logo
Шпаргалки по философии

21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п. Б. Струве, м. И. Туган‑Барановский, г. В. Плеханов, в. И. Ленин)

В противоборстве идей славянофилов и западников в Россиив конечном итоге победила западная ориентация, которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе марксизма.На смену народничествус его идеями крестьянских революций и общинного русского социализма,пришелтак называемый«легальный марксизм», призывающий к повторению западноевропейского опыта капиталистической организации экономики.

ЛЕГАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ отрицали любое насилие в политическом процессе,утверждали перспективность капитализма для Россиии предлагали совершенствовать общество путём демократических реформ.

Из учения Маркса легальный марксизм взял за основу положение об экономической прогрессивности капитализма относительно феодализма и тезис о закономерной смене феодализма капитализмом.

Русский легальный марксизм считал учение Маркса «отчасти верным», признавая закономерность прихода капитализма в Россию, ноотрицал необходимость революционной замены капитализма социализмом.

Основателем и первым идеологом легального марксизма в России стал Петр СТРУВЕ.

Струве объявил капитализм высшей ступенью развития общества, который закономерно пришел на смену устаревшему феодализму и не должен теперь никуда уходить с исторической сцены. Капитализм понимался им в качествеэкономически прогрессивной формы хозяйствования, которая даст стимул экономическому и социальному росту России.

Фатально предопределенную смену капитализма социализмом Струве отрицал, и вместо революционного свержения капитализма (по Марксу), предлагал постепенное изменение капиталистического общества в сторону его либерализации и увеличения свободс помощью демократических реформ, но при сохранении частной собственности.

Поскольку всё движение человеческой истории легальные марксисты понимали как закономерную смену экономических форм хозяйствования, то их более всего привлекали в учении Маркса именно методы финансово‑экономического анализа капиталистического производства.

Михаила ТУГАН‑БАРАНОВСКОГО особенно волновали проблемы эффективности сбыта произведенной продукции при капитализме.

Специфика капиталистического производства, по Туган‑Барановскому, состоит в том, что производство при капитализме перестает быть средством удовлетворения реальных потребностей населения и государства, и превращается в техническое средство для создания частного капитала.

Невзирая на реальные потребности общества в продукции того или иного предприятия, законы конкуренции и задачи увеличения финансовых накоплений заставляют хозяина предприятия постоянно расширять производство и повышать его интенсивность. Это является главной положительной чертой капитализма – постоянное стремление производителя внутренне совершенствоваться и двигаться вперед, несмотря на отсутствие внешнего спроса на его продукцию.

Но при этом производство превращается в экономически не обоснованную самоцель, и складывается ситуация, когда, несмотря на то, что каждое предприятие, стремящееся к расширению производства, повышает свою организованность, всё государство при этом понижает свою организованность, поскольку потребности государства и населения в продукции предприятий отстают от темпов её выпуска.

В итоге возникает кризис перепроизводства, предприятия несут убытки, а производство сворачивается. Подобный кризис является закономерным и периодически повторяющимся этапом любого капиталистического хозяйствования.Но это не повод отказаться от капитализма, поскольку основа у него здоровая иследует лишь ввести планомерную организацию производства,а также совершенствовать систему общественных отношений.

На базе легального марксизма в 90‑х г.г. в России возникло марксистское течение, названное «экономизмом».

ЭКОНОМИСТЫ единственно допустимыми средствами отстаивания интересов пролетариата считали экономические формы борьбы(стачки, требования, присутствие на заседаниях фабричного руководства, участие в городском самоуправлении и т. д.).Сферой интересов пролетариата они считали только экономические вопросы, отказывая пролетариату в праве на самостоятельные политические цели вне союза с другими слоями общества.

По их мнению, пролетариат плохо воспринимает политические лозунги, не обладает политическим сознанием, его рано еще учить социализму и он не способен создать свою политическую партию. Но в системе организованной легальной борьбы с властью, под руководством других, более зрелых оппозиционных слоев общества, пролетариат может живо откликаться на проблемы своих экономических и профессиональных интересов, и способен стать серьезной силой в легальной коалиции под руководством политических союзников.

В составеэтойполитической коалиции пролетариат сможет усиливать процессы постепенной демократизации монархического режима, в результате чегобез всяких политических переворотов и насильственных действийполитические и государственные формы правления в России изменятся в прогрессивном направлении.

Георгий ПЛЕХАНОВ был пропагандистом РЕВОЛЮЦИОННОГО МАРКСИЗМА В РОССИИи боролся с идеями легальных марксистов и экономистов.

Освобождение пролетариата Плеханов считал возможным только с использованием революционных форм политической борьбына базе социал‑демократической программы.

По этой программе революция должна быть буржуазной, поскольку своими силами, без помощи буржуазии, пролетариат не сможет произвести преобразования в обществе. Поэтому пролетариат должен просто получить максимальные выгоды от этой революции, не претендуя на всю власть в новом государстве.

На этом этапе пролетариат в союзе с буржуазией должен уничтожить монархию, что гораздо вернее и много важнее, чем непредсказуемо сразу же начать воевать с буржуазией.Для борьбы с буржуазией придется еще значительно повысить политическое самосознание рабочего класса и создать социалистическую рабочую партию.Только после этого пролетариат сможет превратиться в самостоятельную политическую силу и свергнуть капитализм.

Благодаря усилиям Плеханова марксизм возобладал в социал‑демократическом движении России, и в начале XX века в нем заметную роль стали играть радикальные элементы, объединившиеся вокруг Владимира Ленина.

РАДИКАЛЫ‑ЛЕНИНЦЫ главные усилия направили на созданиесоциал‑демократической«партии нового типа», состоящейиз профессиональных революционеров, которые возглавят и организуют борьбу рабочих масс.

Это радикальное крыло социал‑демократов, «большевики», в качестве главной целисвоей политической программыприняли идею установления в России «диктатуры пролетариата»,которая, взяв на себя власть в переходный после пролетарской революции период,насильственно уничтожила бы буржуазное государство и буржуазное общество.Диктатура пролетариата– это власть, не ограниченная никакими законами, котораяопирается только на силу победившего пролетариата.Руководит диктатурой пролетариата партия, которая начнет складывать новую систему государственной власти для построения социалистического государства и социалистического общества.

Диктатура пролетариата это власть «революционного народа», а революционным народом не может быть крестьянство, привязанное собственностью к земле. Не может быть революционным народом и вообще никакой другой слой общества, обладающий тем или иным своим имуществом. Революционным народом может быть только пролетариат, рабочий класс, у которого нет никакой собственности и которому нечего терять, кроме собственных цепей.

В исторической перспективе, после победы мировой пролетарской революции и создания всемирного социалистического государства, диктатура пролетариата станет общемировой системой власти. Дальнейшей окончательной целью этого процесса радикальные социал‑демократы, большевики, ставили по мере перерастания социализма в коммунизм задачу отмены государства, как средства насилия над людьми.При коммунизмеисчезнет надобность в насилии и в подчинении одних людей другим, агосударство станет ненужным.

Теория Маркса в дальнейшем господствовала в России как теория «марксизма‑ленинизма», состоящая из трех частей:

философии (диалектический материализм и исторический материализм),

политэкономии

и научного коммунизма.

Новое в российском марксизме (марксизм‑ленинизм):

1. Выдвижение тезиса о переходе капитализма в свою последнюю стадию – в империализм, как в высшую ступень развития монополистического капитализма, предваряющую социалистическую революцию.

2. Разработка закона о неравномерном развитии капиталистических странв эпоху империализма и выдвижение идеи о возможности победы социализма в одной или нескольких из них (а не во всех капиталистических странах сразу по Марксу).

3. Теория перерастания буржуазно‑демократической революции в социалистическую.

4. Учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней, и о коммунистической партии, как авангарде пролетариата.