13.Территориальные основы местного самоуправления
Европейская хартия о местном самоуправлении не определяет понятие «территориальная основа местного самоуправления», однако ст. 5 Хартии предусматривает защиту права населения на осуществление местного самоуправления в пределах определенной территории: «При любом изменении территориальных разграничений необходимо предварительно консультироваться с соответствующими органами местного самоуправления, возможно, там, где это позволяет закон, путем проведения референдума».
На территории муниципального образования (кроме города) могут быть расположены другие муниципальные образования. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, изменений их границ и наименований отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.
Территориальные основы местного самоуправления в РФ - это совокупность установленных Конституцией РФ и федеральными законами правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе территориальной организации местного самоуправления.
Территориальные основы местного самоуправления определяют:
· принципы территориальной организации местного самоуправления;
· понятие, виды и состав территории муниципальных образований;
· порядок установления и изменения границ муниципальных образований.
Территориальные основы местного самоуправления закреплены в нормах главы 8 Конституции РФ, главы 2 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», главы 15 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 г., ФЗ РФ «О статусе наукограда в РФ» от 07.04.99 г., закона РФ «О закрытом административно-террриториальном образовании» от 14.07.92 г. и др.
Принципы территориальной организации местного самоуправления в РФ:
1. Территориальный: местное самоуправление должно осуществляться на всей территории РФ. С этой целью статусом муниципального образования наделяются: городские и сельские поселения; муниципальные районы; городские округа, а также внутригородские территории городов федерального значения, закрытые административно-территориальные образования, наукограды и приграничные территории.
На территории муниципального образования (кроме города) могут быть расположены другие муниципальные образования. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
2. Поселенческий: местное самоуправление в Российской Федерации строится на основе муниципальных образований. Давая оценку этому положению, Конституционный Суд РФ признал, что федеральное законодательство связывает формирование местного самоуправления с.существующим территориальным делением субъекта Федерации на населенные пункты и административные единицы. Порядок образования, преобразования или упразднения муниципальных образований, становления и изменения их границ и наименования определяется законами субъектов Федерации.Изменение границ муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ).
3. Демографический: Закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не принимал в рассмотрениедемографические показатели при создании муниципальных образований. Он устанавливал, что население городских и сельских поселений независимо численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
Федеральный закон 6 октября 2003 г., формально не закрепляя положение о реализации права на самоуправление вне зависимости от численности населения, фактически допускает организацию местного самоуправления на самых разных по своим демографическим характеристикам территориях. Указывается, что муниципальным образованием может быть поселение с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. Поселениями, а в контексте названного Федерального закона муниципальными образованиями, могут быть территории с численностью проживающих менее 1 тыс. человек; от 1 тыс. до 10 тыс. человек; от 10 до 30 тыс. чело-нок; от 30 до 100 тыс. человек; от 100 до 500 тыс. человек; свыше 500 тыс. человек.
Законодательно определены территории с низкой и высокой плотностью населения. К территориям с низкой плотностью населения относятся территории отдельных муниципальных районов в субъектах федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в РФ.
К территориям с высокой плотностью населения относятся территории отдельных муниципальных районов в субъектах федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в РФ. Перечень субъектов федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах федерации, территории которых относятся к территориям с низкой (высокой) плотностью населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
- 1.Понятие,предмет,метод и система мп
- 2.Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- 3.Полномочия органов государственной власти субъектов рф в области местного самоуправления
- 5.Местное самоуправление как основа конституционного строя рф
- 6.Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
- 7.Фз и иные нпа федеральных органов государственной власти в системе нпа о местном самоуправлении
- 8.Муниципально-правовые норма и институты
- 9.Конституция рф-правовая основа местного самоуправления
- 10.Основные теории местного самоуправления
- 11.Понятие принципы и правовое регулирование муниципальной службы
- 12.Местная администрация
- 13.Территориальные основы местного самоуправления
- 14.Функции местного самоуправления
- 15.Установление и изменение границ муниципального образования
- 16. Ответственность представительно органа, главы муницип образования и главы местной администрации перед государством
- 17.Устав муниципального образования
- 18. Органы мсу
- 19.Предметы ведения местного самоуправления
- 20.Институт отзыва в системе местного самоуправления
- 21.Государственные гарантии местного самоуправления
- 22.Местный референдум
- 23. Местное самоуправление как право граждан рф на участие в местном самоуправлении
- 24.Судебная защита и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- 25.Глава муниципального образования
- 26. Муниципальное имущество
- 28. Доходы и расходы местных бюджетов
- 29. Муниципальное право как наука
- § 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
- 30. Муниципальные выборы
- 31. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления
- 32. Контрольный орган муниципального образования
- 33. Подготовка, вступление в силу, отмена и приостановление муниципальных правовых актов.
- 34. Полномочия органов местного самоуправления в социалньно-культурной области.
- 35 Европейская хартия о местном самоуправлении.
- 36. Полномочия мс в области охраны общественного порядка
- 37. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
- 38. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.
- 39. Источники муниципального права России.
- 40. Компетенция и организация деятельности представительных органов местного самоуправления.
- 41. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного назначения.
- 42. Межмуниципальное сотрудничество.
- 43. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.
- 44. Сход, собрание, конференция граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
- 45. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе.
- 46. Публичные слушания, опрос граждан и обращения граждан в органы местного самоуправления.
- 47. Принципы местного самоуправления.
- 48. Правотворческая инициатива граждан.
- 49. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
- 50. Особенности организации местного самоуправления.
- Глава 11 фз 131
- 51. Местное самоуправление – форма народовластия.
- 52. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
- 53. Органы местного самоуправления как юридические лица.
- 54. Общая характеристика зарубежных моделей местного самоуправления.
- 55. Местный бюджет: понятие, структура. Муниципальный заказ.
- 56. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.
- 57. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений.
- 58. Территориальное общественное самоуправление.
- 59. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
- 60. Полномочия местного самоуправления в экономической области.
- Глава 8 фз № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в рф»