7.3. Планирование, координация, контроль как основные методы деятельности органов муниципального управления
Деятельность органов местного самоуправления и их структурных подразделений осуществляется на основе определенных методов управления, имеющих универсальное значение и применяемых для достижения поставленных целей. Под методами, в данном случае, понимают способы, средства, и приемы практического осуществления управленческой деятельности; воздействия одного субъекта правоотношений на другого; инструменты для принятия управленческого решений. Соответственно методы муниципального управления – это конкретные способы, средства и приемы воздействия органов местного самоуправления на объекты управления для достижения поставленных целей. При классификации выделяют следующие группы методов муниципального управления:
1) правовые, административные, экономические методы;
2) методы властной, материальной и моральной мотивации;
3) диспозитивный и императивный методы;
4) прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, распорядительство, согласование, контроль, учет и т. п.
Правовые методы муниципального управления представляют собой систему правовых актов, регулирующих деятельность субъектов управления и хозяйствования, устанавливающих статус всех звеньев системы муниципального управления.
Административные (организационно-распорядительные) методы – это система распределения прав, задач, функций и обязанностей, а также установления ответственности и форм взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления, позволяющая быстро и компетентно реагировать на проблемные ситуации.
Экономические методы составляют систему воздействия посредством экономических рычагов (стимулов) на социальные и экономические процессы в целях обеспечения эффективной муниципальной политики.
Методы муниципального управления на основе властной мотивации включают в себя административные и иные организационно-правовые методы. Административные методы управления осуществляются в виде прямого административного воздействия на объекты управления в форме актов управления: постановления, распоряжения, приказы, указания. Организационно-правовые методы управления разделяются на организационное регламентирование, организационное нормирование, организационно-методическое инструктирование, договоры.
Методы муниципального управления на основе материальной мотивации включают в себя экономические методы, которые базируются на материальных интересах людей. К ним относятся экономическое стимулирование, экономическая ответственность, экономическое прогнозирование.
Методы муниципального управления на основе моральной мотивации ориентированы на моральные интересы людей, связанные с самоутверждением и самовыражением человека в трудовом коллективе, в обществе. К ним относятся: убеждение, социальное нормирование, социальное регулирование, моральное стимулирование, методы психологического побуждения и т. п.
Метод диспозитивный – метод правового регулирования муниципальных отношений, предполагающий равноправное положение субъектов и предоставляющий им право на самостоятельный выбор своего поведения. Метод императивный – метод правового регулирования муниципальных отношений, предполагающий положение субъектов, построенное на субординации и прямом подчинении.
Наиболее универсальными методами организации деятельности муниципального управления являются прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, распорядительство, согласование, контроль и учет.
Прогнозирование – профессиональное и научное предвидение развития каких-либо событий или процессов на основе учета и анализа соответствующих статистических данных и достижений науки.83
Планирование – определение направлений, целей, задач, пропорций, этапов, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов, а также достижения определенных результатов.
Роль индивидуальных планов в работе руководителей органов муниципального управления очень велика. Индивидуальные планы являются одним из методов научной организации труда работников органов муниципального управления, т. к. они: 1) содействуют эффективному использованию рабочего времени, 2) определяют главные и второстепенные направления деятельности, 3) обеспечивают упорядочность и ритмичность работы. Индивидуальные планы составляются на очередной день, на неделю (недельный план), на месяц (месячный), на квартал (квартальный), на год (годовой), на 4 года (перспективный, стратегический).
В разделах индивидуальных планов указывается: что необходимо сделать, где необходимо быть (дата, час), кого вызвать (дата, час), кому позвонить, что проверить, кого принять (дата, час). Примерными основными элементами недельного индивидуального плана главы местной администрации являются следующие разделы:
1) ознакомление с почтой;
2) работа с заместителями;
3) прием руководителей структурных подразделений администрации;
4) прием организаций и граждан;
5) работа с подчиненными органами;
6) работа с помощниками;
7) посещение объектов и организаций;
8) служебные совещания;
9) участие в работе заседания представительного органа муниципального образования;
10) подготовка коллегии и ее проведение;
11) встречи с представителями общественности и СМИ.
Организация – это создание наиболее благоприятных условий для функционирования органов муниципального управления, включающих в себя определение форм, разграничение компетенции и т. п. Организация как метод управления имеет своей целью сформировать управляемую и управляющую системы. Например, организовать работу муниципальных служащих означает определить их функции, права и обязанности, а также структуру отделов и штаты, наделить материальными и денежными средствами, подобрать и расставить кадры, своевременно направить их на переподготовку и повышение квалификации.
Регулирование – метод муниципального управления, который призван установить режим, рамки и порядок какой-либо деятельности, поведения управляемых объектов, а также осуществить их корректировку с учетом требований изменений внешней и внутренней среды.
Оперативное распорядительство означает издание ненормативных распоряжений, влияющих на оперативную деятельность управляемых объектов.
Согласование – это координация, объединение действий различных субъектов муниципального управления в целях достижения общих задач.
Контроль – метод, устанавливающий соответствие или несоответствие фактического состояния управляемого объекта заданным параметрам. Контроль в сфере муниципального управления также заключается в проверке фактического исполнения законов и муниципальных правовых актов, анализе путей и средств их выполнения.84
Учет – выработка и фиксация выраженных в количественной форме данных о результатах выполнения управленческих решений, о наличии и движении документов, о наличии и расходе ресурсов (материальных, финансовых и т. п.).
Таким образом, муниципальное управление представляет собой единый процесс планирования, регулирования, организации, координации и контроля для достижения поставленных целей.
- Глава 7. Формы и методы деятельности органов муниципального управления
- Глава 1. Теоретические основы муниципального управления
- 1.1. Основные теории муниципального управления и самоуправления
- 1.2. Местное самоуправление в Российской Федерации: понятие, принципы, функции
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 2. Исторический и зарубежный опыт местного самоуправления
- 2.1. Становление институтов местного самоуправления в дореволюционной России
- 2.2. Развитие системы местного самоуправления в советский период
- 2.3. Муниципальная реформа в современной России
- 2.4. Зарубежные модели местного самоуправления
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 3. Правовые основы организации муниципального управления
- 3.1. Федеральные нормативные акты о местном самоуправлении
- 3.2. Регулирование местного самоуправления на уровне субъектов Российской Федерации
- 3.3. Муниципальное нормотворчество
- 5. Муниципальные правовые акты главы местной администрации.
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 4. Территориальные основы организации муниципального управления
- 4.1. Муниципальное образование: понятие, виды, общая характеристика
- 4.2. Установление, изменение границ муниципального образования
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 5. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- 5.1. Формы прямого волеизъявления граждан обязательного характера (местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву, сход граждан)
- 5.2. Формы прямого волеизъявления граждан рекомендательного характера (правотворческая инициатива, собрания, конференции, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и т. П.)
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 6. Организационные основы муниципального управления
- 6.1. Система органов муниципального управления
- 6.2. Основные направления деятельности органов муниципального направления
- 6.3. Исключительная роль представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления
- 6.4. Организационно-правовой статус главы муниципального образования
- 6.5. Местная администрация как исполнительный орган местного самоуправления. Глава администрации как руководитель аппарата: основные функции, основания для прекращения полномочий
- 6.6. Иные органы муниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия)
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 7. Формы и методы деятельности органов муниципального управления
- 7.1. Заседание как основная форма деятельности представительного органа муниципального образования
- 7.2. Совещание в местной администрации: понятие, виды, общая характеристика
- 7.3. Планирование, координация, контроль как основные методы деятельности органов муниципального управления
- 7.4. Связь с общественностью
- 7.5. Организация приема граждан органами муниципального управления. Прием иностранных делегаций
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 8.1. Региональное управление и местное самоуправление: сходство и различие
- 8.2. Государственная поддержка местного самоуправления
- 8.3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 9. Финансовые основы организации муниципального управления
- 9.1. Местный бюджет: доходная и расходная части
- 9.2. Бюджетный процесс в муниципальном образовании
- 1 Этап. Прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики.
- 2 Этап. Формирование местного бюджета.
- 3 Этап. Утверждение бюджета.
- 4 Этап. Исполнение бюджета.
- 5 Этап. Завершение операций по исполнению бюджета, составление отчета от исполнении бюджета.
- 6 Этап. Утверждение отчета об исполнении бюджета.
- 9.3. Муниципальный заказ
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 10. Экономические основы организации муниципального управления
- 10.1. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления: понятие и состав
- 1. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
- 2. Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
- 3. Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
- 4. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
- 5. Имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.
- 10.2. Способы формирования муниципальной собственности
- 10.3. Принципы управления муниципальной собственностью
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 11. Организация межмуниципального сотрудничества
- 11.1. Современная система ассоциаций и союзов муниципальных образований
- 11.2. Органы управления ассоциаций и союзов муниципальных образований
- 11.3. Межрегиональные связи
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 12. Ресурсный потенциал региона и муниципальных образований
- 12.1. Социально-экономические факторы региона и муниципальных образований
- 12.2. Социальное развитие и культура региона и муниципальных образований
- 12.3. Региональные особенности производства
- 12.4. Экология, регион и муниципальные образования
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Литература: