logo
Шпаргалки по философии

23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения

Движение в философии – это всякое изменение вообще.

В это понятие входят:

1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода(механические, квантовые, электрические, гравитационные, информационные, социальные, химические, физические, биологические и др.).

2. Изменение состояний(биологических, физических, химических, энергетических, структурных, квантовых, социальных и др.).

3. Переходы из одного состояния в другое(качественные, количественные, агрегатные, фазовые, энергетические, социальные и др.).

4. Изменение положения тела в пространстве(механическое перемещение, вращение, квантово‑механическое перемещение).

5. Возникновение новых явлений и объектов(социальных, физических, искусственных и природных).

6. Изменения в форме(изменение внешнего очертания).

7. Изменение размера(увеличение, уменьшение объема, линейных размеров или пропорций).

8. Системные изменения(смена циклов, приоритетов, направлений, порядка, хронологии и т. д. групповых или парных взаимодействий)

и т. д. и т. п., то есть движение – этолюбые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления.

Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления.

В таком случае, само понятие движения (изменения, изменчивости) можно понимать только относительно некоего момента устойчивости, относительно некоего момента покоя, содержащего в себе набор характеристик, относительно которых возникает картина происходящих изменений.

Однако, начиная еще с античных времен, в философии утвердилась общая для всех школ позиция, что движение является универсальным и постоянно действующим фактором бытия. Следовательно, само состояние устойчивости объектов, систем или явлений, самосостояние стартового покоя, от которого начинается и усматриваетсяихизменение, находится также в составе самого движения, поскольку движение никогда нигде не исчезаети не приостанавливается.

Таким образом,движение есть:

1. Единство изменчивости и устойчивости текущего состоянияобъекта, системы или явления.

2. Единство непрерывности потока изменений и прерывности качественных состоянийобъекта, системы или явления в этом потоке.

3. Единство абсолютного и относительного, как единство всего мирового движения (абсолютное) и условных состояний покоя в его составе (относительное).

Движение, как изменение, пронизывает все процессы бытия и определяет их характер. Поэтому вопрос источника движения принципиалендля философского мировоззренияи решается в нём двояко:

1. Движение проистекает от внутренней способности объектови явлений к изменчивости(материализм),

2. Движение проистекает только от какой‑либо внешней для объектов и явлений причины (идеализм).

Идеалистические течения философии, отрицающие внутреннюю способность материи к движению, предлагают самые разные источники движения, начиная от Логоса и Перводвигателя, и заканчивая Богом или Абсолютным Духом.

При этом в их системах допускается тот или иной момент начала движения в мире и, соответственно этому, допускается возникновение мира во времени, то есть принимается версия сотворённости мира.

Материализмжеполагает, что движение – это есть не что иное, как способ существования материии неотделимый от материи атрибут, присущий ей органически по самой её природе, и этот тезис должен снимать, как вопрос об источнике движения, так и саму возможность начала движения или возникновения мира во времени.

Ведь, если движение – это способ существования материи, если движение – это неотделимый атрибут материи, то, в таком случае, не только материя немыслима по отдельности без движения, но и само движение немыслимо по отдельности без материи.

Следовательно, не существует никаких других причин движения материи кроме самого движения, и, в этом случае, движущаяся материя существовала всегда.

Качественно движение подразделяется на три своих основных вида: становление, изменение и развитие:

1. Становление – это спонтанное, стихийное, естественное и постоянное изменение всех элементов бытия.

Эта категория выражает непрестанный процесс происходящих изменений, которые охватывают весь мир. В становлении мир постоянно «становится» чем‑то, что он не есть сейчас, но при этом остается тем же самым, что был всегда.

Становление выражает свойство движения быть единством изменчивости и устойчивости текущего состояния.

Становление есть также единство бытия и небытия, ведь бытие существует в состоянии своего постоянного перехода в небытие, когда бытие каждое новое мгновение становится другим, оставаясь бытием, но его предшествующее состояние исчезает, то есть переходит в небытие.

2. Изменение – это превращение объекта, системы или явления в нечто другое.

Эта категория выражает свойство движения быть единством непрерывности потока изменений и прерывности его качественных состояний.

Ведь объект, система или явление никогда не существуют сразу в двух своих видах – в прежнем виде и в текущем виде, так как смена текущих состояний происходит прерывным образом в процессе непрерывных изменений, когда прежнее состояние сменяется текущим и сразу же исчезает из бытия.

3. Развитие – этоцеленаправленное, закономерное и поступательноеизменениеобъекта или системы,предусматривающее переход к необратимо новому состоянию.

Таким образом, развитие, это некая единая во времени линия (поступательность) накопления необходимых, а не случайных изменений (закономерность) для формирования стабильного, а не временного (необратимость) качественно нового вида объекта или системы (целенаправленность).

Развитие бывает:

– эволюционное– медленное, длительное и постепенное накопление изменений предшествующего состояния, и

– революционное– быстрая, резкая смена предшествующего состояния новым.

По своему направлению развитие бывает:

– прогрессивным, так называемым, «восходящим» – в направлении от простого к сложному, от менее организованного к более организованному, от менее совершенного к более совершенному;

– регрессивным, так называемым, «нисходящим» – в направлении, противоположном прогрессу.

В процессах становления, изменения и развития движение осуществляется в различных своих формах.

Формы движения делятся на три основные группы: духовные формы движения, формы движения материи и социальные формы движения. Каждая из форм движения, в свою очередь, состоит из невообразимого множества видов движения.

Формы и виды движения: