25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность
Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера.
Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны:
– онтологическую, в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу, и
– гносеологическую, в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.
Онтологическая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается следующими путями:
1. Материя первична, а сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи (материализм).
2. Сознание существует независимо и от материального мира, и от человека, оно принадлежит Высшей Сущности (Нусу, Логосу, Богу, Абсолюту, Мировому Разуму, Абсолютному духу и т. д.). Сознание первично, потому что именно Высшая Сущность своим сознанием создает и организует мировой порядок, используя для этого материю как сырой материал (объективный идеализм).
3. Сознание формирует для человека мирчерез комплекс поставляемых самому себе ощущений, и поэтому активное индивидуальное сознание человека, обнаруживающее пассивную материю и представляющее её в осмысленно организованной форме, первично (субъективный идеализм).
4. Сознание существует отдельно от материи, а материя существует независимо от сознания, ничто из них не первично другому, но их взаимодействие определяет картину бытия (дуализм).
Гносеологическая сторонаосновного вопроса философии (познаваемость мира) решается двумя противоположными путями:
1. Мир познаваем.
2. Мир не познаваем.
Помимо своего основного вопроса, философия пытается в отношении сознания решить также проблемы природы сознания и механизмов его работы.
Относительно природы сознания общая позиция всех философских течений состоит в том, что сознание не материально по своей природе и не может быть объектом предметно‑практической деятельности человека.
Таким образом, сознание изначально всегда понимается только как субъективная реальность, только как нечто идеальное, присущее только внутреннему миру человека.
Что же касается механизмов работы сознания, то философия ограничивает здесь сферу своих интересов процессами интеллектуального порядка, а процессы, относящиеся к различным душевным состояниям, переживаниям и способностям, она оставляет другим наукам (психология, нейрофизиология). То есть философию интересует, и она исследует только то, что касается умственной деятельности человека.
Умственная деятельность – это по своей форме есть диалог сознания с самим собой в процессе своего взаимодействия с действительностью.
В процессе же взаимодействия с действительностью, умственная деятельность сознания характеризуется наличием двух компонентов:
1. Компонент чувственных ощущений(внутренних о себе и внешних, о мире).
2. Компонент смыслообразования(преобразование чувственных ощущений в интеллектуальные абстракции).
Переход компонента ощущений в компонент смыслообразования, то есть восхождение сознания от единичных чувственных ощущений действительности (внешней и внутренней) на уровень сложного интеллектуального знания о ней,называется мышлением.
В результате интеллектуализации мышлением чувственных ощущений, мышление создает знание о действительности, которое невозможно получить только средствами чувственного восприятия.
Мышление, создавая интеллектуальное знание о действительности, осуществляет, тем самым, объективацию сознания. Объективация сознания – это превращение мышлением содержания сознания в объекты, с которым мышление может работать.Для получения таких объектов мышление выделяет в сознании элементы, формирующие содержание, и наделяет эти элементы свойствами объектов познания, для чего воплощает их в те или иные мыслимые формы:понятия, суждения, идеи, гипотезы, теории, модели, образы и т. д.
Таким образом, мышление своей деятельностью объективирует сознание в различные формы идеальных представлений, с помощью которых, затем, конструирует или метафизические идеи, не связанные с реальным опытом,или абстрактные образы реальных объектовдействительности.
Способность мышления создавать метафизические идеи и абстрактные модели реальной действительности называется разумом. Разум создает метафизические идеи и модели реальной действительности из набора готовых интеллектуальных сведений, которые ему поставляет рассудок.
Рассудок – это способность мышления расчленять действительность на отдельные смысловые факты, классифицировать их по отличительным признакам, понятийно наделять определениями и тестировать на соответствие сложившемуся порядку вещей, то есть здравому смыслу. Специфика рассудка состоит в том, что рассудокработает только с готовыми, единожды и навсегда выработанными мышлением понятиями, не преобразуя их во что‑либо новое, и не синтезируя между собой.
Преобразует устойчивые понятия в новое, и синтезирует их в систему знания – разум. Таким образом, разум – это способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его творческому синтезу в различные системы знаний о действительности.
Исходя из этого, можно сказать, что рассудок и разум – это два уровня мышления, с помощью взаимодействия которых оно осуществляет свою деятельность по объективации сознания.
Деятельность мышления осуществляется в различных формах, исходными из которых являются: понятие, суждение и умозаключение.
ПОНЯТИЕ– это терминологически сформулированное средствами языкапредставление о чем‑либо, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления(например, понятия: «вода», «вино», «молоко» и т. д.).
Отличительным свойством Понятия является его способность собирать в себя различные объекты и объединять их в некие классы по существенным общим признакам (например, понятия вода, вино и кровь могут выражаться по общему признаку текучести единым понятием «жидкость»). Наиболее общими понятиями, вбирающими в себя не только существенные, но и всеобщие свойства действительности, являются категории (материя, причина, качество, движение и т. д.). Таким образом,
в понятиях происходит объективация сознания в форме мысленного обнаружения и терминологического определения отдельных объектов и явлений действительности.
СУЖДЕНИЕ–это мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение(«Вода замерзает и испаряется» – истинное, «Вода горит» – ложное).
Суждение может выражаться не только в предложениях языка, но и в символах (2 + 2 = 4 – истинное суждение, 2 + 2 = 6 – ложное).
Всё, что не может оцениваться с точки зрения истинности или ложности, не является суждением, и относится к другим формам мысли (Принесите мне воды! Вода холодная? Вода – сколько смысла в этом слове… 2 + 3; 4, 5, 6, 9, 48).
Таким образом, структура суждения должна содержать в себе такие понятия и смысловые связки между ними, которые могут быть доказаны или опровергнуты с точки зрения объективности. Исходя из этого,
суждение – это объективация сознания в форме выявления истинности или ошибочности существующих между понятиями связей и отношений, которые мышление обнаруживает или создает самостоятельно.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ– этоформа мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений логически выводится новое суждение.Исходные суждения в составе умозаключения называются посылками, а новое суждение, получаемое логически из посылок, называется заключением (или следствием). Например:
Все преступления наказуемы законом (1‑я посылка).
Воровство есть преступление (2‑я посылка).
Воровство наказуемо законом (заключение из двух посылок).
Все умозаключения подчиняются одному условию: если истинны исходные посылки, то истинно и выводимое из них заключение. Истинное заключение делает умозаключение правильным. Правильное умозаключение, таким образом, представляет собой истинное (или правдоподобное) выводное знание о действительности. Исходя из этого,
умозаключение – это объективация сознания в результатах осмысления мышлением действительности.
Таким образом, мышление объективирует сознание, воплощая и представляя его содержание в различных результатах своей работы.
Но сами результаты работы мышления требуют, в свою очередь, дополнительной собственной объективации для того, чтобы стать продуктом информационного обмена между людьми.Без этой объективации все результаты мышления оставались бы субъективным достоянием отдельных личностей (субъектов), неведомым для других субъектов.
Объективациясубъективногомышления человекав формы, объективно понятные другому субъекту (человеку),осуществляется средствами языка.
ЯЗЫК–это знаковая система, хранящая и передающая информацию. Языки бывают естественными (речь), или искусственными (алфавит, математические формулы, ноты, цифры, условные сигналы и т. д.). Благодаря языку устанавливаются точные и всеобще принятые обозначения объектов и явлений действительности, что создает условия для понимания процессов мышления отдельных субъектов другими субъектами и для обмена результатами этого мышления между ними.
Таким образом, язык является средством объективации сознания, в процессе которой мысли приобретают какую‑либо материальную форму своего выражения, общепринятую для всех и понятную всем.
Исходя из этого, элементы языка (слова, предложения, знаки, формулы и т. д.) – это средства, существующие в структуре языка, которые обозначают соответствующие понятия, суждения, заключения, образы и т. д., существующие в структуре мышления.
Но при этом нельзя говорить о тождестве языка и мышления, поскольку структура языка и структура мышления специфически разные:
– языковой знак не имеет смысла вне структуры своего языка,
– а элемент мышления обладает универсальным смыслом вне любой структуры сознания и в любой структуре сознания.
Следовательно, языковые функции относительно объективации сознания можно сформулировать двунаправлено:
1. Формулирование мыслей и результатов мышления в универсально понятных формах для хранения и обмена.
2. Коммуникация мыслей и результатов мышления.
Таким образом, соотнесенность языка и мышления выражается в том, что мышление объективирует содержание сознания в мыслимые формы, а язык обеспечивает их универсальное понимание, хранение и коммуникацию.
- Виктор Артурович Нюхтилин
- Трудности
- Основные термины
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии
- 1‑Я сторона основного вопроса философии –
- 2‑Я сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира.
- Основные термины
- Трудности
- 2. Общая характеристика античной философии Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители
- Милетская школ а
- Гераклит
- Эмпедокл из агригента
- Анаксагор из клазомен
- Школа пифагорейцев
- Элеаты (Элейская школа)
- Основные термины
- Трудности
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов‑идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме. Сократ
- Платон .
- Аристотель .
- Основные термины
- 4. Общая характеристика средневековой философии Ее основные направления и виднейшие представители Теоцентризм средневековой философии
- Ансельм кентерберийский .
- Фома аквинский .
- Основные термины
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально‑исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения
- Кардинал николай кузанский.
- Николай коперник
- Галилео галилей
- Парацельс
- Томас мор
- Эразм роттердамский
- Основные термины
- 6. Характеристика философии нового времени (XVI‑хviii) Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм)
- Фрэнсис бэкон
- Рене декарт .
- Томас гоббс.
- Джон локк .
- Бенедикт спиноза.
- Готфрид лейбниц .
- Джордж беркли
- Давид юм
- Основные термины
- 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители
- Монтескье
- Вольтер
- Гельвеций
- Гольбах
- Основные термины
- 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума
- Иммануил кант ,
- Основные термины
- Трудности
- 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга
- Основные термины
- Трудности
- 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа» Георг Гегель
- Основные термины
- 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека
- Основные термины
- 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии
- Основные термины
- 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители
- Огюст конт ,
- Джон милль
- Герберт спенсер
- Основные термины
- Трудности
- 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм
- Мартин хайдеггер
- Жан поль сартр
- Альбер камю
- Карл ясперс
- Основные термины
- 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки
- Основные термины
- Трудности
- 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30–50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии
- Александр герцен
- Тимофей грановский
- Николай чернышевский ,
- Иван киреевский.
- Константин аксаков
- Юрий самарин .
- Основные термины
- 17. Философия русской радикальной демократии 50–60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально‑философские позиции
- Николай чернышевский .
- Дмитрий писарев
- Петр лавров ,
- Михаил бакунин
- Петр ткачев ,
- Основные термины
- 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX – первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие)
- Основные термины
- 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в. С. Соловьев, н. А. Бердяев, и. А. Ильин)
- Основные термины
- 20. Космизм в русской философии (н. Ф. Федоров, к. Э. Циолковский, а. О. Чижевский, в. И. Вернадский). Его основные положения
- Основные термины
- 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п. Б. Струве, м. И. Туган‑Барановский, г. В. Плеханов, в. И. Ленин)
- Основные термины
- 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие
- Основные термины
- 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения
- 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
- Основные термины
- Трудности
- 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира
- Основные термины
- 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность
- Основные термины
- 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности
- Основные термины.
- 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании
- Основные термины
- 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы
- Основные термины
- 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии
- Основные термины
- Трудности
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей
- Основные термины
- 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания
- Основные термины
- Трудности
- 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи
- Основные термины
- Трудности
- 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории
- Основные термины
- Трудности
- 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности
- Основные термины
- 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности
- Основные термины
- 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества
- Основные термины
- 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно‑классовых общностей.
- Основные термины
- 38. Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность
- Основные термины
- 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия
- Основные термины
- 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе
- Основные термины
- 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание
- Основные термины
- 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико‑правовая культура и демократия
- Основные термины
- 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно‑интеллектуального содержания личности
- Основные термины
- 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе
- 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности
- Основные термины
- 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала
- Основные термины
- Трудности
- 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура
- Основные термины
- Алфавитный Указатель Терминов