logo
mp_ekzamen

7.Фз и иные нпа федеральных органов государственной власти в системе нпа о местном самоуправлении

Система законодательства о местном самоуправлении - это совокупность источников муниципального права, которые являются формой выражения муниципально-правовых норм.

Систему федерального законодательства о местном самоуправлении составляют Конституция РФ, ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., иные федеральные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации масштабно закрепляет в главе 8 «Местное самоуправление» наиболее важные принципиальные положения, определяющие основные цели, права и гарантии местного самоуправления. Содержание ст. 130-133 указанной главы непосредственно связано со ст. 3 Конституции РФ, в которой установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления, и ст. 12, признающей и гарантирующей местное самоуправление как основу конституционного строя. В иных статьях Конституции РФ   закреплены отдельные функции и полномочия органов местного самоуправления (ст. 2, 8, 9, 15, 18, 24), а также права и свободы граждан в сфере местного самоуправления (ст. 29-33, 46).

Законы, касающиеся местного самоуправления, И.В. Выдрин подразделяет на три группы31: 1) систематизированные (ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и законы субъектов федерации о местном самоуправлении). Законы данной группы объединяют правовые предписания различных отраслей права. 2) отраслевые (Градостроительный и Земельный кодексы РФ и др.), устанавливающие полномочия муниципальных органов в различных сферах общественной жизни. 3) специализированные (федеральные и региональные законы, регламентирующие отдельные аспекты самоуправления на местах). Например, ФЗ РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан избрать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.96 г., «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.07 г.

На федеральном уровне основным правовым актом является ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.03 г. С принятием этого федерального закона существенно изменилась сама система законодательства о местном самоуправлении, а если учитывать предусмотренное законом расширение нормотворческих возможностей муниципальных органов, - система всех правовых актов о местном самоуправлении. Их смысл в том, чтобы повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий, привести нормативную модель местного самоуправления в соответствие с общественной практикой32.

Вступление в силу ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обусловило существенную перестройку законодательства о местном самоуправлении, сложившегося в ряде субъектов РФ. Очевидно, что такие региональные законы, как о порядке регистрации уставов муниципальных образований; порядке образования и преобразования муниципальных территориальных единиц; порядке издания нормативных актов органов местного самоуправления; отзыве депутатов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальном заказе, - теряют силу, поскольку соответствующие отношения урегулированы на федеральном уровне или должны быть регламентированы в соответствии с федеральным законом муниципальными правовыми актами. Другие законы субъектов РФ - такие как о полномочиях представительных органов местного самоуправления; наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ, - должны быть приведены в соответствие с новым федеральным законом.