10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа» Георг Гегель
завершил логическое разворачивание концепций Канта‑Фихте‑Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую систему Абсолютного Идеализма, построенную на следующих положениях:
1. Если Абсолютный Разум является тождеством субъекта и объекта, то есть тождеством мышления и природы, то Он содержит в себе всё, что существует в этом мире. Таким образом, Абсолютный Разум есть сам этот мир. Но, ведь, Абсолютный Разум есть не только этот мир, Он при этом есть всегда еще и то, что Он есть непосредственно сам по себе.
А что же такое Абсолютный Разум сам по себе? Абсолютный Разум сам по себе – это есть некая идея его самоочевидного существования, идея о том, что Абсолютный Разум вообще существует, безотносительно того, что такое есть при этом Абсолютный Разум.
Но если эта идея содержит в себе самоочевидное существование Абсолютного Разума как такового, то она же содержит в себе и то, каков есть этот Абсолютный Разум по своей природе. Потому что, если идея определяет, что Абсолютный Разум есть, то она же, эта самая же идея, определяет и то, что такое есть Абсолютный Разум полностью однозначно и безо всяких вариантов этому. Ведь, другие варианты предполагали бы для себя другую идею, но других вариантов быть не может, поскольку нечто абсолютное может быть только единственным вообще и в принципе.
Таким образом, Абсолютный Разум – это Абсолютная Идея, потому что нечто абсолютное содержать в себе может также только абсолютное.
Итак, самоочевидно существует некая Абсолютная Идея, содержащая в себе как само существование Абсолютного Разума, так и, соответственно этому, то, что такое есть этот Абсолютный Разум по своей природе.
То есть некая Абсолютная Идея определяет собой, что такое Абсолютный Разум, и, следовательно, эта Идея является первоосновой Абсолютного Разума.
2. Таким образом, получается, что эта Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум, необходимо сохраняется и в составе вещественного мира, который разворачивается из Абсолютного Разумав результате его дифференциации на дух и на природу, так как мир вещей – это всего лишь инобытийное состояние самого Абсолютного Разума.
А если это так, то Абсолютная Идея является устойчивым и неизменным первоэлементом, как мира духовного в составе Абсолютного Разума, так и мира природного, исшедшего из того же Абсолютного Разума.
Следовательно, Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум – это первооснова и сущность вообще всего и духовного и материального в мире.
Таким образом,
первым принципом правильного познания, правильной философии,должен быть принцип абсолютного идеализма–источником и первоосновой мира является его всеобщее духовное начало в виде Абсолютной Идеи.
3. Таким образом, Абсолютная Идея есть основа всякого бытия, и, следовательно, Она есть само бытие, как таковое, Она есть Бытие Всего.
Но, ведь, в бытии Абсолютной Идеи нет содержания, поскольку в нём тождественны и качественно неразличимы абсолютно все духовные и природные явления. То есть, по своему содержательному потенциалу бытие Абсолютной Идеи становится равным понятию бытия Ничего, то есть бытия не подлинного.
Таким образом, бытие всего, бытие Абсолютной Идеи становится Ничем, неподлинным бытием.
Но, при этом, это Ничто, это мнимое, неподлинное бытие Абсолютной Идеи, мыслится нами, когда мы определяем бескачественную природу этого бытия, его первосущность и т. д. Мы определяем его как необходимый элемент рассуждений, мыслим, и, следовательно, как мыслимое, оно становится тут же бытием подлинным.
Итак, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать подлинным, поскольку оно бессодержательно и бескачественно. Но, одновременно с этим, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать не подлинным, поскольку оно мыслится и тут же в силу этого становится подлинным.
Так, всё‑таки, подлинно Бытие Абсолютной Идеи, и вместе с ней Бытие Всего в мире,или не подлинно?Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что однозначно здесьясно только одно – самоочевидно имеет право и тот вариант, и этот.Следовательно, что самоочевидно и однозначно ясно, то и подлинно.
То есть:
подлинны оба этих противоположных варианта, но не каждый из них по отдельности друг от друга, а только оба вместе в противоречивом взаимодействии друг с другом и в постоянном столкновении друг с другом, в течение которого один вариант переходит в другой и наоборот.
Таким образом, получается, что всё подлинное не может быть подлинным без чего‑либо противоположного себе, в которое оно может перейти.
И вся подлинность чего‑либо состоит только в том, что есть еще нечто противоположное, с чем оно не может разделиться, но при этом борется с ним же. А когда борется, то само становится своей противоположностью.
Итак,
нет ничего однозначно подлинного в Бытии, кроме одного – процесса перехода противоположностей друг в друга.
Следовательно,
вторым принципом правильного познания, правильной философии,должен быть
принцип диалектики–принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей.
4. Если, таким образом, Бытие Всего, Бытие Абсолютной Идеи, постоянно находится в становлении, то это становление, со всей очевидностью, должно с чего‑то начаться. А начаться становление Бытия Всего должно с акта самопознания, потому что Абсолютная Идея – это прежде всего Разум, а любой Разум начинает свою деятельность, свое становление, с акта самоопределения, с акта самопознания.
Итак, становление Бытия Всего начинается с того, что Абсолютная Идея должна сначала самопознаться и самоопределиться сама в себе. То есть – она должна распознаться и раскрыться сама для себя в системе связанных понятий, для чего Ей необходима логика. Ведь только логика может непосредственно связать внутренние определения Абсолютной Идеи в систему Её самоидентификации, в систему Её самоузнавания и самоопределения.
Таким образом,
третьим принципом правильного познания является
принцип системности,то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума.
5. Поскольку такое системное явление, как Абсолютная Идея, в своем становлении всегда будет далее действовать системно, в соответствии с законами логики, то развитие Абсолютной Идеи, согласно законам логики, должно происходить в серии необходимых и закономерно вытекающих друг из друга переходов от одного состояния к другому.
Отсюда заявляется
четвертый принцип правильного познания, правильной философии –принцип историзма, подразумевающий рассмотрение познаваемого явления во всей последовательности всех этапов его изменения и развития.
6. Поскольку Абсолютная Идея есть непосредственно сам этот мир, то правильное познание Абсолютной Идеи есть, таким образом, правильное познание и духа этого мира, и его материи.
Следовательно, познание мираво всей совокупности его элементов и связей в их развитиичерез познание Абсолютной Идеи, это есть познание мира, некогда задуманного Абсолютной Идеей, возникшего из Неё и развивающегося через Неё к какой‑то цели, Ею же поставленной.
Из этого проистекает
пятый принцип правильного познания,принцип теологизма– то есть принцип того, что философия должна пониматься как основа религиозного сознания, решающего всеобщие проблемы возникновения мира, развития мира и общей цели существования мира.
Таким образом, в окончательной концепции Гегеля Абсолютная Идея–это саморазвивающаяся духовная первооснова мира, которая существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений,и саморазвивается в направлении к определенной цели.
В процессе саморазвития Абсолютная Идея проходит несколько стадий:
1. Формирование системы теоретических категорий чистого разума. На этой стадии происходит самопознание Абсолютной Идеи и заложение Ею принципов создания природного мира в виде умственных категорий,содержащих характеристики будущего природного мира– пространство, время, материя, движение, взаимодействие, субстанция, сила, вещь, единичное, множественное, причинность и т. д.
2. Отчуждение от себя своего же природного инобытиядля формирования из него мира конечных вещей. Это – стадия самореализации Абсолютной Идеи в вещественном мире. В этом вещественном мире Она реализуется в категориях чистого разума, которые придумала для природы на первой стадии самопознания – мир будет существовать во времени и пространстве, материально, вещественно, в постоянном движении, в причинном взаимодействии и т. д.
На этой, второй стадии, всё также делается для самопознания, ибо Абсолютная Идея, как Разум, с самого начала и всегда будет делать одно и тоже: только и только познавать. Он будет делать это в соответствии со своей природой, поскольку он – Разум. А поскольку этот Разум есть всё, что есть вообще в бытии, то Он будет с самого начала и всегда познавать только и только самого себя.
И вот здесь, на этой стадии, Абсолютная Идея создает из себя новый объект познания для собственного самопознания – материальную природу.
3. Возникновение в мире конечных вещей человекаи вместе с ним человеческого духа. Здесь начинается самореализация Абсолютной Идеи в процессе познания и усвоения результатов Своей духовной деятельности, осуществленной в форме духовной деятельности человека.
По замыслу Абсолютной Идеи, на второй стадии отчуждения от Себя природного инобытия, природа создавалась не только для того, чтобы стать объектом познания для собственного самопознания. Служебное назначение природы с самого начала состояло еще в и том, что в ней должен будет появиться человек. Через человека Абсолютная Идея осуществляет Свою духовную деятельность в созданном мире, и эта духовная деятельность также становится объектом познания для собственного самопознания.
4. Высшая форма самореализации Абсолютной Идеи, формирование из неё Абсолютного Духа, понимаемого как совокупность духовной деятельности человечества, накопленной на протяжении тысячелетий. Это завершающий этап и конец развития Абсолютной Идеи, где она осознает самою себя и весь пройденный путь, и становится Абсолютным Духом.
Такова философская система Гегеля.
Основным же методом философии Гегеля является диалектический метод: рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и во взаимообусловленности их развития.
Диалектический метод Гегеля включал в себя несколько принципов анализа действительности:
1. Восхождение от абстрактного к действительности, то есть переход от общих теоретических концепций действительности, к практическим фактам действительности.
2. Соответствие исторического и логического, то есть усмотрение в непрерывной истории развития логически необходимых по своей последовательности этапов.
3. Принцип всесторонности, то есть понимание действительности, как результата всеобщей закономерной связи всех элементов.
История по Гегелю носит строго закономерный характер, в котором проявляется целенаправленная деятельность Абсолютной Идеи, или Мирового Разума. Люди, преследуя свои цели, на самом деле реализуют в тоже время историческую необходимость, определенную замыслом Абсолютной Идеи.
Общая мировая история есть не что иное, как процесс самосознания Абсолютной Идеи, которая для этого заставляет отдельных людей и целые народы выполнять ту или иную историческую миссию в точности со Своим планом, для чего представляет детали этого плана людям таким образом, что те воспринимают их как собственные цели, устремления и желания.Так Абсолютная Идея творит ежеминутно историю, направленную на достижение Ею состояния Абсолютного Духа.
- Виктор Артурович Нюхтилин
- Трудности
- Основные термины
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии
- 1‑Я сторона основного вопроса философии –
- 2‑Я сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира.
- Основные термины
- Трудности
- 2. Общая характеристика античной философии Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители
- Милетская школ а
- Гераклит
- Эмпедокл из агригента
- Анаксагор из клазомен
- Школа пифагорейцев
- Элеаты (Элейская школа)
- Основные термины
- Трудности
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов‑идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме. Сократ
- Платон .
- Аристотель .
- Основные термины
- 4. Общая характеристика средневековой философии Ее основные направления и виднейшие представители Теоцентризм средневековой философии
- Ансельм кентерберийский .
- Фома аквинский .
- Основные термины
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально‑исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения
- Кардинал николай кузанский.
- Николай коперник
- Галилео галилей
- Парацельс
- Томас мор
- Эразм роттердамский
- Основные термины
- 6. Характеристика философии нового времени (XVI‑хviii) Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм)
- Фрэнсис бэкон
- Рене декарт .
- Томас гоббс.
- Джон локк .
- Бенедикт спиноза.
- Готфрид лейбниц .
- Джордж беркли
- Давид юм
- Основные термины
- 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители
- Монтескье
- Вольтер
- Гельвеций
- Гольбах
- Основные термины
- 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума
- Иммануил кант ,
- Основные термины
- Трудности
- 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга
- Основные термины
- Трудности
- 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа» Георг Гегель
- Основные термины
- 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека
- Основные термины
- 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии
- Основные термины
- 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители
- Огюст конт ,
- Джон милль
- Герберт спенсер
- Основные термины
- Трудности
- 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм
- Мартин хайдеггер
- Жан поль сартр
- Альбер камю
- Карл ясперс
- Основные термины
- 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки
- Основные термины
- Трудности
- 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30–50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии
- Александр герцен
- Тимофей грановский
- Николай чернышевский ,
- Иван киреевский.
- Константин аксаков
- Юрий самарин .
- Основные термины
- 17. Философия русской радикальной демократии 50–60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально‑философские позиции
- Николай чернышевский .
- Дмитрий писарев
- Петр лавров ,
- Михаил бакунин
- Петр ткачев ,
- Основные термины
- 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX – первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие)
- Основные термины
- 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в. С. Соловьев, н. А. Бердяев, и. А. Ильин)
- Основные термины
- 20. Космизм в русской философии (н. Ф. Федоров, к. Э. Циолковский, а. О. Чижевский, в. И. Вернадский). Его основные положения
- Основные термины
- 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п. Б. Струве, м. И. Туган‑Барановский, г. В. Плеханов, в. И. Ленин)
- Основные термины
- 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие
- Основные термины
- 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения
- 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
- Основные термины
- Трудности
- 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира
- Основные термины
- 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность
- Основные термины
- 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности
- Основные термины.
- 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании
- Основные термины
- 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы
- Основные термины
- 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии
- Основные термины
- Трудности
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей
- Основные термины
- 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания
- Основные термины
- Трудности
- 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи
- Основные термины
- Трудности
- 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории
- Основные термины
- Трудности
- 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности
- Основные термины
- 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности
- Основные термины
- 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества
- Основные термины
- 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно‑классовых общностей.
- Основные термины
- 38. Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность
- Основные термины
- 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия
- Основные термины
- 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе
- Основные термины
- 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание
- Основные термины
- 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико‑правовая культура и демократия
- Основные термины
- 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно‑интеллектуального содержания личности
- Основные термины
- 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе
- 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности
- Основные термины
- 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала
- Основные термины
- Трудности
- 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура
- Основные термины
- Алфавитный Указатель Терминов