19.Предметы ведения местного самоуправления
Предметы ведения местного самоуправления являются обязательным элементом правового статуса каждого муниципального образования. Они определяют прежде всего те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.
Конституция Российской Федерации и муниципальное законодательство относят к предметам ведения местного самоуправления вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия.
В соответствии с принятой ранее градацией функций местного самоуправления можно выделить следующие вопросы местного значения:
1. Вопросы организационно-правового обеспечения прав граждан на
осуществление местного самоуправления.
В целях создания организационно-правовых условий участия населения в местном самоуправлении Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет муниципальные образования полномочиями принимать и вносить изменения в свои уставы, осуществлять контроль за их соблюдением; определять формы, порядок и гарантии непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения; образовывать выборные и иные органы местного самоуправления, определять их структуру и полномочия; проводить выборы депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления; определять условия и порядок организации муниципальной службы.
2. Вопросы управления муниципальной собственностью, финансовыми
средствами местного самоуправления, обеспечения комплексного развития
территории муниципального образования.
Вопросами местного значения в этой области муниципальной деятельности являются: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; управление местными финансами; формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; осуществление хозяйственной деятельности, создание и управление муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями; комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования; координирование участия предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; осуществление внешнеэкономической и иной предусмотренной законом деятельности.
3. Вопросы обеспечения удовлетворения потребностей населения в
коммунально-бытовых, социально-культурных и других жизненно важных услугах.
Учитывая основное предназначение местного самоуправления, - создание условий жизнедеятельности населения, эта группа вопросов самая обширная. В нее входят:
- содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
- регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
- организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации, организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
- обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальном образовании;
- создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
- создание условий для организации зрелищных мероприятий;
-' обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
- благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов;
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; -организация и содержание муниципальных архивов.
4. Вопросы охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной
безопасности на территории муниципального образования.
людей в обществе. Применительно к местному самоуправлению общественный порядок является важнейшим условием жизнедеятельности населения муниципального образования.
В ст. 132 Конституции Российской Федерации среди наиболее важных
вопросов местного значения названа задача осуществления охраны
общественного порядка. В настоящее время основную роль в охране
общественного порядка на территории муниципального образования играет
милиция общественной безопасности (местная милиция), которая в соответствии
с Законом РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г. входит в систему органов
внутренних дел МВД России. [1]
В то же время Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" предоставляет муниципальным образованиям право на организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.
С общественным порядком тесно связана общественная безопасность, под которой понимается система отношений, складывающихся в процессе предупреждения и устранения угрозы жизни, здоровью граждан и их имуществу. Муниципальное законодательство закрепляет за местным самоуправлением решение вопросов обеспечения противопожарной безопасности, являющейся составной частью системы общественной безопасности. В этих целях органам местного самоуправления предоставлено право на организацию муниципальной противопожарной службы.
5. Участие в решении вопросов природопользования и природоохраны.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Государство регулирует отношения, возникающие по поводу использования природных ресурсов, координирует и управляет деятельностью различных органов и учреждений, выполняющих природоохранные функции.
Важную роль в этом деле играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы и обеспечения экологической безопасности населения.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования, регулируют использование водных объектов местного значения и месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участвуют в охране окружающей среды.
Перечень вопросов местного значения, содержащийся в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Границы их самостоятельности определяются объемом полномочий, которыми обладают муниципальные образования.
- 1.Понятие,предмет,метод и система мп
- 2.Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- 3.Полномочия органов государственной власти субъектов рф в области местного самоуправления
- 5.Местное самоуправление как основа конституционного строя рф
- 6.Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
- 7.Фз и иные нпа федеральных органов государственной власти в системе нпа о местном самоуправлении
- 8.Муниципально-правовые норма и институты
- 9.Конституция рф-правовая основа местного самоуправления
- 10.Основные теории местного самоуправления
- 11.Понятие принципы и правовое регулирование муниципальной службы
- 12.Местная администрация
- 13.Территориальные основы местного самоуправления
- 14.Функции местного самоуправления
- 15.Установление и изменение границ муниципального образования
- 16. Ответственность представительно органа, главы муницип образования и главы местной администрации перед государством
- 17.Устав муниципального образования
- 18. Органы мсу
- 19.Предметы ведения местного самоуправления
- 20.Институт отзыва в системе местного самоуправления
- 21.Государственные гарантии местного самоуправления
- 22.Местный референдум
- 23. Местное самоуправление как право граждан рф на участие в местном самоуправлении
- 24.Судебная защита и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- 25.Глава муниципального образования
- 26. Муниципальное имущество
- 28. Доходы и расходы местных бюджетов
- 29. Муниципальное право как наука
- § 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
- 30. Муниципальные выборы
- 31. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления
- 32. Контрольный орган муниципального образования
- 33. Подготовка, вступление в силу, отмена и приостановление муниципальных правовых актов.
- 34. Полномочия органов местного самоуправления в социалньно-культурной области.
- 35 Европейская хартия о местном самоуправлении.
- 36. Полномочия мс в области охраны общественного порядка
- 37. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
- 38. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.
- 39. Источники муниципального права России.
- 40. Компетенция и организация деятельности представительных органов местного самоуправления.
- 41. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного назначения.
- 42. Межмуниципальное сотрудничество.
- 43. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.
- 44. Сход, собрание, конференция граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
- 45. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе.
- 46. Публичные слушания, опрос граждан и обращения граждан в органы местного самоуправления.
- 47. Принципы местного самоуправления.
- 48. Правотворческая инициатива граждан.
- 49. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
- 50. Особенности организации местного самоуправления.
- Глава 11 фз 131
- 51. Местное самоуправление – форма народовластия.
- 52. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
- 53. Органы местного самоуправления как юридические лица.
- 54. Общая характеристика зарубежных моделей местного самоуправления.
- 55. Местный бюджет: понятие, структура. Муниципальный заказ.
- 56. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.
- 57. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений.
- 58. Территориальное общественное самоуправление.
- 59. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
- 60. Полномочия местного самоуправления в экономической области.
- Глава 8 фз № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в рф»