§ 1. Понятие и органы исполнительной власти
Понятие исполнительной власти. С точки зрения теории разделения властей исполнительная власть – это власть, которая, как правило, формируется законодательной властью и деятельность которой связана с исполнением, претворением в жизнь законов, принимаемых законодательной властью. В этой связи исполнительная власть является производной от законодательной власти и носит подзаконный характер. Все ее действия должны основываться на законе, должны быть направлены на его исполнение и не противоречить ему.
Первоначально введение института исполнительной власти было направлено на ограничение власти монархов. Эта власть должна была существовать наряду с законодательной властью, которая получала свои полномочия от народа и которой принадлежало право принимать законы. Существование двух ветвей власти должно было отражать отношения между монархом и народом. Вследствие этого исполнительной власти, принадлежавшей монарху, отводилась роль исполнительницы воли народа, которую выражала законодательная власть в лице парламента. Такое понимание исполнительной власти, когда глава государства должен был претворять в жизнь линию парламента и не быть активной политической фигурой, являлось господствующим в Западной Европе в течение XIX и начале XX вв. Однако в дальнейшем, особенно после Второй мировой войны, в связи с возрастающей ролью государства во всех сферах общественной жизни, и, прежде всего, в экономической сфере, происходит усиление исполнительной власти как наиболее мобильной, способной быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Это нашло отражение в расширении полномочий исполнительной власти, в том числе в появлении делегированного законодательства – издании исполнительной властью (например, правительством) актов по вопросам, входящим в компетенцию парламента и имеющим силу закона. Издание такого рода актов осуществляется в соответствии с передачей парламентом части своих полномочий органам исполнительной власти.
Органы исполнительной власти. Исполнительная власть существует на разных уровнях государства, в связи с чем имеет довольно разветвленную систему органов в центре и на местах. Она действует на общегосударственном уровне, на уровне субъектов федерации (в федеративных государствах), на уровне автономий, на уровне административно-территориальных единиц. При этом системе органов исполнительной власти присуща строгая иерархия, основанная на подчинении нижестоящих органов вышестоящим.
На общегосударственном уровне исполнительная власть в большинстве стран принадлежит главе государства, который выполняет главным образом функцию верховного представительства государства, и правительству, которое осуществляет в основном текущие функции. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. По общему правилу, оно обладает собственными полномочиями и должно пользоваться поддержкой парламентского большинства.
На уровне субъектов федерации могут существовать различные органы исполнительной власти. Это может быть назначенный центром или избранный населением субъекта федерации губернатор, правительство, сформированное губернатором или парламентом субъекта федерации, отраслевые органы государственного управления и т. д.
На местах управление обычно поручается назначаемому представителю центральной власти – губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который является частью аппарата государственного управления. Когда управление осуществляется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.
Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют муниципальную администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Н. А. Пьянов теория государства и права
- Часть первая теория государства Допущено умо по юридическому образованию
- От автора
- Глава 1
- § 1. Понятие государства
- § 2. Сущность государства
- § 3. Социальное назначение и функции государства
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- § 1. Основные теории происхождения государства
- § 2. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
- § 3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства
- Глава 3
- § 1. Типология государства
- § 2. Основные типы государства
- § 3. Понятие и элементы формы государства
- § 4. Многообразие государственных форм. Основные формы государства
- Глава 4
- § 1. Монархическая форма правления
- § 2. Республиканская форма правления
- § 3. Нетипичные формы правления
- Глава 5
- § 1. Унитарное государство
- § 2. Федеративное государство
- § 3. Межгосударственные объединения с элементами федерализма
- Глава 6
- § 1. Демократические режимы
- § 2. Антидемократические режимы
- Контрольные вопросы
- Глава 7
- § 1. Понятие государственной власти и ее соотношение с государством
- § 2. Структура государственной власти
- § 3. Государственное управление и самоуправление
- Глава 8
- § 1. Понятие и структура механизма государственной власти
- § 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- § 3. Понятие и классификация органов государственной власти
- Глава 9
- § 1. Понятие и органы законодательной власти
- § 2. Парламент как высший представительный и законодательный орган государственной власти
- § 3. Формирование и роспуск парламента
- Глава 10
- § 1. Понятие и органы исполнительной власти
- § 2. Глава государства
- § 3. Правительство
- Глава 11
- § 1. Понятие и функции судебной власти
- § 2. Органы судебной власти и формирование судейского корпуса
- § 3. Судебная система и ее элементы
- § 4. Осуществление судебной власти (правосудия)
- Глава 12
- § 1. Соотношение государства и общества
- § 2. Государство и гражданское общество
- § 3. Социальное государство
- Глава 13
- § 1. Государство и экономика
- § 2. Государство и политика
- § 3. Государство и культура. Политическая культура
- § 4. Государство и религия
- Глава 14
- § 1. Понятие, структура и субъекты политической системы общества
- § 2. Место и роль государства в политической системе общества
- § 3. Взаимодействие государства с политическими партиями
- § 4. Взаимодействие государства с иными общественными объединениями – субъектами политической системы общества
- Глава 15
- § 1. Понятие личности. Связь личности с государством
- § 2. Гражданство: порядок его приобретения и прекращения
- § 3. Правовой статус личности. Права человека и гражданина