20.4. Порядок использования и охраны отдельных видов природных ресурсов
Порядок использования и охраны земельных ресурсов. Действующее законодательство понятием «земля» обозначает верхний плодородный слой в части поверхности Земного шара, находящейся в пределах государственных границ России. В этом смысле земля измеряется квадратными метрами, километрами, гектарами.
Применительно к охране земель от загрязнения и иных факторов деградации чаще говорится об охране почв. «Почва» представляет собой плодородный поверхностный слой земли, образовавшийся в результате продолжительного взаимодействия органических и неорганических природных факторов. Его толщина колеблется от нескольких миллиметров в Арктической зоне до двух-трех метров в районах Черноземья. Юридически значимой характеристикой земли является то, что в отличие от «почвы» земля не может быть отделена от поверхности Земного шара.
Различия в качественных характеристиках почв – физических, химических, физико-географических, хозяйственно-экономических, исторических и даже эстетических, а также неразрывно связанные с этим эксплуатационные особенности (характеристики) почв служат основой для установления видов и категорий земель. В соответствии с основным целевым назначением все земли в Российской Федерации подразделяются на семь категорий (рис. 20.1).
|
|
Рис. 20.1. Распределение земельного фонда Российской Федерации по категориям на 1 января 2005 года
(по данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости):
1 - земли сельскохозяйственного назначения (25,7 %);
2 - земли населенных пунктов в черте поселений (1,1 %);
3 - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, космического обеспечения,
энергетики, оборонного иного значения (1,0 %);
4 - земли особо охраняемых территорий (1,9 %);
5 - земли лесного фонда (62,0 %);
6 - земли водного фонда (1,6 %);
7 - земли запаса (6,7 %)
Деление земель по категориям влияет на их правовой режим, требования к охране, отношения собственности на землю, порядок предоставления и изъятия земельного участка, ответственность, связанную с земельным участком, государственное управление данным земельным участком, платность землепользования.
Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производится в связи с изменением целевого назначения земель в случаях, предусмотренных в законодательстве, уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель в пользование или аренду. Категорирование земель имеет существенное экологическое значение. Экологически значимые и особо ценные земли выделены в отдельные категории. В земельном законодательстве определяется их правовой режим.
При решении вопросов о предоставлении земель в пользование или аренду соответственно учитывается, к какой категории они относятся, какими качественными и другими особенностями обладают.
Наряду с Конституцией Российской Федерации, Законом «Об охране окружающей среды» и другими законами, содержащими некоторые общие нормы относительно землепользования и охраны земель как части природы, отношения по использованию земель и их охране регулируются в рамках земельного законодательства, основу которого составляет Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ и ряд других нормативных актов.
Порядок использования и охраны недр. В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Недра в границах территории Российской Федерации являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
Государственный фонд недр охватывает как участки использующихся недр, так и участки недр, не привлеченные к использованию, в том числе континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
Месторождения полезных ископаемых – это накопление минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания пригодны для промышленного использования.
Все месторождения полезных ископаемых с запасами, оцененными как промышленные, составляют Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, который является частью Государственного фонда недр.
Пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Российской Федерации, а также иностранные юридические лица и граждане.
Недра предоставляются в пользование с целью:
- геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения;
- добычи полезных ископаемых;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сбрасывания сточных вод;
- создания геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, лечебные, оздоровительные учреждения и др.);
- удовлетворения других потребностей.
Недра предоставляются в постоянное или временное пользование.
Пользователи недр имеют право:
а) осуществлять на предоставленном им участке недр геологическое изучение, комплексную разработку месторождений полезных ископаемых и другие работы согласно условиям специального разрешения (лицензии);
б) распоряжаться добытыми полезными ископаемыми, если другое не предусмотрено законодательством или условиями специального разрешения (лицензии);
в) осуществлять на условиях специального разрешения (лицензии) консервацию предоставленного в пользование месторождения полезных ископаемых или его части;
г) на первоочередное продолжение срока временного пользования недрами.
Пользователи недр обязаны:
а) использовать недра в соответствии с целями, для которых они были предоставлены;
б) обеспечивать полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр;
в) гарантировать безопасность людей, имущества и окружающей среды;
г) приводить земельные участки, нарушенные во время пользования недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования в общественном производстве;
д) выполнять другие требования относительно пользования недрами, установленные законодательством Российской Федерации.
Пользование недрами является платным. Плата взыскивается за пользование недрами в пределах территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
Месторождения, в том числе техногенные, запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и Государственном балансе запасов полезных ископаемых.
Правовая охрана водных ресурсов. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ регулирует правовые отношения с целью обеспечения сохранения, научного обоснования, рационального использования вод для потребностей населения и отраслей экономики, воспроизводства водных ресурсов, охраны вод от загрязнения, засорения и исчерпания, предупреждения вредного воздействия вод и ликвидации их последствий, улучшения состояния водных объектов, а также охраны прав предприятий, учреждений, организаций и граждан на водопользование. Водный фонд Российской Федерации включает все водные объекты на территории Российской Федерации. К нему относятся (ст. 5 Водного кодекса РФ):
1) поверхностные водные объекты, включающие:
- моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
- водотоки (реки, ручьи, каналы);
- водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
- болота;
- природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
- ледники, снежники;
2) подземные водные объекты:
- бассейны подземных вод;
- водоносные горизонты.
Нарушение водного законодательства влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
Особенности правового режима растительного мира. Растительный мир – это совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа. В Российской Федерации отношения по поводу этой категории природных объектов традиционно регулируются разными отраслями законодательства: лесным, водным, о растительном мире вне лесов, о континентальном шельфе. Подобные различия связаны с тем, что хотя в естественно-научном смысле растительность, произрастающая на участках земли, относящихся к разным категориям, суть – единый растительный мир, в юридическом смысле леса, дикая растительность, произрастающая вне лесов, и водная растительность считаются разными природными объектами.
Следует обратить внимание на то, что к растительному миру относятся только дикие растения, т. е. экологически связанные с окружающей естественной природной средой. Культурные растения, выращиваемые человеком для потребления, не являются частью растительного мира именно из-за отсутствия указанной естественной экологической связи. Отношения по поводу этих растений регулируются гражданским, аграрным, хозяйственным (предпринимательским), административным, градостроительным законодательством.
С точки зрения действующего российского законодательства (ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 206-ФЗ), лес представляет собой совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т. п.), а также земли, животного мира, водных объектов и других компонентов окружающей среды, находящихся между собой в неразрывной экологической связи и представляющие собой единый природный комплекс, имеющий важное экологическое, экономическое, социальное значение. Такое понимание исходит из неразрывной экологической связи всех отдельно взятых природных объектов, расположенных на данной территории и обобщенных понятием «лес».
Статья 6 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 206-ФЗ подразделяет все объекты лесных отношений на две категории:
- лесной фонд. К этой категории относятся леса, расположенные на законодательно отграниченных от иных земель землях лесного фонда;
- леса, не входящие в лесной фонд – это леса, расположенные на землях иных категорий (обороны, городских поселений, особо охраняемых природных территорий и др.);
Таким образом, лесное законодательство регулирует отношения по использованию и охране лесной и древесно-кустарниковой растительности как на землях лесного фонда, так и на иных землях (ст. 6 Лесного кодекса РФ).
С учетом экономических, экологических и социальных функций лесов в лесном фонде выделяются защитные, эксплуатационные и резервные леса.
В соответствии с гл. 15 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Защитные леса с учетом особенностей правового режима разделяются на семь категорий защитности.
К эксплуатационным лесам (ст. 108 Лесного кодекса РФ) относятся леса многолесных регионов, предназначенные для освоения в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения экологических функций лесов.
Наконец, к резервным лесам (ст. 109 Лесного кодекса РФ) относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.
Исходя из того, что леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки, ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на таких землях, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ.
Правовые основы охраны животного мира. Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» регулирует отношения в области охраны, использования и воспроизводства животного мира, который представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
К объектам животного мира относятся любые организмы животного происхождения (дикие животные) или их популяции.
Видами использования объектов животного мира названы: охота; рыболовство; использование объектов животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетичных целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных; использование животных с целью получения продуктов их жизнедеятельности; добыча диких животных для содержания и разведения в неволе или полусвободных условиях для коммерческих и других целей.
Своеобразными памятниками живой природы, обладающими признаками уникальности, неповторимости, невоспроизводимости, служат редкие, исчезающие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Для усиления их повсеместной охраны, в соответствии с подписанными СССР и Российской Федерацией конвенциями, учреждаются Красные книги, куда заносятся сведения о состоянии такого рода растений и животных.
Включение животного или растения в Красную книгу означает с точки зрения закона повсеместное его изъятие из хозяйственного оборота и торговли, полный запрет на какое-либо использование либо изменение условий его обитания.
Международная Красная книга ведется Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, Красная книга Российской Федерации – Министерством природных ресурсов РФ. За нарушение законодательства возможна дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
Правовые средства охраны атмосферного воздуха. Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органы местного самоуправления. В их функции входят стандартизация и нормирование в этой сфере. Государственные стандарты являются обязательными и определяют понятия и термины, режим использования и охраны атмосферного воздуха, методы контроля за его состоянием, требования по предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух и т. д. Помимо этого устанавливаются нормативы: экологической безопасности атмосферного воздуха; ограниченно допустимых выбросов загрязняющих веществ и вредного воздействия физических и биологических факторов стационарными источниками; ограниченные нормативы образования загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух; использование атмосферного воздуха в качестве сырья; концентрации загрязняющих веществ в отработанных газах. Учитывая наличие государственных стандартов и нормативов, государство возлагает на предприятия, учреждения и организации соответствующие обязанности. Так, они обязаны применять меры по уменьшению объемов вредных выбросов, поддерживать в надлежащем состоянии сооружения, оборудование и аппаратуру для очистки выбросов и т. д.
Экономический механизм обеспечения охраны атмосферного воздуха состоит в лимитировании, экономическом поощрении и стимулировании охраны атмосферного воздуха.
Законодательство предусматривает, что правонарушениями в области охраны атмосферного воздуха являются: нарушение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ; превышение нормативов предельно допустимых уровней вредного воздействия физических и биологических факторов; использование атмосферного воздуха в качестве сырья основного производственного назначения без разрешения специально уполномоченных государственных органов и т. д.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Государство и право. Их роль в жизни общества
- 1.1. Происхождение государства и права
- 1.2. Понятие государства и его формы. Правовое государство
- 1.3. Понятие права. Источники права
- Глава 2. Правовая система и система права. Правоотношения
- 2.1. Понятие правовой системы. Основные правовые системы современности
- 2.2. Правовая система и система права
- 2.3. Правовые отношения и их предпосылки
- Глава 3. Правонарушение и юридическая ответственность. Законность и правопорядок
- 3.1. Правонарушение: понятие и состав
- 3.2. Юридическая ответственность
- 3.3. Законность и правопорядок
- Глава 4. Конституционное (государственное) право российской федерации – ведущая отрасль российского права
- 4.1. Предмет, метод, система конституционного (государственного) права России,
- 4.2. Источники конституционного права России
- Глава 5. Конституция Российской Федерации – основной закон государства
- 5.1. Понятие конституции и виды конституций
- 5.2. Общая характеристика Конституции Российской Федерации, ее сущностные черты и юридические свойства
- 5.3. Пересмотр, поправки, изменения Конституции Российской Федерации
- Глава 6. Гражданство российской федерации
- 6.1. Понятие и принципы российского гражданства
- 6.2. Основания приобретения и утраты гражданства
- 6.3. Двойное гражданство и безгражданство.
- Глава 7. Конституционные права, свободы и обязанности
- 7.1. Понятие конституционных прав и свобод
- 7.2. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина
- 7.3. Политические права и свободы человека и гражданина
- 7.4. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина
- 7.5. Конституционные обязанности человека и гражданина
- Глава 8. Федеративное устройство России
- 8.1. Россия – федеративное государство
- 8.2. Состав Российской Федерации и конституционные основы его изменения
- 8.3. Основы конституционно-правового статуса Российской Федерации и ее субъектов
- 8.4. Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
- Глава 9. Система органов государственной власти в Российской Федерации
- 9.1. Основы организации власти в Российской Федерации
- 9.2. Система федеральных органов государственной власти
- 9.3. Президент Российской Федерации – глава государства
- 9.4. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации
- 9.5. Правительство Российской Федерации
- 9.6. Законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти
- 9.7. Судебная власть в Российской Федерации
- 9.8. Конституционно-правовой статус прокуратуры
- Глава 10. Гражданское право российской федерации: гражданские правоотношения, физические и юридические лица, право собственности
- 10.1. Гражданское право Российской Федерации: понятие и система
- 10.2. Общая характеристика гражданского законодательства Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 10.3. Гражданско-правовые отношения, их возникновение, изменение и прекращение
- 10.4. Субъекты гражданских правоотношений
- 10.5. Право собственности. Субъекты права собственности и защита их прав
- Глава 11. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение
- 11.1. Понятие обязательства, основания его возникновения и прекращения
- 11.2. Гражданско-правовые договоры: понятие и виды
- 11.3. Общая характеристика отдельных видов гражданско-правовых договоров
- 11.4. Ответственность за нарушение обязательств
- Глава 12. Наследственное право
- 12.1. Общие положения о наследовании и оформлении наследственных прав
- 12.2. Наследование по завещанию
- 12.3. Наследование по закону
- Глава 13. Интеллектуальная собственность и ее правовая защита
- 13.1. Понятие интеллектуальной собственности
- 13.2. Авторское право и смежные права
- 13.3. Патентное право
- 13.4. Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции
- Глава 14. Семейное право
- 14.1. Понятие, предмет и метод семейного права Российской Федерации
- 14.2. Заключение и прекращение брака в Российской Федерации. Недействительность брака
- 14.3. Взаимные права и обязанности супругов
- 14.4. Правоотношения родителей и детей
- 14.5. Порядок уплаты и взыскания алиментов
- Глава 15. Трудовое право российской федерации и его источники. Трудовой договор
- 15.1. Понятие и источники трудового права
- 15.2. Понятие и признаки трудового договора
- 15.3. Стороны трудового договора
- 15.4. Форма и содержание трудового договора
- 15.5. Срок трудового договора
- 15.6. Гарантии при заключении трудового договора
- 15.7. Прекращение трудового договора
- Глава 16. Трудовая дисциплина и ответственность за еЕ нарушение
- 16.1. Понятие дисциплины труда и трудового распорядка организации. Поощрения за труд
- 16.2. Дисциплинарный проступок и дисциплинарные взыскания
- 1) Замечание;
- 2) Выговор;
- 3) Увольнение по соответствующим основаниям.
- Глава 17. Административное право
- 17.1. Понятие, предмет и метод административного права Российской Федерации
- 17.2. Система и источники административного права. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
- 17.3. Административное правонарушение и административная ответственность
- 17.4. Административное наказание: понятие и виды
- 17.5. Основы административного процесса
- 17.6. Производство по делам об административных правонарушениях
- Глава 18. Уголовное право и Уголовный закон. Преступление
- 18.1. Понятие, задачи и принципы уголовного права. Уголовный закон
- 18.2. Понятие и признаки преступления. Классификация преступлений
- 18.3. Множественность преступлений
- Глава 19. Уголовная ответственность
- 19.1. Понятие уголовной ответственности, ее возникновение и прекращение
- 19.2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Глава 20. Основы экологического права
- 20.1. Экологическое право Российской Федерации: понятие и предмет его правового регулирования
- 20.2. Законодательство об охране окружающей среды:
- 20.3. Права и обязанности природопользователей
- 20.4. Порядок использования и охраны отдельных видов природных ресурсов
- 20.5 Понятие и состав особо охраняемых природных территорий
- Глава 21. Правовые основы защиты государственной и коммерческой тайны
- 21.1. Экономическая безопасность государства
- 21.2. Государственная тайна и правовые основы ее защиты
- 21.3. Коммерческая тайна и особенности ее правовой защиты
- 21.4. Ответственность за нарушение законодательства о государственной и коммерческой тайне
- Глава 22. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности
- 27. Косвенный умысел означает, что