8.Муниципально-правовые норма и институты
Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. Особенность норм муниципального права определяется тем, что оно является комплексной отраслью права, поэтому муниципально-правовые нормы как бы раздваиваются, являются одновременно нормами гражданского, административного, финансового и других отраслей права.
По объекту правового регулирования, муниципально – правовые нормы делятся на: нормы, определяющие местное самоуправление в системе народовластия (ст. 12 Конституции РФ, провозглашающая самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий);
нормы, закрепляющие территориальные, финансово-экономические и правовые основы местного самоуправления (ч. 3 ст. 51 Закона о местном самоуправлении РФ (2003 г.), гарантирующая поступление в местные бюджеты доходов от использования и приватизации муниципального имущества);
нормы, устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, формирование и статус органов местного самоуправления, муниципальная служба);
нормы, закрепляющие вопросы местного значения муниципальных образований (ст. 14—16 Закона о местном самоуправлении (2003 г.);
нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.
По характеру предписаний они делятся на:
управомочивающие (ч. 1 ст. 26 Закона о местном самоуправлении РФ 2003 г. гласит, что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления);
обязывающие (ч. 2 ст. 26 возлагает обязанность на органы и должностные лица дать ответ по существу обращений граждан в течений одного месяца);
запрещающие (в силу ч. 2 ст. 10 Закона о местном самоуправлении 2003 г. ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления).По степени определенности предписаний нормы МП делятся на императивные (устанавливает порядок вступления в силу НПА органов МС) и диспозитивные.
По территории действия нормы МП могут быть федеральным и местными.
По источникам, выделяются нормы, устанавливаемые на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на уровне МО.
Различаются материально-правовые(закрепляют полномочия орг. МС и долж. лиц.) и процессуальные нормы(опред. порядок выборов и деят. орг. МС
Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу.
К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления.
Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым институтам. Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу. К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институтов: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.
- 1.Понятие,предмет,метод и система мп
- 2.Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- 3.Полномочия органов государственной власти субъектов рф в области местного самоуправления
- 5.Местное самоуправление как основа конституционного строя рф
- 6.Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
- 7.Фз и иные нпа федеральных органов государственной власти в системе нпа о местном самоуправлении
- 8.Муниципально-правовые норма и институты
- 9.Конституция рф-правовая основа местного самоуправления
- 10.Основные теории местного самоуправления
- 11.Понятие принципы и правовое регулирование муниципальной службы
- 12.Местная администрация
- 13.Территориальные основы местного самоуправления
- 14.Функции местного самоуправления
- 15.Установление и изменение границ муниципального образования
- 16. Ответственность представительно органа, главы муницип образования и главы местной администрации перед государством
- 17.Устав муниципального образования
- 18. Органы мсу
- 19.Предметы ведения местного самоуправления
- 20.Институт отзыва в системе местного самоуправления
- 21.Государственные гарантии местного самоуправления
- 22.Местный референдум
- 23. Местное самоуправление как право граждан рф на участие в местном самоуправлении
- 24.Судебная защита и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- 25.Глава муниципального образования
- 26. Муниципальное имущество
- 28. Доходы и расходы местных бюджетов
- 29. Муниципальное право как наука
- § 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
- 30. Муниципальные выборы
- 31. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления
- 32. Контрольный орган муниципального образования
- 33. Подготовка, вступление в силу, отмена и приостановление муниципальных правовых актов.
- 34. Полномочия органов местного самоуправления в социалньно-культурной области.
- 35 Европейская хартия о местном самоуправлении.
- 36. Полномочия мс в области охраны общественного порядка
- 37. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
- 38. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.
- 39. Источники муниципального права России.
- 40. Компетенция и организация деятельности представительных органов местного самоуправления.
- 41. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного назначения.
- 42. Межмуниципальное сотрудничество.
- 43. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.
- 44. Сход, собрание, конференция граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
- 45. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе.
- 46. Публичные слушания, опрос граждан и обращения граждан в органы местного самоуправления.
- 47. Принципы местного самоуправления.
- 48. Правотворческая инициатива граждан.
- 49. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
- 50. Особенности организации местного самоуправления.
- Глава 11 фз 131
- 51. Местное самоуправление – форма народовластия.
- 52. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
- 53. Органы местного самоуправления как юридические лица.
- 54. Общая характеристика зарубежных моделей местного самоуправления.
- 55. Местный бюджет: понятие, структура. Муниципальный заказ.
- 56. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.
- 57. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений.
- 58. Территориальное общественное самоуправление.
- 59. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
- 60. Полномочия местного самоуправления в экономической области.
- Глава 8 фз № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в рф»