8.2. Состав Российской Федерации и конституционные основы его изменения
Российская Конституция закрепила в ст. 65 состав Российской Федерации из 89 субъектов, из которых: 21 – республики, 6 – края, 49 – области, 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, 1 – автономная область, 10 – автономные округа.
С 1 декабря 2005 года в Российской Федерации стало 88 субъектов в связи с объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ.
С 1 января 2007 года – 86 субъектов в связи с объединением Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа в Красноярский край на основании Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ.
С 1 июля 2007 года – 85 субъектов в связи с объединением Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край, о чем принят Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 года № 2-ФКЗ.
С 1 января 2008 года – 84 субъекта в связи с объединением Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в Иркутскую область на основании Федерального конституционного закона от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ.
Среди сравнительно небольшого числа федераций мира Россия является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов, но и по числу их разновидностей (6 разновидностей).
Конституция Российской Федерации предусматривает возможность изменения состава Федерации в следующих случаях:
1) в связи с изменением (увеличением) территории Российской Федерации. Речь идет о принятии в состав РФ нового субъекта (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ). Возможность сецессии, т. е. выхода какого-либо субъекта из состава Российской Федерации Конституция РФ в прямой постановке не допускает;
2) в рамках существующих границ, которое возможно в силу двух обстоятельств:
- в связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ), как в случаях объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа; Камчатской области и Корякского автономного округа; Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа;
- в связи с изменением статуса каким-либо субъектом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ).
Условия и процедуры всех вариантов изменения состава Российской Федерации должны быть урегулированы на уровне федерального конституционного закона. В частности, в развитие конституционных положений принятФедеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта Российской Федерации возможно только на добровольной основе, при этом в состав Российской Федерации может быть принято как иностранное государство, так и его часть. В основе такого решения обязательно должен лежать (помимо соответствующего федерального конституционного закона) международный договор, заключаемый исключительно по инициативе иностранного государства, который может предусматривать, в том числе, и определенный переходный период для интеграции нового субъекта в федерацию.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта возможно как в связи с укрупнением, так и разукрупнением соответствующих субъектов. В настоящее время Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ закрепляет механизм образования нового субъекта Российской Федерации лишь в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта возможно только на добровольной основе, по инициативе заинтересованных субъектов Российской Федерации (т. е. субъектов, на территории которых образуется субъект), которая проявляется исключительно путем проведения региональных референдумов в этих субъектах Российской Федерации. Соответствующее предложение направляется Президенту Российской Федерации, который уведомляет о нем палаты Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними консультации. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации оформляется путем принятия специального федерального конституционного закона, проект которого вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации в случае положительных результатов референдумов во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации.
Изменение статуса субъекта Российской Федерации возможно также на основании процедуры, предусмотренной федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ). Однако такой закон пока не принят.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Государство и право. Их роль в жизни общества
- 1.1. Происхождение государства и права
- 1.2. Понятие государства и его формы. Правовое государство
- 1.3. Понятие права. Источники права
- Глава 2. Правовая система и система права. Правоотношения
- 2.1. Понятие правовой системы. Основные правовые системы современности
- 2.2. Правовая система и система права
- 2.3. Правовые отношения и их предпосылки
- Глава 3. Правонарушение и юридическая ответственность. Законность и правопорядок
- 3.1. Правонарушение: понятие и состав
- 3.2. Юридическая ответственность
- 3.3. Законность и правопорядок
- Глава 4. Конституционное (государственное) право российской федерации – ведущая отрасль российского права
- 4.1. Предмет, метод, система конституционного (государственного) права России,
- 4.2. Источники конституционного права России
- Глава 5. Конституция Российской Федерации – основной закон государства
- 5.1. Понятие конституции и виды конституций
- 5.2. Общая характеристика Конституции Российской Федерации, ее сущностные черты и юридические свойства
- 5.3. Пересмотр, поправки, изменения Конституции Российской Федерации
- Глава 6. Гражданство российской федерации
- 6.1. Понятие и принципы российского гражданства
- 6.2. Основания приобретения и утраты гражданства
- 6.3. Двойное гражданство и безгражданство.
- Глава 7. Конституционные права, свободы и обязанности
- 7.1. Понятие конституционных прав и свобод
- 7.2. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина
- 7.3. Политические права и свободы человека и гражданина
- 7.4. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина
- 7.5. Конституционные обязанности человека и гражданина
- Глава 8. Федеративное устройство России
- 8.1. Россия – федеративное государство
- 8.2. Состав Российской Федерации и конституционные основы его изменения
- 8.3. Основы конституционно-правового статуса Российской Федерации и ее субъектов
- 8.4. Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
- Глава 9. Система органов государственной власти в Российской Федерации
- 9.1. Основы организации власти в Российской Федерации
- 9.2. Система федеральных органов государственной власти
- 9.3. Президент Российской Федерации – глава государства
- 9.4. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации
- 9.5. Правительство Российской Федерации
- 9.6. Законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти
- 9.7. Судебная власть в Российской Федерации
- 9.8. Конституционно-правовой статус прокуратуры
- Глава 10. Гражданское право российской федерации: гражданские правоотношения, физические и юридические лица, право собственности
- 10.1. Гражданское право Российской Федерации: понятие и система
- 10.2. Общая характеристика гражданского законодательства Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 10.3. Гражданско-правовые отношения, их возникновение, изменение и прекращение
- 10.4. Субъекты гражданских правоотношений
- 10.5. Право собственности. Субъекты права собственности и защита их прав
- Глава 11. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение
- 11.1. Понятие обязательства, основания его возникновения и прекращения
- 11.2. Гражданско-правовые договоры: понятие и виды
- 11.3. Общая характеристика отдельных видов гражданско-правовых договоров
- 11.4. Ответственность за нарушение обязательств
- Глава 12. Наследственное право
- 12.1. Общие положения о наследовании и оформлении наследственных прав
- 12.2. Наследование по завещанию
- 12.3. Наследование по закону
- Глава 13. Интеллектуальная собственность и ее правовая защита
- 13.1. Понятие интеллектуальной собственности
- 13.2. Авторское право и смежные права
- 13.3. Патентное право
- 13.4. Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции
- Глава 14. Семейное право
- 14.1. Понятие, предмет и метод семейного права Российской Федерации
- 14.2. Заключение и прекращение брака в Российской Федерации. Недействительность брака
- 14.3. Взаимные права и обязанности супругов
- 14.4. Правоотношения родителей и детей
- 14.5. Порядок уплаты и взыскания алиментов
- Глава 15. Трудовое право российской федерации и его источники. Трудовой договор
- 15.1. Понятие и источники трудового права
- 15.2. Понятие и признаки трудового договора
- 15.3. Стороны трудового договора
- 15.4. Форма и содержание трудового договора
- 15.5. Срок трудового договора
- 15.6. Гарантии при заключении трудового договора
- 15.7. Прекращение трудового договора
- Глава 16. Трудовая дисциплина и ответственность за еЕ нарушение
- 16.1. Понятие дисциплины труда и трудового распорядка организации. Поощрения за труд
- 16.2. Дисциплинарный проступок и дисциплинарные взыскания
- 1) Замечание;
- 2) Выговор;
- 3) Увольнение по соответствующим основаниям.
- Глава 17. Административное право
- 17.1. Понятие, предмет и метод административного права Российской Федерации
- 17.2. Система и источники административного права. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
- 17.3. Административное правонарушение и административная ответственность
- 17.4. Административное наказание: понятие и виды
- 17.5. Основы административного процесса
- 17.6. Производство по делам об административных правонарушениях
- Глава 18. Уголовное право и Уголовный закон. Преступление
- 18.1. Понятие, задачи и принципы уголовного права. Уголовный закон
- 18.2. Понятие и признаки преступления. Классификация преступлений
- 18.3. Множественность преступлений
- Глава 19. Уголовная ответственность
- 19.1. Понятие уголовной ответственности, ее возникновение и прекращение
- 19.2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Глава 20. Основы экологического права
- 20.1. Экологическое право Российской Федерации: понятие и предмет его правового регулирования
- 20.2. Законодательство об охране окружающей среды:
- 20.3. Права и обязанности природопользователей
- 20.4. Порядок использования и охраны отдельных видов природных ресурсов
- 20.5 Понятие и состав особо охраняемых природных территорий
- Глава 21. Правовые основы защиты государственной и коммерческой тайны
- 21.1. Экономическая безопасность государства
- 21.2. Государственная тайна и правовые основы ее защиты
- 21.3. Коммерческая тайна и особенности ее правовой защиты
- 21.4. Ответственность за нарушение законодательства о государственной и коммерческой тайне
- Глава 22. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности
- 27. Косвенный умысел означает, что