§2.8.1. Функции и полномочия прокуратуры в современных условиях
Прокуратура– единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.
Систему прокуратуры РФ составляют:
Генеральная прокуратура РФ;
прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами.
Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.
Система прокурорских органов строится на основе административного и национально-государственного устройства.
Возглавляет систему органов прокуратуры Генеральная прокуратура РФ. СтруктуруГенеральной прокуратуры РФсоставляют:
- главные управления;
- управления в федеральных округах1;
- управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).
Управления и отделы создают в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры. Это управления по надзору за:
- расследованием преступлений;
- законностью судебных постановлений по уголовным делам;
- законностью судебных постановлений по гражданским делам;
- исполнением законов на транспорте и в таможенных органах и др.
В соответствии с законодательством РФ органы прокуратуры подчиняются Генеральному прокурору РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ пять лет.
В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей – один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.
Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям. Помощников по особым поручениям имеют также его заместители.
В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия, в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ, являющаяся совещательным органом. Решения коллегии реализуются приказами Генерального прокурора. При Генеральной прокуратуре также действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.
В структуру Генеральной прокуратуры РФ входят на правах структурных подразделений Главная военная прокуратура и Главное следственное управление, возглавляемые заместителями Генерального прокурора РФ.
Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Территориальные органы прокуратуры включают в себя:
прокуратуры субъектов РФ;
прокуратуры городов и районов.
Наименование территориальных прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Например, в республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве вместо прокуратур районов - прокуратуры округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов.
Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность без указания срока полномочий Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ.
В них также образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.
В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).
К числу специализированных прокуратур относятся:
природоохранные, в юрисдикцию которых входит прокурорский надзор за исполнением законов об охране природы и окружающей среды (например, Волжская природоохранная прокуратура);
прокуратуры за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которые распространяют свою юрисдикцию на территорию, занимаемую несколькими пенитенциарными учреждениями.
Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроров городов и районов, прокуроров специализированных прокуратур назначаются на должность без указания срока полномочий и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляет Генеральный прокурор РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.
Деятельность прокуратуры РФ строится в соответствии со следующими принципами:
принцип централизации (прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ);
принцип законности (органы прокуратуры должны действовать в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами);
принцип независимости (органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от –
федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления,
общественных объединений;
прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления; прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности; прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений);
принцип гласности (органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; они также информируют о состоянии законности –
федеральные органы государственной власти,
органы государственной власти субъектов РФ,
органы местного самоуправления,
население).
Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой.
Целямидеятельностисистемы органов прокуратуры являются:
обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности;
защита прав и свобод человека и гражданина;
защита охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со стоящими перед ней целями прокуратура РФ выполняет следующие функции:
- надзор за исполнением законов –
федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,
органами местного самоуправления,
органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина –
федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,
органами местного самоуправления,
органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими –
оперативно-розыскную деятельность,
дознание,
предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов –
администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера,
администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ –
- участвуют в рассмотрении дел судами,
- обжалуют противоречащие закону решения, приговоры, определения, постановления судов.
Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.
Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции:
- осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними;
- заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью;
- участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
Основной функцией всех органов прокуратуры является прокурорский надзор, который представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.
Основными отраслями инаправлениямипрокурорского надзора являются:
- надзор за исполнением законов –
федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,
органами местного самоуправления,
органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций,
а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина –
федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,
органами местного самоуправления,
органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими –
оперативно-розыскную деятельность,
дознание,
предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов –
администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера,
администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Вся деятельность прокуратуры по данным отраслям и направлениям четко регламентирована действующим законодательством РФ.
При осуществлении общего надзорапрокуроры имеют следующиеполномочия:
по предъявлении служебного удостоверения:
- беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, на которые распространяется надзор,
- иметь доступ к их документам и материалам,
- проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления:
- необходимых документов,
- материалов,
- статистических и иных сведений,
- выделения специалистов для выяснения возникших вопросов,
- проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,
- ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
При наличии оснований, установленных законом, прокурор возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.
При установлении нарушений закона прокурор имеет право применить следующие акты прокурорского реагирования:
вынести представление об устранении нарушений;
принести протест на противоречащий законам правовой акт;
обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании правового акта недействительным;
освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении;
потребовать письменно привлечения виновного лица к иной установленной законом ответственности.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.
Представлением в соответствии с вновь принятыми УПК, ГПК И АПК является также акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимый в порядке апелляционного, кассационного или надзорного производства.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщают прокурору в письменной форме. Если правонарушение носит характер, подпадающий под действие Уголовного кодекса РФ, прокурор исходя из характера нарушения закона, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела.
При осуществлении возложенных на него функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданинапрокурор:
рассматривает и проверяет –
- заявления,
- жалобы,
- иные сообщения
о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
принимает меры по:
- предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина,
- привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон,
- возмещению причиненного ущерба;
использует полномочия, предусмотренные при осуществлении общего надзора.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
При необходимости прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина прокурор или его заместитель вносят в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознаниеявляется –
соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования;
соблюдение законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
При осуществлении данного вида надзора полномочияпрокурора установлены уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами и включают в себя право:
на отмену незаконных и необоснованных постановлений;
на возбуждение уголовного дела;
на истребование и проверку уголовных дел, материалов, иных сведений о совершенных преступлениях;
давать следователям и органам дознания письменные указания;
продлевать сроки следствия или дознания;
возвращать уголовное дело со своими письменными указаниями для продолжения предварительного расследования;
утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
на приостановление или прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным УПК РФ;
иные.
Под указаниемпонимают обращение прокурора, даваемое, как правило, в письменной форме в связи с возбуждением и расследованием дела, которое является для органа дознания и следователя обязательным.
Постановление- это решение, принимаемое по всем наиболее важным вопросам, возникающим в процессе надзора за расследованием преступлений, –
о возбуждении уголовного дела;
об отказе в возбуждении уголовного дела;
о приостановлении предварительного расследования и другие.
Представлениемназывается требование прокурора, вносимое в соответствующий государственный орган, общественную организацию или должностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона и условий, способствующих совершению преступлений.
Санкцияэто меры и решения прокурора, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащий пересмотру характер и применяемые в случаях, когда органу дознания или следователю необходимо ограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого (например, заключение под стражу, обыск и др.).
Утверждениеприменяется прокурором в случаях, когда решение, принятое следователем, в последующих стадиях производства по делу становится также прокурорским решением (например, обвинительное заключение).
Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции.
Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.
Предметом надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера,администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражуявляются:
законность нахождения лиц в
- местах содержания задержанных,
- местах предварительного заключения,
- исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей –
- задержанных,
- заключенных под стражу,
- осужденных,
- лиц подвергнутых мерам принудительного характера,
- а также порядка и условий их содержания;
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
посещать в любое время органы и учреждения, указанные выше;
опрашивать –
- задержанных,
- заключенных под стражу,
- осужденных,
- лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
знакомиться с документами, на основании которых эти лица –
- задержаны,
- заключены под стражу,
- осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера;
знакомиться с оперативными материалами;
требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права –
- задержанных,
- заключенных под стражу,
- осужденных,
- лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
проверять соответствие законодательству РФ –
- приказов,
- распоряжений,
- постановлений
администраций данных органов и учреждений;
требовать объяснения от должностных лиц;
вносить протесты и представления;
возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается);
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, –
- заключенных под стражу,
- осужденных;
немедленно освобождать их своим постановлением из –
- штрафного изолятора,
- помещения камерного типа,
- карцера,
- одиночной камеры,
- дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Постановления и требования прокурора подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Помимо перечисленных выше полномочий прокурор участвует также в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя по всем делам публичного и частно-публичного обвинения.
Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.
Ж. Мольтер
В соответствии с процессуальным
законодательством РФ прокурор должен:
принимать участие в исследовании доказательств;
представлять суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого.
Во время судебного разбирательства гражданских дел прокурор имеет право:
обратиться в суд с заявлением в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства;
знакомиться с материалами дела;
заявлять отводы;
представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств;
заявлять ходатайства;
совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законодательством РФ.
Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.
Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
В случае незаконного или необоснованного решения, приговора, определения или постановления суда прокурор в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационное представление. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить представление только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.
Прокурор независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции
истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев,
Один несправедливый приговор влечёт большие бедствия, чем многие преступления, совершенные частными людьми.
Ф. Бэкон
что решение, приговор, опре-
деление или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит надзорное представление или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.
Представление на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.
Представление на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим представление.
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностьюорганов –
- внутренних дел,
- федеральной службы безопасности,
- таможенной службы,
- других правоохранительных органов.
В целях обеспечения координации деятельности перечисленных органов, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ. По сложившейся практике руководители судебных органов в координационных совещаниях не участвуют, так как основная функция судов состоит в отправлении правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на судебную практику по уголовным делам.
Прокуратура также принимает участие в правотворческой деятельности.
Прокурор в ходе осуществления своих полномочий при установлении необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения о (об) изменении, дополнении, отмене, принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Правовой статус прокурора определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с ним прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев. В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов могут назначаться лица, обучающиеся в высших учебных заведениях по юридической специальности. Возраст кандидата на должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров должен быть не моложе 25 лет. Помимо этого кандидат должен иметь стаж работы помощником прокурора или следователем прокуратуры не менее 3 лет. На должность прокурора субъекта РФ назначают лиц не моложе 30 лет, имеющих стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.
Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает Присягу.
Исключительной компетенцией органов прокуратуры является –
любая проверка факта правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры,
возбуждение против прокурора или следователя прокуратуры уголовного дела,
производство расследования в отношении прокурора или следователя прокуратуры.
Не допускаются в отношении прокурора или следователя –
- задержание,
- привод,
- личный досмотр,
- досмотр вещей и используемого автотранспорта,
за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц.
Прокуроры и следователи прокуратуры, являясь представителями государственной власти, находятся под защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей прокуратуры определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Прокуроры и следователи прокуратуры имеют право на ношение и
применение специальных
Надлежит быть закону такову, чтобы один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одних законов.
Екатерина II
средств и огнестрельного
оружия в порядке,определен-
ном законодательством РФ.
Прокуроры и следова-
тели прокуратуры не имеют
права совмещать свою работу с предпринимательской, коммерческой деятельностью, другой оплачиваемой работой. Они не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного управления, не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
В течение срока полномочий прокурор может быть освобожденот занимаемой должности:
по собственному желанию;
в связи с выходом в отставку;
в связи с переводом на другую работу;
в связи с невозможностью исполнять обязанности по состоянию здоровья;
по результатам аттестации;
в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде.
Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуют в печати.
- Санкт-петербургский
- §2.1.1. Правоохранительные органы – понятие, функции, институционально-правовые особенности
- §2.1.2. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
- Тема 2.2. Законодательство о правоохранительных органах.
- §2.2.1. Структура нормативной базы дисциплины
- Тема 2.3. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации §2.3.1. Понятие судебной власти и ее основные признаки
- §2.3.2. Правосудие: сущность, характерные черты
- §2.3.3. Конституционные принципы осуществления правосудия
- Принцип законности
- Принцип осуществления правосудия только судом
- Принцип независимости судей
- Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
- Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту
- Принцип презумпции невиновности
- Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
- Принцип состязательности и равноправия сторон
- Принцип гласности судопроизводства
- Принцип национального языка судопроизводства
- Принцип участия граждан в осуществлении правосудия
- Принцип охраны чести и достоинства личности
- Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства
- Тема 2.4. Судебная система и статус судей в российской федерации §2.4.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
- §2.4.2. Правовой статус судей
- Тема 2.5. Конституционный суд российской федерации
- §2.5.1. Полномочия Конституционного суда рф
- §2.5.2. Особенности конституционного судопроизводства в рф
- Тема 2.6. Деятельность судов общей юрисдикции в российской федерации
- §2.6.1. Правовой статус и система судов общей юрисдикции
- §2.6.2. Полномочия и структура Верховного Суда Российской Федерации
- Структура Верховного Суда рф
- Судебная Коллегия по гражданским делам, Судебная Коллегия по уголовным делам, Военная Коллегия, Кассационная коллегия
- Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
- Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
- Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
- Районные суды
- Мировые судьи
- Военные суды
- Тема 2.7. Арбитражные суды в российской федерации
- §2.7.1. Понятие, задачи и подведомственность арбитражных судов
- §2.7.2. Структура и полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Судебные коллегии
- §2.7.3. Структура и полномочия Федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов рф
- Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- Тема 2.8. Организация прокуратуры в российской федерации
- Справедливость без силы – одна немощь, сила без справедливости – тиран.
- Б.Паскаль
- §2.8.1. Функции и полномочия прокуратуры в современных условиях
- §2.8.2. Организация и основные направления деятельности военной прокуратуры
- Тема 2.9. Органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений §2.9.1. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации
- §2.9.2. Функции и компетенция органов предварительного следствия
- §2.9.3. Задачи и полномочия органов дознания
- Тема 2.10. Органы внутренних дел Российской Федерации §2.10.1. Министерство внутренних дел: современный государственный статус, структура и функции
- §2.10.2.Организационные основы, функции и полномочия милиции, Следственного комитета при мвд рф Милиция
- Следственный комитет при мвд рф
- Тема 2.11. Органы обеспечения безопасности Российской федерации
- §2.11.1. Правовое понятие безопасности и система органов обеспечения безопасности
- §2.11.2. Организационные основы, функции и полномочия Совета Безопасности рф, Федеральной службы безопасности рф, органов внешней разведки рф, Федеральных органов государственной охраны
- Совет Безопасности Российской Федерации
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- Органы внешней разведки Российской Федерации
- Федеральные органы государственной охраны
- Тема 2.12. Органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции
- §2.12.1. Министерство юстиции Российской Федерации – современная структура, функции и полномочия
- §2.12.2. Федеральная служба судебных приставов
- §2.12.3. Органы уголовно-исполнительной системы – Федеральная служба исполнения наказаний
- Тема 2.13. Оказание юридической помощи населению. Организация и деятельность нотариата и адвокатуры в рф
- §2.13.1. Современная система нотариата в Российской Федерации, организационные основы ее деятельности
- §2.13.2. Нотариальные действия и правила их совершения
- §2.13.3. Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в Российской Федерации
- §2.13.4. Правовой статус адвокатов и их профессиональные объединения
- Адвокатский кабинет
- Коллегия адвокатов
- Адвокатское бюро
- Юридическая консультация
- Тема 2.14. Частные детективные и охранные службы как негосударственные организации обеспечения правоохраны
- §2.14.1. Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности
- §2.14.2. Правовые основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации