logo
Шпаргалки по философии

Огюст конт ,

который декларировал следующее:

1. Современное знание находится в критическом состоянии анархии, потому что знания, достигнутые естественными и общественными науками разрозненны, спорны, противоречивы и не составляют единой системы однозначно понимаемых данных. Всё это является результатом того, что, и богословие (теология), и традиционная философия (метафизика), не справились с задачей объединения совокупности научных знаний в единую и научно достоверную систему. А не справились они с этимпотому, чтоони сами(теология и метафизика) не носят характера достоверных научных дисциплин.

2. Таким образом, поскольку богословие и традиционная философия оказались практически бесполезными, то от них следуетотказаться, а вместо нихсоздать новую систему объединения научных знаний, которая, с одной стороны, сохранила бы в себе всеобъемлющий характер теологии и философии, но, с другой стороны приобрела бы характер точной науки.

Таким образом, эта новая система объединения научных знаний должна быть, с одной стороны, философией, но, с другой стороны – точной наукой. Это есть её главное отличие от обычной умозрительной философии, и подчеркивается это отличие её названием – «позитивная философия».

Из названия следует, что это есть философия, дающая позитивное (правильное) знание, в отличие от традиционной философии, не дающей правильного знания.

3. Для того чтобы новая позитивная философия имела характер точной науки, она должна основываться только на научных фактах,поскольку только научные факты являются позитивными данными.

В соответствии с этим требованием позитивная философия должна полностью отказаться от умозрительных суждений с помощью метафизических категорий, не привязанных к конкретным практическим процессам и явлениям.

Следовательно, позитивная философия вообще не должна иметь никакого своего собственного содержания, потому что собственное содержание любой философии проистекает из теоретических рассуждений и не является строго научным.

Следовательно, всё содержание позитивной философии, если мы хотим сделать его научным, должно приходить в неё только из науки и формироваться только конкретными результатами достижений отдельных специальных наук.

Таким образом, мы теперь можем определить предмет изучения новой позитивной философии – достижения специальных наук.

4. Однако задача новой позитивной философии состоитне в том, чтобы просто изучать достижения специальных наук, ав том, чтобы свести воедино отдельные результатыэтихнаук в цельную научную систему знаний.

То есть речь идет в данном случае о синтезе достижений отдельных наук, который должна произвести позитивная философия, и, таким образом,

позитивная философия по своим задачам есть не просто научная, но и синтетическая философия.

5. Однако для синтеза достижений отдельных наук в единую научно достоверную систему знаний потребуется тщательный анализ содержания этих научных достижений. То есть, возникнет ситуация, когда к научному содержанию позитивной синтетической философии должно добавиться еще нечто, что подвергнет опасности её научный характер. И вот почему:

научность базового содержания позитивной синтетической философии образуется сама собой из того, что в это содержание попадают только и только результаты научных работ. А вот научность анализа этих результатов уже ничем не обеспечивается, поскольку традиционный философский анализ грешит абстрактностью и свободой получения ничего не значащих, с научной точки зрений, выводов.

Поэтому, если позитивная философия хочет отличаться от традиционной философии именно тем, что она есть и философия, и точная наука сразу, то, в соответствии с этим, она должна сузить приемы своей работы до применения только научных методов анализа, и полностью отказаться от любых методов анализа, принятых в традиционной философии.

6. Таким образом, синтетическая философия должна заниматься только синтезом конкретных достижений отдельных наук, и не заниматься никакими абстрактными проблемами, такими, например, как: материализм или идеализм, истинное и не истинное бытие, причины и сущность явлений, общее и единичное и т. д. Вместо этих бесполезных попыток объяснять мир, синтетическая философия должна заниматься только установлением связи между отдельными науками.

Для этого она должна:

– содержательно исследовать их достижения,

– вывести окончательное решение об их достоверности,

– оценить их практическую значимость и

– определить им место в обобщенной научной картине мира.

7. При этом важно, чтобы и сама наука, в свою очередь, не пыталась выдвигать претензии на раскрытие причин мировых явлений или претендовать на проникновение в их сущность. Наука должна лишь нейтрально описывать явления, анализировать статистику их повторяемости и формулировать на этой основе законы.

То есть наука не должна ставить задачу объяснения «почему» происходит то или иное наблюдаемое явление, поскольку единственной задачей науки является описание того, «как» происходит это явление.

А из этого следует, что основным методом позитивного научного познания является феноменологический метод, то есть метод, в котором только описательнообобщаются результаты научных наблюдений или экспериментов без каких‑либо попыток их толкования или объяснения.

И единственно доступным объектом научного познания, таким образом, может быть только явление (феномен), доступное реальному опыту из наблюдения или эксперимента.

Концепцией позитивизма Конт задал тенденцию на разделение философских и научных методов познания, обозначил проблему специфики научного знания, и заложил, тем самым, основы философии науки.

В дальнейшем к позициям позитивизма примыкали, хотя и расходились существенно с ним в деталях, Джон Милль и Герберт Спенсер.