§ 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
Закон об общих принципах организации местного самоуправления к ведению муниципальных образований относит вопросы обеспечения населения услугами связи, организации и содержания муниципальной информационной службы.
Связь как неотъемлемая часть производственной и социальной инфраструктуры муниципальных образований служит удовлетворению нужд граждан, предприятий, организаций, учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления в услугах электрической и .почтовой связи.
Деятельность в области связи осуществляется на основе принципов равенства прав физических и юридических лиц и использования ее результатов, развития предпринимательской деятельности и ограничения монополистической деятельности в условиях существования различных форм собственности на сети и средства связи и др.
В соответствии с Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. “О связи”186взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи на территории России, обеспеченный общим централизованным управлением независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации. Отношения, связанные с формированием и использованием информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации, регулируются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. “Об информации, информатизации и защите информации”187. Согласно Закону информатизация — это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов (ст. 2).
Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации, в реализации которой принимают участие и органы местного самоуправления, направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения важнейших задач социально-экономического развития нашего общества.
Сети и средства связи, информационные ресурсы в соответствии с действующим законодательством могут находиться в собственности муниципальных образований, которые в лице органов местного самоуправления осуществляют управление ими, взаимодействуя с соответствующими государственными органами.
Органы местного самоуправления на основе планов социально-экономического развития территории муниципального образования определяют направления и разрабатывают программы использования инвестиций в развитие связи, осуществляемых за счет средств местного бюджета.
При проектировании и развитии городов и других населенных пунктов, жилых районов и комплексов, отдельных зданий и сооружений органы архитектуры и градостроительства и проектные организации согласно Федеральному закону “О связи” обязаны предусматривать в соответствии с нормативами строительство зданий для размещения предприятий связи. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять предприятиям связи в аренду отдельные помещения в существующих (или строящихся) жилых или иных зданиях, соответствующих технологическим нормам, в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Федерации.
Земельные участки под строительство зданий и сооружений для прижелезнодорожных почтамтов, отделений перевозки почты при авто-, железнодорожных станциях, аэропортах, морских, речных портах и пристанях должны отводиться в непосредственной близости от зданий вокзалов, а под строительство городских почтамтов и узлов почтовой связи — в центральной части города с обеспечением условий для обмена почтовых отправлений, доставленных автомобилями, почтовыми вагонами, самолетами, морскими и речными судами188. Органы местного самоуправления должны контролировать, чтобы строительные организации устанавливали на первых этажах многоэтажных домов абонентские почтовые шкафы. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Поддержание в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов осуществляется жилищно-эксплуатационными организациями, владельцами или собственниками домов.
Органы местного самоуправления предоставляют организациям федеральной службы почтовой связи служебные жилые помещения. Почтальоны организаций федеральной службы почтовой связи при исполнении ими служебных обязанностей имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а в сельской местности — и на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения. Возмещение расходов на эти цели производится за счет средств организаций федеральной службы почтовой связи.
Кроме того, работникам предприятий связи, работающим и проживающим в сельской местности, органами местного самоуправления предоставляются жилые помещения, топливо, земельные и иные угодья и другие социальные льготы, установленные для работников сельскохозяйственных предприятий в данной местности.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий оказывают содействие предприятиям, учреждениям и организациям, в ведении которых находятся линии и сооружения связи, линии и сооружения радиофикации, в предупреждении повреждений этих линий и сооружений, а также в обеспечении обязательного выполнения всеми юридическими и физическими лицами требований Правил охраны линий и сооружений связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г.189При предоставлении земель, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, под сельскохозяйственные угодья, огородные и садовые участки и в других сельскохозяйственных целях органами местного самоуправления при наличии согласия предприятий, в ведении которых находятся сооружения связи и радиофикации, в выдаваемых документах о правах на земельные участки в обязательном порядке делается отметка о наличии на участках зон с особыми условиями использования.
С органами местного самоуправления предварительно согласовываются условия производства работ по ремонту и восстановлению кабельных линий связи и линий радиофикации, требующих снятия дорожных покрытий и разрытия грунта в пределах городов и других населенных пунктов. Если при повреждении кабельной линии отсутствует возможность организации обходной линии связи, работы по снятию дорожных покрытий и разрытию грунта могут производиться без предварительного согласования, но с обязательным вызовом на место производства работ представителя органа местного самоуправления.
Тарифы на услуги, предоставляемые организациями почтовой связи, устанавливаются согласно закону на договорной основе. Однако тарифы на универсальные услуги почтовой связи (услуги по приему, обработке, перевозке и доставке письменной корреспонденции, почтовых и телеграфных переводов денежных средств) регулируются законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. “О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи”190 утвержден перечень услуг связи, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (внутренние почтовые отправления, внутренняя телеграмма и др.).
Правительство РФ утверждает также Правила оказания услуг почтовой связи191, Правила оказания услуг телефонной связи192, Правила оказания услуг проводного вещания (радиофикации)193, Правила предоставления услуг телеграфной связи194и другие нормативные правовые акты в области связи, которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги связи, включая и муниципальные предприятия связи.
Режим работы объектов почтовой связи, находящихся в муниципальной собственности, по обслуживанию пользователей услуг почтовой связи устанавливается органами местного самоуправления.
Продолжительность работы объектов федеральной почтовой связи, согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, согласовывается с органами местного самоуправления и осуществляется в режиме, удобном для пользователей услуг.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы на услуги связи определенным категориям граждан за счет средств местного бюджета. По согласованию с органами местного самоуправления хозяйствующие субъекты могут предоставлять льготы на установку квартирных телефонных аппаратов лицам, не имеющим права на внеочередную установку телефона, при условии сохранения приоритета лиц, пользующихся такими льготами в соответствии с законодательством.
Органы местного самоуправления вправе вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения о развитии сети почтовой связи на территории муниципального образования.
Обеспечению деятельности органов местного самоуправления и организации их эффективного взаимодействия с органами государственной власти, предприятиями, организациями и учреждениями служит информационная система, т.е. организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Правовые основы формирования и функционирования информационных систем муниципальных образований составляет Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации”.
В качестве одного из основных направлений государственной поддержки местного самоуправления Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления выделяет информационную поддержку и информационное обеспечение деятельности местного самоуправления. Программа предусматривает создание информационно-аналитической поддержки на базе использования современных информационных технологий. Для этого предлагается:
• создание новых и развитие действующих локальных информационных сетей органов местного самоуправления и региональных аналитических центров и их сопряжение с федеральной информационно-телекоммуникационной системой;
• оказание финансовой поддержки органам местного самоуправления прежде всего для разработки концепции информационной сети, приобретения и изготовления программных средств и необходимой техники;
• разработка системы государственных и муниципальных стандартов информации;
• подготовка кадров и организационно-структурное оформление информационной системы.
Важное значение для формировании муниципальных информационных систем имеет учет, сбор и обработка информации на предприятиях в организациях, расположенных на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления взаимодействуют в этой сфере с органами государственной статистики, которые ведут учет показателей финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций.
Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации” наряду с органами государственной власти, общественными объединениями, гражданами обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом. Вместе с тем органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам своей деятельности (речь идет об отдельных документах и отдельных массивах документов, а также документах в информационных системах — библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суд.
Органы местного самоуправления организуют и содержат муниципальные архивы, осуществляют в пределах своей компетенции массовое информационное обеспечение пользователей информации по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Это является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Закон запрещает относить к информации с ограниченным доступом нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов местного самоуправления, а также права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации. Открытыми и доступными должны быть документы, содержащие информацию о деятельности органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения (за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне), а также документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, согласно Федеральному закону от 29 декабря 1994 г. “Об обязательном экземпляре документов”195, вправе определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного местного экземпляра. Обязательный бесплатный местный экземпляр — это экземпляры различных видов изготовленных на территории города, района документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленном Законом. Одной из целей формирования системы обязательного документа является, в частности, формирование комплекта местных документов и краеведческих фондов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- О.Е.Кутафин в.И.Фадеев
- Предисловие ко второму изданию
- Принятые сокращения
- Раздел I введение в муниципальное право
- Глава 1 муниципальное право — комплексная отрасль права
- § 1. Понятие и предмет муниципального права
- § 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
- § 3. Муниципально-правовые нормы и институты
- § 4. Источники муниципального права
- § 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты
- § 6. Система муниципального права
- § 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
- Глава 2 научная дисциплина муниципального права
- § 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
- § 2. Система научной дисциплины муниципального права
- § 3. Источники научной дисциплины муниципального права
- § 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
- § 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
- Глава 3 историко-теоретические основы местного самоуправления
- § 1. Основные теории местного самоуправления
- § 2. Муниципальные системы зарубежных стран
- Часть III устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии.
- § 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
- § 4. Организация местной власти в советский период
- § 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
- Раздел II местное самоуправление в системе народовластия
- Глава 4 понятие местного самоуправления
- § 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
- § 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
- § 3. Местное самоуправление — форма народовластия
- Глава 5 общие принципы местного самоуправления
- § 1. Понятие общих принципов местного самоуправления
- § 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
- § 3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций
- § 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
- § 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
- § 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
- § 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
- § 10. Гласность местного самоуправления
- § 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
- § 12. Государственная гарантия местного самоуправления
- Глава 6 функции местного самоуправления
- § 1. Понятие функций местного самоуправления
- § 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
- § 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
- § 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- § 5. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
- § 6. Охрана общественного порядка
- § 7. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
- Г л а в а 7 понятие системы местного самоуправления и ее состав
- § 1. Понятие системы местного самоуправления
- § 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
- Глава 8 формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- § 1. Местный референдум
- § 2. Муниципальные выборы
- § 3. Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления
- § 4. Собрания (сходы) граждан
- § 5. Народная правотворческая инициатива
- § 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления
- § 7. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Глава 9 органы местного самоуправления в системе народовластия
- § 1. Понятие и система органов местного самоуправления
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
- Глава 10 ассоциации и союзы муниципальных образований
- § 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
- § 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
- Раздел III
- § 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении
- § 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
- § 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
- Глава 12 территориальные основы местного самоуправления
- § 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
- § 2. Границы и состав территории муниципального образования
- § 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
- Глава 13 организационные основы местного самоуправления
- § 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
- § 2. Определение организационной структуры местного самоуправления
- Глава 14 структура и организация работы органов местного самоуправления
- § 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления
- § 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления
- § 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
- Глава 15 муниципальная служба
- § 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
- §2.Понятие и виды муниципальных должностей
- § 3. Понятие и классификация муниципальных служащих
- § 4. Правовой статус муниципального служащего
- § 5. Прохождение муниципальной службы
- Глава 16 особенности организации местного самоуправления б городских, сельских поселениях и на других территориях
- § 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
- § 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
- § 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
- § 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
- § 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
- Глава 17 финансово-экономические основы местного самоуправления
- § 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
- § 2. Муниципальная собственность
- § 3. Местный бюджет и другие местные финансы
- Раздел IV предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- Глава 18 предметы ведения местного самоуправления
- § 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
- § 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
- Глава 19 понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления
- § 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
- § 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
- § 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления
- Глава 20 полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
- Глава 21 полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории муниципального образования
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью
- § 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
- Глава 22 полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
- Глава 23 полномочия местного самоуправления в обаасти строительства, транспорта и связи
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
- Глава 24 полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
- Глава 25 полномочия местного самоуправления в области образования и культуры
- Глава 26
- Глава 27 полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 28 полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу
- Раздел V
- §2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
- § 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
- § 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- Раздел VI
- § 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
- § 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
- Европейская хартия местного самоуправления256 Преамбула
- Статья 1
- Часть I Статья 2. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления
- Статья 3. Понятие местного самоуправления
- Статья 4. Сфера компетенции местного самоуправления
- Статья 5. Защита границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление
- Статья 6. Соответствие структур и административных средств задачам органов местного самоуправления
- Статья 7. Условия осуществления полномочий на местном уровне
- Статья 8. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- Статья 9. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления
- Часть п. Прочие положения Статья 12. Обязательства
- Статья 13. Органы самоуправления, на которые распространяется действие Хартии
- Статья 14. Предоставление информации
- Часть III Статья 15. Подписание, ратификация и вступление в силу
- Статья 16. Территориальная оговорка
- Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 11 апреля 1998 года .№ 55-фз — Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 15.Ст.1695).