Гольбах
развивал материалистическое мировоззрение, предваряющее в одной из своих частей дарвинизм, в следующих положениях:
1. Все знания человек получает через органы чувств с помощью ощущений, а всё, что в совокупности дано человеку в ощущениях, есть материя. Материя вечна и представляет собой бесконечное множество комбинаций простейших элементов (огонь, воздух, вода и земля), которые мы познаем только в соединении, но никогда в простом виде. Неотделимым свойством материи является движение, и, следовательно, движение также вечно, как и материя.
2. Материя образует собой природу всей Вселенной, и человек, как часть земной природы, является продуктом различных материальных условий, которые сложились на планете Земля. Сама Земля в своих свойствах зависит от положения среди других планет и звезд, и поэтому вполне возможно, что материальные условия на Земле будут меняться, и планета продолжит вырабатывать новые живые типы существ, в том числе и человеческие типы.
3. Таким образом, человек есть полностью продукт материи, и совершенно неосновательно делить его на две составляющие – на материальную и на духовную.
Душа рождается вместе с телом и умирает вместе с ним, и поэтому душа полностью идентична телу и разделять их между собой нельзя. И даже духовно‑интеллектуальная деятельность человека не является поводом для разделения души и тела, потому что духовно‑интеллектуальная деятельность человека есть не что иное, как особая форма его телесной деятельности.
4. Любая телесная деятельность основывается на восприятии ощущений, и, таким образом, мышление есть чувственное восприятие внешних ощущений от деятельности собственного тела, и чувственное восприятие внутренних ощущений от деятельности собственного мозга. Так как и первое, и второе, как продукты материи, не находятся во власти человека, то и мысли и поступки человека определяются не его волей, а властью законов материи.
5. Поскольку вся власть законов материи в природе имеет цель её сохранения, то и самосохранением человека, соответственно, как продукта природы,определяются все его мысли и поступки.
А поскольку самосохранение полезно во всех смыслах, то пользой, определяется высший смысл, высшая ценность поступков и мыслей человека даже не в рациональном смысле, а как проявление власти законов природы.
6. Следовательно, высшая добродетель, как высший смысл и как высшая ценность человеческой жизни, исходя из законов материи, состоит в том, чтобы способствовать счастью ближних. Ибо то, что полезно отдельному человеку, то полезно и всей нации, а человек, как часть нации, может быть счастлив только тогда, когда счастлива вся нация.
7. Таким образом, различение добра и зла дополнительно не требует ничего, кроме познания природы человека, которая есть материя, а законы материи требуют того, чтобы человек тянулся к добру и избегал зла.
Всё, что нужно человеку, таким образом, это пойти вслед за природой и соответствующим образом законодательно организовать разумное и справедливое управление обществом. Это может лучше всего осуществить просвещенный монарх, понимающий необходимость гуманистического законотворчества.
Просветительская философия Франциикоренным образом отличается от традиционной, обычной философии тем, что она привязана к злобе дня, к текущему социальному моменту инеразрывно связана с актуальными проблемами своего времени.
К достижениям философии Просвещения можно отнести следующее:
1. В центр философии правапросветителипоставили идею справедливости, которая, по их мысли, является средством компенсации имущественного и социального неравенства граждан.
2. Просветители первыми заговорили о правах нацийв том же духе, что и о правах человека. Если ранее справедливость миропорядка сводилась к учету факторов, относящихся к частной или общественной жизни человека, то теперь в систему факторов, принимаемых к учету в определении справедливости миропорядка, права наций стали включаться так же, как и права отдельных людей.
3. Просветители сформировали идею отделения политических прав человека от его естественных прав, и задали традицию философского обоснования необходимости политических прав человека.
4. В философии историипросветителивпервые попытались сформулировать цель исторического процесса, его движущие силы и смысл.Они не создали общей философии истории, потому что предполагали в качестве сил, управляющих историей, совершенно разные причины: божественное провидение, человеческий разум, деятельность личностей, случайности, страсти человека и т. д. Однако они впервые выдвинули идею общественного прогресса (Кондорсе), наличие которого в истории они выводили из процесса совершенствования человеческого разума – как появления более лучших идей, более разумных законов, роста научных знаний и т. д.
- Виктор Артурович Нюхтилин
- Трудности
- Основные термины
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии
- 1‑Я сторона основного вопроса философии –
- 2‑Я сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира.
- Основные термины
- Трудности
- 2. Общая характеристика античной философии Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители
- Милетская школ а
- Гераклит
- Эмпедокл из агригента
- Анаксагор из клазомен
- Школа пифагорейцев
- Элеаты (Элейская школа)
- Основные термины
- Трудности
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов‑идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме. Сократ
- Платон .
- Аристотель .
- Основные термины
- 4. Общая характеристика средневековой философии Ее основные направления и виднейшие представители Теоцентризм средневековой философии
- Ансельм кентерберийский .
- Фома аквинский .
- Основные термины
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально‑исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения
- Кардинал николай кузанский.
- Николай коперник
- Галилео галилей
- Парацельс
- Томас мор
- Эразм роттердамский
- Основные термины
- 6. Характеристика философии нового времени (XVI‑хviii) Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм)
- Фрэнсис бэкон
- Рене декарт .
- Томас гоббс.
- Джон локк .
- Бенедикт спиноза.
- Готфрид лейбниц .
- Джордж беркли
- Давид юм
- Основные термины
- 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители
- Монтескье
- Вольтер
- Гельвеций
- Гольбах
- Основные термины
- 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума
- Иммануил кант ,
- Основные термины
- Трудности
- 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга
- Основные термины
- Трудности
- 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа» Георг Гегель
- Основные термины
- 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека
- Основные термины
- 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии
- Основные термины
- 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители
- Огюст конт ,
- Джон милль
- Герберт спенсер
- Основные термины
- Трудности
- 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм
- Мартин хайдеггер
- Жан поль сартр
- Альбер камю
- Карл ясперс
- Основные термины
- 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки
- Основные термины
- Трудности
- 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30–50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии
- Александр герцен
- Тимофей грановский
- Николай чернышевский ,
- Иван киреевский.
- Константин аксаков
- Юрий самарин .
- Основные термины
- 17. Философия русской радикальной демократии 50–60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально‑философские позиции
- Николай чернышевский .
- Дмитрий писарев
- Петр лавров ,
- Михаил бакунин
- Петр ткачев ,
- Основные термины
- 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX – первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие)
- Основные термины
- 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в. С. Соловьев, н. А. Бердяев, и. А. Ильин)
- Основные термины
- 20. Космизм в русской философии (н. Ф. Федоров, к. Э. Циолковский, а. О. Чижевский, в. И. Вернадский). Его основные положения
- Основные термины
- 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п. Б. Струве, м. И. Туган‑Барановский, г. В. Плеханов, в. И. Ленин)
- Основные термины
- 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие
- Основные термины
- 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения
- 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
- Основные термины
- Трудности
- 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира
- Основные термины
- 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность
- Основные термины
- 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности
- Основные термины.
- 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании
- Основные термины
- 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы
- Основные термины
- 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии
- Основные термины
- Трудности
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей
- Основные термины
- 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания
- Основные термины
- Трудности
- 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи
- Основные термины
- Трудности
- 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории
- Основные термины
- Трудности
- 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности
- Основные термины
- 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности
- Основные термины
- 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества
- Основные термины
- 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно‑классовых общностей.
- Основные термины
- 38. Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность
- Основные термины
- 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия
- Основные термины
- 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе
- Основные термины
- 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание
- Основные термины
- 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико‑правовая культура и демократия
- Основные термины
- 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно‑интеллектуального содержания личности
- Основные термины
- 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе
- 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности
- Основные термины
- 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала
- Основные термины
- Трудности
- 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура
- Основные термины
- Алфавитный Указатель Терминов