§ 2. Границы и состав территории муниципального образования
Установление и изменение границ муниципальных образований отнесено Законом об общих принципах организации местного самоуправления к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 5). При этом предусмотрено, что установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе: а) населения; б) органов местного самоуправления; в) органов государственной власти субъектов Федерации.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации принимают законы, закрепляющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований. Законы должны обязательно предусматривать гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
Как показывает практика, право устанавливать и изменять границы муниципального образования закрепляется либо за законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, либо за главой исполнительной власти субъекта Федерации. Согласно ст. 18 Закона Республики Марий Эл от 13 мая 1997 г. “О порядке решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Марий Эл” установление и изменение границ районов, сельсоветов, городов, поселков производится Государственным Собранием Республики по представлению Президента либо Правительства Республики или районного (городского) собрания в порядке, установленном для осуществления ими права на законодательную инициативу. При этом Закон обязывает учитывать мнение населения.
Прохождение границы устанавливается:
а) по суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
б) на судоходных реках — по середине главного фарватера; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей срединной, прямой или другой линии;
в) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах — в соответствии с границей, проходившей на местности до ее затопления;
г) на мостиках, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи и иные водоемы, — по середине этих сооружений.
Описание и порядок установки знаков определяется Правительством Республики.
Закон Московской области от 31 июля 1997 г. “О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований”102предоставляет право устанавливать и изменять границы муниципального образования губернатору области. Губернатор решает эти вопросы в порядке, устанавливаемом законом Московской области об установлении и изменении границ муниципальных образований.
Вопросы об установлении или изменении территорий внутригородских муниципальных образований решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.
В особом порядке устанавливаются и изменяются границы закрытого административно-территориального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. Границы данного образования могут не совпадать с границами субъектов Федерации и районов, входящих в их состав. Они устанавливаются Президентом РФ, которой принимает решение о создании закрытого административно-территориального образования. Предложения об определении границ и об отводе земель создаваемого образования вносятся Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории. Изменение границ закрытого административно-территориального образования производится в том же порядке, что и их установление при создании данного образования103.
В состав территории муниципального образования входят все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения.
Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ на территориях муниципальных образований могут устанавливаться территориальные зоны различных видов, что необходимо для осуществления градостроительной деятельности.
Территория муниципального образования включает земли жилых зон, предназначенные для застройки жилыми домами. К жилым зонам относятся также территории садоводческих и дачных кооперативов, расположенных в пределах границ (черты) поселений.
К территории муниципального образования относятся земли общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения.
На территории муниципального образования выделяются общественно-деловые зоны, земли которых предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательных учреждений, административных, культовых зданий и иных зданий и центров деловой, финансовой и общественной активности.
Территория муниципального образования может включать в себя земли производственных зон и зон инженерной, транспортной инфраструктур. Эти земли предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, а также для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования.
Территория муниципального образования должна включать также рекреационные зоны, предназначенные для организации мест отдыха населения. Рекреационные зоны включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. К ним могут относиться особо охраняемые природные территории и природные объекты.
В пределах границ муниципальных образований могут выделяться зоны сельскохозяйственного использования, т.е. земли, занятые пашнями, садами, виноградниками, огородами, сенокосами, пастбищами и т.д., а также зоны специального назначения, земли которых используются для размещения кладбищ, крематориев, свалок бытовых отходов и иных объектов.
Кроме того, территория муниципального образования включает земли, необходимые для развития поселений.
Границы и состав территории муниципального образования указываются в его уставе.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- О.Е.Кутафин в.И.Фадеев
- Предисловие ко второму изданию
- Принятые сокращения
- Раздел I введение в муниципальное право
- Глава 1 муниципальное право — комплексная отрасль права
- § 1. Понятие и предмет муниципального права
- § 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
- § 3. Муниципально-правовые нормы и институты
- § 4. Источники муниципального права
- § 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты
- § 6. Система муниципального права
- § 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
- Глава 2 научная дисциплина муниципального права
- § 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
- § 2. Система научной дисциплины муниципального права
- § 3. Источники научной дисциплины муниципального права
- § 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
- § 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
- Глава 3 историко-теоретические основы местного самоуправления
- § 1. Основные теории местного самоуправления
- § 2. Муниципальные системы зарубежных стран
- Часть III устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии.
- § 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
- § 4. Организация местной власти в советский период
- § 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
- Раздел II местное самоуправление в системе народовластия
- Глава 4 понятие местного самоуправления
- § 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
- § 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
- § 3. Местное самоуправление — форма народовластия
- Глава 5 общие принципы местного самоуправления
- § 1. Понятие общих принципов местного самоуправления
- § 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
- § 3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций
- § 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
- § 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
- § 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
- § 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
- § 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
- § 10. Гласность местного самоуправления
- § 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
- § 12. Государственная гарантия местного самоуправления
- Глава 6 функции местного самоуправления
- § 1. Понятие функций местного самоуправления
- § 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
- § 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
- § 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- § 5. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
- § 6. Охрана общественного порядка
- § 7. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
- Г л а в а 7 понятие системы местного самоуправления и ее состав
- § 1. Понятие системы местного самоуправления
- § 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
- Глава 8 формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- § 1. Местный референдум
- § 2. Муниципальные выборы
- § 3. Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления
- § 4. Собрания (сходы) граждан
- § 5. Народная правотворческая инициатива
- § 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления
- § 7. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Глава 9 органы местного самоуправления в системе народовластия
- § 1. Понятие и система органов местного самоуправления
- § 2. Представительные органы местного самоуправления
- § 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
- Глава 10 ассоциации и союзы муниципальных образований
- § 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
- § 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
- Раздел III
- § 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении
- § 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
- § 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
- Глава 12 территориальные основы местного самоуправления
- § 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
- § 2. Границы и состав территории муниципального образования
- § 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
- Глава 13 организационные основы местного самоуправления
- § 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
- § 2. Определение организационной структуры местного самоуправления
- Глава 14 структура и организация работы органов местного самоуправления
- § 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления
- § 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления
- § 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
- Глава 15 муниципальная служба
- § 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
- §2.Понятие и виды муниципальных должностей
- § 3. Понятие и классификация муниципальных служащих
- § 4. Правовой статус муниципального служащего
- § 5. Прохождение муниципальной службы
- Глава 16 особенности организации местного самоуправления б городских, сельских поселениях и на других территориях
- § 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
- § 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
- § 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
- § 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
- § 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
- Глава 17 финансово-экономические основы местного самоуправления
- § 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
- § 2. Муниципальная собственность
- § 3. Местный бюджет и другие местные финансы
- Раздел IV предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- Глава 18 предметы ведения местного самоуправления
- § 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
- § 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
- Глава 19 понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления
- § 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
- § 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
- § 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления
- Глава 20 полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
- § 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
- Глава 21 полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории муниципального образования
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью
- § 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
- Глава 22 полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
- Глава 23 полномочия местного самоуправления в обаасти строительства, транспорта и связи
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
- Глава 24 полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения
- § 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства
- § 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
- Глава 25 полномочия местного самоуправления в области образования и культуры
- Глава 26
- Глава 27 полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 28 полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу
- Раздел V
- §2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
- § 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
- § 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- Раздел VI
- § 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
- § 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
- § 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
- Европейская хартия местного самоуправления256 Преамбула
- Статья 1
- Часть I Статья 2. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления
- Статья 3. Понятие местного самоуправления
- Статья 4. Сфера компетенции местного самоуправления
- Статья 5. Защита границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление
- Статья 6. Соответствие структур и административных средств задачам органов местного самоуправления
- Статья 7. Условия осуществления полномочий на местном уровне
- Статья 8. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
- Статья 9. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления
- Часть п. Прочие положения Статья 12. Обязательства
- Статья 13. Органы самоуправления, на которые распространяется действие Хартии
- Статья 14. Предоставление информации
- Часть III Статья 15. Подписание, ратификация и вступление в силу
- Статья 16. Территориальная оговорка
- Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 11 апреля 1998 года .№ 55-фз — Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 15.Ст.1695).