает несколько вариантов регулирования данного вопроса. Первый - когда образование и досрочное прекращение как коллегиального, так единоличного исполнительных органов входит в компетенцию общего собрания акционеров. Второй - когда оба исполнительных органа образуются и досрочно прекращаются решением совета директоров (наблюдательного совета). Третий - когда один из исполнительных органов образуется и досрочно прекращается общим собранием акционеров, а другой - советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Вторая группа вопросов включает вопросы об увеличении уставного капитала общества и внесении изменений и дополнений в устав общества, связанных с увеличением его уставного капитала. Очевидно, что эта группа вопросов связана с комплексом полномочий по двум совершенно самостоятельным направлениям: а) увеличение уставного капитала и б) внесение изменений в устав общества.

Рассмотрим более подробно механизм передачи в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) вопросов, связанных с увеличением уставного капитала акционерного общества.

Напомним, что уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.

Первая новелла, которую преподнесла новая редакция ст. 28 ФЗ "Об акционерных обществах" (от 7 августа 2001 г.), заключается в том, что в отличие от предшествующего законодательства решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров и не может быть передано на решение совету директоров (наблюдательному совету).

Решение же об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества ему предоставлено право принимать такое решение (абз. 2 п. 2 ст. 28 ФЗ "Об акционерных обществах").

И вот эта достаточна знакомая по прежней редакции норма ФЗ "Об акционерных обществах" также оказалась не лишенной ряда сюрпризов.

Прежде всего обратим внимание на то, что, определяя тот орган, который может принимать решение по вопросу увеличения уставного капитала путем размещения дополнительных акций, законодатель использует союз "или": решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества. Согласно Словарю русского языка С.И.Ожегова "или" как разделительный союз "связывает два или несколько предложений, а также однородных членов предложения, находящихся в отношениях взаимоисключения" (курсив наш. - С.М.) *(250). То есть, если принятие решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций уставом акционерного общества отнесено к компетенции общего собрания акционеров, то совет директоров этого делать уже не может, и наоборот, если уставом общества этот вопрос отнесен к компетенции совета директоров, то общее собрание акционеров не вправе выносить его на свое рассмотрение и принимать по нему решения. Однако, к сожалению, на самом деле далеко не все так прозрачно, как это следует из правил русского языка. Если в отношении общего собрания акционеров это правило действует, о чем мы давали пояснения, то в отношении совета директоров законодателем установлено несколько ограничений, которые не позволяют в полной мере реализовать правовую норму, установленную абз. 2 п. 2 ст. 28 ФЗ "Об акционерных обществах".

Речь идет о следующих ограничениях. Во-первых, дополнительные акции могут быть размещены обществом только в пределах количества объявленных акций, установленного уставом общества. Во-вторых, согласно п. 3 ст. 39 ФЗ "Об акционерных обществах" размещение акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (о размещении эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции), принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества. В-третьих, согласно п. 4 ст. 39 ФЗ "Об акционерных обществах" размещение посредством открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25% ранее размещенных обыкновенных акций, осуществляется только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества. Кроме того, также размещение посредством открытой подписки конвертируемых в обыкновенные акции эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25% ранее размещенных обыкновенных акций, осуществляется только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.

Следовательно, в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) может быть передан вопрос об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций при ограничении размещения обыкновенных акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) посредством открытой подписки, составляющих не более 25% ранее размещенных обыкновенных акций. Остальные вопросы увеличения уставного капитала путем размещения дополнительных акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) являются исключительной прерогативой общего собрания акционеров.

При этом согласно абз. 3 п. 2 ст. 28 ФЗ "Об акционерных обществах" решение совета директоров (наблюдательного совета) общества об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества единогласно всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Необходимо отметить, что даже в таком, казалось бы, усеченном виде возможность со стороны совета директоров (наблюдательного совета) принимать решение об увеличении уставного каптала усиливает его роль весьма существенно. Но эта роль становится еще более значимой с учетом полномочий второго направления - правом совета директоров (наблюдательного совета) принимать решение о внесении изменений в устав, и в первую очередь изменений, связанных с увеличением уставного капитала.

Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ "Об акционерных обществах" внесение в устав общества изменений и дополнений по результатам размещения акций общества, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета), если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, иного решения, являющегося основанием размещения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций.

Фактически положениями устава могут быть созданы такие правовые основания, когда совет директоров (наблюдательный совет) по целому кругу вопросов, имеющих крайне важное значение для деятельности общества и его акционеров, станет настолько самодостаточным, что сможет реально отстранить акционеров от участия в принятии решения по этим вопросам. Это определяется тем, что один и тот же орган принимает решение как об увеличении уставного капитала, так и об условиях этого размещения. Это стало возможным благодаря положениям п. 4 ст. 28 ФЗ "Об акционерных обществах", который устанавливает, что решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения, цена размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций акционерам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций, форма оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, а также могут быть определены иные условия размещения.

Ситуация может усугубиться за счет еще двух моментов, которые требуют отдельного рассмотрения.

Первый момент связан с ограничением, на которое ранее мы уже обращали внимание и которое заключается в том, что совет директоров (наблюдательный совет) не вправе принимать решение об увеличении уставного капитала путем размещения посредством открытой подписки обыкновенных акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в обыкновенные акции) более 25% ранее размещенных обыкновенных акций. Однако законодатель никак не связал это ограничение с каким-либо определенным периодом. Следовательно, увеличив уставный капитал один раз, совет директоров (наблюдательный совет) может это делать и второй, и третий, и четвертый раз, каждый раз соблюдая это ограничение. Даже с учетом максимальных сроков, которые предусмотрены для оформления этих увеличений, регистрации отчетов об итогах выпуска акций и внесения изменений в устав, за год совет директоров (наблюдательный совет) может увеличить уставный капитал почти в 3 раза.

Второй момент связан с качественными характеристиками. Совет директоров (наблюдательный совет) ограничен в размещении обыкновенных акций и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в обыкновенные акции (п. 4 ст. 39 ФЗ "Об акционерных обществах"). Вместе с тем согласно подп. 5 п. 1 ст. 65 ФЗ "Об акционерных обществах" в компетенцию совета директоров может входить вопрос об увеличении уставного капитала путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом это отнесено к компетенции общества. Как видно, речь вообще идет о дополнительных акциях, к которым могут относиться не только объявленные, но и привилегированные акции. В отношении же принятия решения о дополнительном выпуске привилегированных акций совет директоров (наблюдательный совет) связан только общей нормой - п. 1 ст. 102 ГК РФ, который устанавливает: "Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать 25%". Следовательно, совет директоров (наблюдательный совет) одним своим решением может увеличить уставный капитал посредством открытой подписки за счет выпуска дополнительных обыкновенный акций в размере 25% от уже размещенных обыкновенных акций и выпуска привилегированных акций в размере 25% от общего объема уставного капитала. Таким образом, совет директоров (наблюдательный совет) за один раз произведет увеличение уставного капитала на 50%, или в 1,5 раза. Но ситуация может обостриться, если использовать еще одну норму закона, пока еще широко не используемую в практике акционерных обществ.

Согласно абз. 2 ст. 25 ФЗ "Об акционерных обществ" номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Вместе с тем общество может размещать как обыкновенные, так и привилегированные акции (один или несколько типов). Согласно абз. 2 п. 1 ст. 32 ФЗ "Об акционерных обществах" привилегированные акции общества одного типа предоставляют акционерам - их владельцам одинаковый объем прав и имеют одинаковую номинальную стоимость. Однако ФЗ "Об акционерных обществах" не содержит требования о том, чтобы номинал привилегированной акции соответствовал (совпадал) с номиналом обыкновенной акции. Следовательно, номинал привилегированной акции может быть равен, меньше или больше номинала акции обыкновенной. Все зависит от того, как это определено в уставе конкретного акционерного общества. Возможно при учреждении акционерного общества разделить его уставный капитал на акции разных категорий и указать их разные номиналы. Это можно сделать и для перспективного развития, указав в объявленных акциях и обыкновенные, и привилегированные акции и установив для последних иной номинал, нежели для обыкновенных. Например, для привилегированных акций определить номинал в 100 раз меньше, чем для обыкновенных. В этом случае если в обществе сформирован уставный капитал в 100 тыс. руб. и на обыкновенные акции приходится 75% уставного капитала, что при номинале обыкновенной акции в 1000 руб. дает 75 обыкновенных акций. На привилегированные акции приходится 25% уставного капитала, что при номинале привилегированной акции в 10 руб. дает 2500 привилегированных акций. По количеству привилегированные акции превышают обыкновенные акции более чем в 30 раз, в общем количестве выпущенных акционерных обществом акций обыкновенные составляют менее чем 3%. При нормальном стечении обстоятельств, когда акционерное общество работает прибыльно, вовремя выплачивает дивиденды по привилегированным акциям, никаких сюрпризов не происходит. Но вот, например, на годовом общем собрании акционеров не принято решение о выплате дивидендов (по причине отсутствия чистой прибыли или если решение об этом принято акционерами, владеющими простым большинством голосов), акционеры - владельцы привилегированных акций имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым собранием. Учитывая, что согласно ст. 59 ФЗ "Об акционерных обществах" голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу "одна голосующая акция общества - один голос", количество голосов акционеров - владельцев обыкновенных акций в процентном выражении сразу уменьшается с 75% до 2,9%. Вот такая интересная арифметика.

Третья группа вопросов компетенции общего собрания акционеров, которые могут быть переданы на решение совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, включает вопросы, связанные с приобретением обществом размещенных акций.

Согласно п. 2 ст. 72 ФЗ "Об акционерных обществах" общество, если это предусмотрено его уставом, вправе приобретать размещенные им акции по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества совету директоров (наблюдательному совету) общества принадлежит право принятия такого решения.

Если выполнены условия, определенные названной статьей, то совет директоров (наблюдательный совет) в решении о приобретении акций должен определить категории (типы) приобретаемых акций, количество приобретаемых обществом акций каждой категории (типа), цену приобретения, форму и срок оплаты, а также срок, в течение которого осуществляется приобретение акций.

При этом необходимо учитывать, что приобретение размещенных обществом акций в целях сокращения их общего количества возможно только по решению общего собрания об уменьшении уставного капитала общества путем приобретения части размещенных акций и только если это предусмотрено уставом общества (п. 1 ст. 72 ФЗ "Об акционерных обществах").

Продолжая анализировать компетенцию общего собрания акционеров, нельзя не обратить внимание на подп. 20 ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах", в котором предусматривается не какой-то определенный вопрос для решения его общим собранием, а фактически расширяющий перечень вопросов, которые включаются ст. 48 в компетенцию общего собрания акционеров. Он выглядит следующим образом: "решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом".

Во-первых, этот подпункт свидетельствует о том, что возможны полномочия по решению каких-то вопросов, которые не нашли отражения в ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах", посвященной компетенции собрания акционеров. Во-вторых, возникает вопрос: какими полномочиями может быть расширена компетенция общего собрания акционеров?

Ответы на поставленные вопросы очень важны, учитывая положение п. 3 ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах", которым установлено, что общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции этим Федеральным законом.

Следовательно, компетенция общего собрания акционеров законодательно ограничивается только теми полномочиями, которые зафиксированы в ФЗ "Об акционерных обществах", и не может быть произвольно расширена акционерами или органами управления общества. Фактически можно говорить о том, что ФЗ "Об акционерных обществах" дал исчерпывающий перечень полномочий.

Анализ норм Федерального закона позволяет в дополнение к уже названным определить перечень таких вопросов.

В соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" общее собрание акционеров принимает решения по следующим вопросам:

- об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта (п. 2 ст. 16);

- об утверждении договора о присоединении и передаточного акта (п. 2 ст. 17);

- о порядке и об условиях разделения при реорганизации общества в форме разделения, о создании новых обществ, о порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса (п. 3 ст. 18);

- о порядке и об условиях выделения при реорганизации общества в форме выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса (п. 2 ст. 19);

- о порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или на паи членов производственного кооператива (п. 3 ст. 20);

- об уменьшении уставного капитала общества путем погашения акций, поступивших в собственность общества, в силу несвоевременной оплаты их учредителем и нереализованных в течение года с даты приобретения (п. 1 ст. 34);

- о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа) (п. 3 ст. 42);

- о сроке выплаты дивидендов, если он не определен уставом общества, о порядке выплаты дивидендов (п. 4 ст. 42);

- об утверждении внутренних документов общества, регламентирующих порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания (п. 5 ст. 49);

- об утверждении количественного состава счетной комиссии (п. 1 ст. 56);

- об установлении размеров вознаграждений и компенсаций членам совета директоров (п. 2 ст. 64);

- о передаче полномочий единоличного исполнительного органа по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (п. 1 ст. 69);

- о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего (п. 4 ст. 69);

- о возмещении расходов по подготовке и проведению внеочередного общего собрания акционеров инициаторам его проведения (п. 8 ст. 55);

- об одобрении сделок, на которые уставом общества распространен порядок одобрения, предусмотренный ФЗ "Об акционерных обществах" для крупных сделок (п. 1 ст. 78);

- об освобождении акционера от обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 80 ФЗ "Об акционерных обществах" (п. 3 ст. 80);

- об установлении размеров вознаграждений и компенсаций, выплачиваемых членам ревизионной комиссии (п. 1 ст. 85);

- о проведении ревизионной комиссией (ревизором) проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества как по итогам деятельности общества за год, так и во всякое другое время (п. 3 ст. 85);

- о расширении перечня документов, которые общество обязано хранить, обеспечивать к ним доступ акционеров и по их требованию предоставлять им копии за плату (ст. 89).

Таким образом, перечисление в ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах" вопросов, составляющих исключительную компетенцию общего собрания акционеров, нельзя считать исчерпывающим. Можно сделать вывод о существовании феномена скрытой исключительной компетенции общего собрания акционеров, которая реально формируется отдельными нормами закона, регулирующими конкретные вопросы. Это важно иметь в виду при разработке устава акционерного общества и определении компетенции общего собрания акционеров, поскольку игнорирование вопросов, входящих в так называемую скрытую исключительную компетенцию, не только провоцирует нарушение процедуры принятия решения по ним, но и сужает объем полномочий общего собрания акционеров.