§ 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
К нормативным правовым актам муниципальных образований относятся, во-первых, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, во-вторых, решения органов и должностных лиц местного самоуправления. Данные акты принимаются по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований.
Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления — уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Признаваемые и гарантируемые Конституцией РФ организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления — все это предопределило необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований.
Следует отметить, что прежний российский закон о местном самоуправлении предусматривал принятие районным и городским Советами положения (устава) о местном самоуправления. Поселковый и сельский Советы могли принимать положение (устав) о местном самоуправлении. Закон об общих принципах организации местного самоуправления исходит из того, что каждое муниципальное образование имеет свой устав. В ст. 8 определяется круг основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации.
В соответствии с законом муниципальное образование самостоятельно разрабатывает свой устав. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Закон предусматривает два пути принятия устава муниципального образования: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе граждан. Большинство уставов приняты представительными органами местного самоуправления — более 66% сходами граждан принято более 8% уставов, на местных референдумах — около 2% (в городах и районах — около 9%). В ряде муниципальных образований уставы приняты на конференциях представителей граждан (что не предусмотрено Федеральным законом)98.
Органы государственной власти субъектов Федерации устанавливают порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. Так, в соответствии с Законом Вологодской области от 13 декабря 1995 г. “О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Вологодской области” устав муниципального образования направляется для регистрации в управление Министерства юстиции РФ по Вологодской области органом или должностным лицом, уполномоченным в муниципальном образовании направлять уставы для регистрации. Вместе с заявлением о регистрации и текстом устава в двух экземплярах представляется также заверенная подписью главы муниципального образования либо председателя представительного органа местного самоуправления копия решения представительного органа местного самоуправления или местного референдума о принятии устава. Заявление о регистрации рассматривается органом юстиции в месячный срок со дня его поступления. По результатам рассмотрения заявления и устава орган юстиции обязан принять решение либо о регистрации устава, либо об отказе в регистрации. При регистрации устава главе муниципального образования или уполномоченному представителю выдается свидетельство о регистрации единого образца. Сведения о регистрации устава вносятся в Государственный реестр уставов муниципальных образований Вологодской области, открытый для всеобщего ознакомления. Изменения и дополнения в уставы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в том же порядке, что и регистрация уставов. Отказ в регистрации, равно как и регистрация устава, содержащего положения, противоречащие федеральному или областному законодательству, могут быть обжалованы в суд.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, что основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции и законам РФ. При этом отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке гражданами и органами местного самоуправления (ст. 8).
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Устав муниципального образования должен содержать, во-первых, наименование муниципального образования с указанием его границ и состава территории. Возможно также закрепление в уставе символики муниципального образования, отражающей исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции, так как согласно ст. 11 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные образования вправе иметь собственную символику: герб, эмблемы и т.п.
Во-вторых, в уставе указываются вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования. Их перечень содержится в ст. 6 названного Закона. Муниципальные образования вправе расширить этот перечень за счет вопросов, отнесенных к вопросам местного значения законами субъектов Федерации, а также вопросов, не исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
В-третьих, устав муниципального образования определяет организационную структуру местного самоуправления, правовой статус органов и должностных лиц местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной службы. В нем закрепляются структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 14 Закона наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
Органы местного самоуправления должны быть наделены уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Устав муниципального образования закрепляет статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также гарантии прав должностных лиц местного самоуправления. При этом срок полномочий депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть меньше двух и более пяти лет. Кроме того, устав должен определять основания и порядок прекращения их полномочий.
В соответствии с законом субъекта Федерации устав муниципального образования устанавливает наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу.
Уставом муниципального образования определяются выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами.
В-четвертых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Речь идет о таких институтах муниципальной демократии, как местный референдум; муниципальные выборы; собрание (сход) граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
В-пятых, устав муниципального образования устанавливает основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В-седьмых, в уставе муниципального образования могут регулироваться вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.
Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами ее субъектов.
Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления. К ним относятся прежде всего акты, определяющие порядок работы органов местного самоуправления, в частности — регламент представительного органа местного самоуправления, устанавливающий порядок проведения его заседаний, принятия им решений, а также структуру штатов, право и обязанности должностных лиц представительного органа, порядок их избрания.
Представительным органом местного самоуправления могут также утверждаться положения о комиссиях, образуемых представительным органом, о депутатских группах.
В соответствии с законами субъектов Федерации уставом муниципального образования органами местного самоуправления могут приниматься положения о территориальном общественном самоуправлении.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам муниципальной службы, а также по другим вопросам муниципальной деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- О.Е.Кутафин в.И.Фадеев
- Предисловие ко второму изданию
- Принятые сокращения
- Раздел I введение в муниципальное право
- Глава 1 муниципальное право — комплексная отрасль права
- § 1. Понятие и предмет муниципального права
- § 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
- § 3. Муниципально-правовые нормы и институты
- § 4. Источники муниципального права
- § 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты
- § 6. Система муниципального права
- § 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
- Глава 2 научная дисциплина муниципального права
- § 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
- § 2. Система научной дисциплины муниципального права
- § 3. Источники научной дисциплины муниципального права
- § 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
- § 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
- Глава 3 историко-теоретические основы местного самоуправления
- § 1. Основные теории местного самоуправления
- § 2. Муниципальные системы зарубежных стран
- Часть III устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии.
- § 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
- § 4. Организация местной власти в советский период
- § 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
- Раздел II местное самоуправление в системе народовластия
- Глава 4 понятие местного самоуправления
- § 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
- § 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
- § 3. Местное самоуправление — форма народовластия
- Глава 5 общие принципы местного самоуправления
- § 1. Понятие общих принципов местного самоуправления
- § 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
- § 3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций
- § 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
- § 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
- § 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
- § 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
- § 10. Гласность местного самоуправления
- § 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
- § 12. Государственная гарантия местного самоуправления
- Глава 6 функции местного самоуправления
- § 1. Понятие функций местного самоуправления
- § 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
- § 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
- § 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- § 5. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
- § 6. Охрана общественного порядка
- § 7. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
- Г л а в а 7 понятие системы местного самоуправления и ее состав
- § 1. Понятие системы местного самоуправления
- § 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
- Глава 8 формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- § 1. Местный референдум
- § 2. Муниципальные выборы
- § 3. Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления
- § 4. Собрания (сходы) граждан
- § 5. Народная правотворческая инициатива
- § 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления
- § 7. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Глава 9 органы местного самоуправления в системе народовластия
- § 1. Понятие и система органов местного самоуправления
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
- Глава 10 ассоциации и союзы муниципальных образований
- § 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
- § 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
- Раздел III
- § 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении
- § 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
- § 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
- Глава 12 территориальные основы местного самоуправления
- § 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
- § 2. Границы и состав территории муниципального образования
- § 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
- Глава 13 организационные основы местного самоуправления
- § 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
- § 2. Определение организационной структуры местного самоуправления
- Глава 14 структура и организация работы органов местного самоуправления
- § 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления
- § 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления
- § 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
- Глава 15 муниципальная служба
- § 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
- §2.Понятие и виды муниципальных должностей
- § 3. Понятие и классификация муниципальных служащих
- § 4. Правовой статус муниципального служащего
- § 5. Прохождение муниципальной службы
- Глава 16 особенности организации местного самоуправления б городских, сельских поселениях и на других территориях
- § 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
- § 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
- § 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
- § 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
- § 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
- Глава 17 финансово-экономические основы местного самоуправления
- § 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
- § 2. Муниципальная собственность
- § 3. Местный бюджет и другие местные финансы
- Раздел IV предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- Глава 18 предметы ведения местного самоуправления
- § 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
- § 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
- Глава 19 понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления
- § 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
- § 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
- § 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления
- Глава 20 полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
- Глава 21 полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории муниципального образования
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью
- § 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
- Глава 22 полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
- Глава 23 полномочия местного самоуправления в обаасти строительства, транспорта и связи
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
- Глава 24 полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
- Глава 25 полномочия местного самоуправления в области образования и культуры
- Глава 26
- Глава 27 полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 28 полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу
- Раздел V
- §2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
- § 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
- § 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- Раздел VI
- § 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
- § 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
- Европейская хартия местного самоуправления256 Преамбула
- Статья 1
- Часть I Статья 2. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления
- Статья 3. Понятие местного самоуправления
- Статья 4. Сфера компетенции местного самоуправления
- Статья 5. Защита границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление
- Статья 6. Соответствие структур и административных средств задачам органов местного самоуправления
- Статья 7. Условия осуществления полномочий на местном уровне
- Статья 8. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- Статья 9. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления
- Часть п. Прочие положения Статья 12. Обязательства
- Статья 13. Органы самоуправления, на которые распространяется действие Хартии
- Статья 14. Предоставление информации
- Часть III Статья 15. Подписание, ратификация и вступление в силу
- Статья 16. Территориальная оговорка
- Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 11 апреля 1998 года .№ 55-фз — Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 15.Ст.1695).